вторник, 14 апреля 2015 г.

К 70-летию Великой Победы

Как полуслепой советский пилот сбил 15 фашистских самолетов
Дорогие коллеги!
Приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Всё больше интересных материалов появляется в Сети. Не могла пройти мимо вот этой поразительной информации о наших воинах, которые получили очень тяжелые травмы, но, тем не менее, благодаря своему мужеству, настойчивости, патриотизму сумели вернуться в строй и успешно воевать.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого открыла миру непревзойденное мужество и волю русского характера. Но на самом деле изувеченных советских летчиков было 16.
Спас Господь
Иван Леонов родился зимой 1923 года в Брянской области (тогда еще она называлась губернией). И был, что называется, «последышем» - так на Руси называли ребенка, родившегося последним. Он стал в семье тринадцатым. После семилетки он окончил железнодорожное училище. И некоторое время работал в депо. Но паренька манило небо, и он пошел в авиаклуб Осоавиахима. А весной 1941-го его призвали в армию. Летные навыки пригодились молодому солдату – с началом войны его отправили на учебу в Армавирскую школу пилотов, а затем – служить на Дальний Восток. После переподготовки в Арзамасе в 1943 году он, пилот «Ла-5», попал на Курскую дугу, где в воздухе сходились в смертельной битве тысячи самолетов одновременно! Как вспоминает сам герой, бои шли в два, а то и в три яруса. В июле он был сбит. Ранение оказалось тяжелейшим: снаряд от вражеской авиапушки попал в бронеплиту, осколком которой Леонову разворотило плечо.
Самолет же превратился в пылающий факел, и пилот с криком «Господи, помоги!», выпрыгнул из кабины. Получив от фашиста еще и пулю, когда уже спускался на парашюте, Иван плюхнулся в яму с водой на ничейной полосе. А рядом… приземлился невредимым немецкий летчик, самолет которого он только что сбил в воздухе. Понятно, что с двух сторон тут же начались попытки спасти своих. «Это был настоящий ад, - вспоминал впоследствии ветеран. – Даже «Катюши» ударили, отсекая фашистскую пехоту, кинувшуюся спасать своего немца. А что такое реактивные минометы, все хорошо знают. В общем, вынесли меня, а немца, который открыл огонь по нашим, убили». Ивана Антоновича прооперировали: ампутировать пришлось не просто руку, но и весь плечевой сустав, в том числе и лопатку.
Герой Советского Союза. Посмертно
После выздоровления он и не думал оставлять небо. Всеми правдами и неправдами убедил кадровиков оставить его в строю. Сначала Ивана Леонова отправили на должность офицера наведения в одну из частей. Но с течением времени ему удалось встретиться с легендарным летчиком Михаилом Михайловичем Громовым, командовавшим на тот момент воздушной армией. И не просто поговорить, но и убедить командующего разрешить ему вернуться на летную службу: генерал лично назначил его пилотом самолета связи. Позже вместе с однополчанином он разработали макет дюралюминиевого протеза. Управлял герой самолетом одной рукой. А пилотировать самолет таким образом – задача весьма не простая.
На счету Ивана Леонова 8 вражеских самолетов и 110 боевых вылета, половину из которых он совершил уже без руки. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно – в госпитале что-то перепутали и записали его в число погибших. А он воевал и только в 1947 году был уволен из рядов РККА по инвалидности.
Весельчак и очень открытый человек, кавалер множества орденов и медалей, Иван Антонович любит жизнь. Он женился, родил двух дочек, усыновил еще трех и двух мальчиков. В молодости гонял на мотоцикле, будто и не было страшной ампутации. А водительский стаж его составляет более полувека. В 1995 году о необычном ветеране вспомнили и присвоили ему Звезду Героя России. Иван Антонович до сих пор жив и проживает в Туле, где его называют «тульским Маресьевым». А имя его по понятным причинам занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Герои с протезами
На фронтах Великой Отечественной воевали полтора десятка безногих и полуслепых летчиков. Одного из них мы хорошо знаем – это Алексей Маресьев. Сбитый в ходе воздушного боя, он покинул самолет и несколько суток добирался до своих, в результате чего отморозил обе ноги, которые пришлось ампутировать. Но Алексей Петрович тоже вернулся в строй. Тоже – потому что ранее подобная трагическая история случилась с другим нашим асом – летчиком морской авиации Захаром Сорокиным. Расстреляв все патроны в воздушном бою, он протаранил немецкий самолет, после чего покинул кабину. И, приземлившись, за шестеро суток прополз через тундру 70 километров, добираясь к своим. Ступни обеих его ног спасти также не удалось. Но он продолжать громить врага, вернувшись к полетам. Подобная судьба была у летчиков Ильи Маликова и Александра Грисенко, Леонида Белоусова и Ивана Любимова, потерявших кто одну, а кто обе ноги, но продолжавших летать.
Осенью 1941-го летчик Григорий Кузьмин атаковал армаду фашистских бомбардировщиков, уничтожив два из них, но вынужден был приземлиться на занятой немцами территории. Героя спрятали у себя колхозники, но, увы, стараниями полицаев и гестапо он был обнаружен и помещен в концентрационный лагерь, из которого, правда, вскоре бежал. Партизанил, потом был переправлен на Большую землю, где выяснилось, что ноги его обморожены и нужна срочная ампутация ступней. Григорий Павлович добился возвращения в строй и воевал с большим успехом: на его счету десятки единиц бронетехники и автомобилей, 22 вражеских самолета, живая сила противника, и многое другое. Все это он уничтожил, совершив 278 боевых вылета. Весной 1943-го ему вручили Звезду Героя. А вскоре он трагически погиб: во время очередного боя его самолет, подбитый немецким асом, загорелся. Но Кузьмину удалось покинуть его. Однако парашют тоже охватило пламя, и он сгорел еще в воздухе, погубив Григория Павловича.
Фашисты вырвали глаз
В середине 1943-го летчик-штурмовик Иван Драченко, посадив кое-как сбитый самолет, потерял сознание. Очнулся уже в застенках гестапо. Начались жуткие пытки, в ходе которых взбешенные молчанием офицера фашисты вырвали ему глаз. Но воля к жизни и злость помогли Ивану бежать, когда его пытались доставить в концлагерь. Перейдя линию фронта он попал к нашим, и его прооперировали. После чего Драченко вернулся к полетам. А вот у будущего Героя Советского Союза Евгения Азарова, воевавшего с первого дня войны, проблемы с глазами начались после тяжелейшего ранения. Его уже хотели комиссовать и даже отправили в тыловой госпиталь – уж очень сильно у Азарова село зрение. Но «парню бравому» удалось перехитрить медиков: выучив расположение знаков на таблице, по которой проверяют зрение, он прошел проверку и получил от них заключение: «К полетам пригоден». Более того, его назначили командиром эскадрильи истребителей. Летая в качестве ведомого, полуслепой Азаров «приземлил» пятнадцать (!) вражеских самолетов.
Мы часто вспоминаем своих героев, и в нашей истории есть немало славных страниц. Но то, как воевали люди, которых практически списали, то, какую волю они проявляли для того, чтобы вернуться в строй, не поддается нормальному человеческому осмыслению. Понятно только одно: пока в России есть такие герои, завоевать ее невозможно.

«Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых – нет Церкви. Если нет героев-патриотов — нет страны. Христианин любит свою земную родину, дорожит ею, блюдет ее достоинство, радеет о ее величии…».
Выдающийся русский философ И. А. Ильин
Снимок в открытие статьи: Юрий Королев/ РИА Новости

ИНТЕРЕСНЫЕ  ССЫЛКИ о летчиках
Неистовый Гулаев. История самого эффективного лётчика Второй мировой войны
Бесстрашный «Малыш». Короткая жизнь и бессмертный подвиг Виктора Талалихина
Настоящий человек. Подлинная история летчика Алексея Маресьева
Ахтунг, Покрышкин! Легенды и мистика сопровождали летчика с самого рождения
Иван Кожедуб - человек и истребитель
Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана
Деревянное чудо Победы. Как советские ВВС победили Лютваффе

6 комментариев:

  1. Людмилочка, спасибо за информацию и новые знания! В последнее время читаю много воспоминаний о войне, все разные.. и за каждым - человеческая судьба...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, честно, не знала, что у нас было столько летчиков с протезами. Знали одного Маресьева, нашего земляка, кстати. Он из Камышина. А здесь такие поразительные истории, мне кажется, этот материал можно использовать в массовых мероприятиях.
      Ирина, спасибо за добрый отзыв, за внимание к блогу. Готовлюсь к завтрашнему семинару. Потом напишу тебе по электронке.
      Всего самого доброго и креативного!

      Удалить
  2. Людмила, спасибо Вам за этот материал. Очень Люблю тему лётчиков. Читала, что на Параде Победы лётчики были только Герои Советского Союза, а жещины отметили, чо это были самые красивые мужчины. Я читаю детям рассказ А. Пантелеева "Кожаные перчатки". Мне очень пригодится Ваш материал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я еще добавила ссылочки о подвигах наших летчиков во время войны. Информация очень интересная! Посмотрите, пожалуйста, надеюсь она Вам тоже пригодится. Удачи и успехов Вам в Ваших делах и мероприятиях.

      Удалить
  3. Спасибо Вам и за "добавку", и за пожелания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, рада была помочь. Всего Вам самого доброго!

      Удалить