пятница, 19 октября 2012 г.

Книга и чтение

Как книга становится красивой
Материалы к библиотечному уроку 
для школьников
«Прекрасно изданная книга», - часто говорим мы. «Прекрасно изданные книги» являются предметами коллекционирования, их выставляют  в музеях, продают на аукционах, демонстрируют на выставках. Что же в них такого прекрасного? Чтобы наши школьники не мучились, подбирая слова при ответе на этот вопрос, мы вооружим их терминологией, блеснуть которой можно как в кругу друзей, так и на уроке. А также ознакомим читателей еще с некоторыми приемами в полиграфии, делающими  книги элегантными и благородными.
Авантитул, титул, контртитул и шмуцтитул, тиснение
Латинское Titulus означает  надпись, заглавие. Что такое титульный лист, знают все. На это место выносятся основные данные о книге: автор, заголовок, подзаголовок, если таковой имеется, название издательства, город и год издания. Учитывая, как много информации нужно поместить на этой странице,  для большого полета фантазии  художника-иллюстратора места остается совсем немного. Именно поэтому в книгоиздании существует масса различных других «титулов», с помощью которых книга становится арт-объектом.
Авантитул
Авантитул от лат. Avant - перед — это та страничка, которая идет перед основным титульным листом. На ней обычно помещают только некоторые данные издания, например,  фамилию автора или одну издательскую марку  (чаще всего даже без текстового названия издательства). Цель такого приема — разгрузить основной титульный лист от информации. Например, на авантитуле вы видите  серию и издательство, а дальше на титуле автора этого конкретного произведения, его название и т.д. Основное требование к авантитулу — легкость.  Иногда авантитул и титул вместе называют составной двойной титульный лист. Звучит солидно.
Титул (справа) и контртитул (слева)
Контртитул. Слово происходит от латинского  Сontra, то есть напротив. Отсюда ясно и местоположение этой страницы в книге. Она находится на противоположной от титула стороне. По правилам оформления книги титул — это правая страница, контртитул — левая страница того же разворота. Есть случаи обязательного употребления контртитула. Например, во всех переводных изданиях на титульном листе печатается русский текст, а на контртитуле сведения о книге на языке оригинала (автор, название, подзаголовки и другая информация). Но часто контртитул становится объектом художественного оформления книги. То, что любят рисовать  художники на контртитулах, носит название  фронтиспис. Происходит слово от латинских frons — лоб и   specio — смотрю. Фронтиспис — это иллюстрация, помещаемая на контртитуле. Как правило, отлично смотрятся на этом месте портреты авторов или главных героев произведения, а также жанровые иллюстрации, отражающие тему книги, а еще карты, планы, фотоколлажи.
Шмуцтитул
Шмуцтитул  происходит от немецкого слова  Schmutz, то есть грязь. Действительно, первоначально у этой дополнительной странички, вставляемой перед титульным листом, была вполне утилитарная функция — предохранить титульный лист от загрязнения и порчи. В современном книгоиздании шмуцтитул исполняет совершенно другую роль: он разделяет книгу на главы, части. Это та самая страничка, на которой пишется: «Глава вторая. Как чтение книг меняет нашу жизнь». Выдающиеся художники-иллюстраторы вдохнули жизнь в этот технический элемент разделения страниц,  сделав из него самоценный художественный объект. С их легкой руки в хорошо изданных книгах шмуцтитулы бывают рисованными, комбинированными, декоративными, сюжетными, иллюстрированными.
Есть элементы оформления книги, которые не привлекают повышенного внимания, но все вместе или по отдельности придают книге «приятность», вызывая визуальное и тактильное удовольствие.
Ляссе
К таким элементам относится, например, тканевая закладка, пришитая к корешку и немного выступающая за края книги. Она называется ляссе. Слово происходит из немецкого Lesezeichen – закладка. Ляссе бывает шелковой,  полушёлковой, хлопчатобумажной, плетёной, и, конечно, разнообразной по цвету, правильно подобранному ко всей цветовой гамме издания.
Каптал
Каптал — сокращение от немецкого Kaptalband - хлопчатобумажная, шёлковая или полушёлковая лента с белым или цветным утолщённым краем. Каптал относится к элементам внешнего оформления, это те тоненькие тканевые полосочки, которые мы видим в корешке книги. Конечно, основная функция каптала делать книгу более прочной. Однако, в книгах, изданных с любовью, каптал тщательно подбирается не  только к цвету корешка, но и к фактуре переплета (ткани, коже или другим материалам). Обратите внимание, как аккуратно и красиво выглядит эта тонюсенькая полосочка в дорогих и красивых книгах.
Обрез
Слово обрез не нуждается в  пояснениях. То, что кромка книжного блока может быть  покрыта золотом, известно всем. Причем, золотой обрез бывает как трехсторонний, так и односторонний. Но мало кто обращал внимание на другие  украшательства этой, иногда вовсе не маленькой (на толстых фолиантах) части книги. Обрез становится объектом специального вида художественного оформления, когда ему придают искусственную шероховатость, фигурность, как бы неровную обрезку (этот прием называется торшонирование). 
Торшонированный обрез
Его используют, стилизуя том под старину или в высокохудожественных изданиях на особых дизайнерских бумагах, посмотреть на структуру которых само по себе большое удовольствие. На обрез можно нанести  орнамент или рисунок,  часто очень нежный, едва заметный и от того особенно изысканный. 
Форзац
Форзац представляет собой сложенный пополам лист бумаги, который приклеивается одной стороной к переплетной крышке, а его другая сторона предваряет книжный блок. Естественно, что по своей утилитарной сути форзац просто элемент крепления обложки к блоку. Но посмотрите, какие разнообразные художественные приемы используют издатели в оформлении этого элемента. 
Форзац может быть просто белым — и это самый простой и беспроигрышный вариант, но и в этом случае форзацная бумага может быть разной толщины и разной так сказать «выделки». Иногда используют очень красивую фактурную цветную бумагу. Множество видов  фактур и  цветов  позволяет художнику-иллюстратору подбирать форзацы к цвету и материалу переплетной крышки. И, разумеется, нет предела в фантазиях по запечатываемому форзацу — когда для форзаца создаются отдельные иллюстрации, как тематические (например, карта, если перед нами географическое или историческое сочинение), так и декоративные.
Тиснение
Золотое и блинтовое тиснение
Все виды тиснения с технологической точки зрения похожи. Для них нужны штампы и высокая температура. 
Наиболее привычным является тиснение золотом — способ, при котором  выдавленные буквы или рисунок заполняются  золотой (серебряной) фольгой.
Можно не заполнять вдавленный рисунок фольгой, а оставить его пустым, то есть  слепым. От английского слова «слепой» - Blind — этот вид тиснения получил название блинт, или  блинтовое  тиснение. Так как рисунок в этом случае ничем не покрывается, то, чтобы его разглядеть, нужна однотонная поверхность. Если обложку с золотым тиснением можно назвать богатой, то с блинтовым — аристократической.
Конгрев
В противовес блинту - вдавленному изображению, конгрев — это  поднятое изображение, то есть буквы и рисунки становятся выпуклыми. Конгревное тиснение получило свое имя от английского изобретателя метода Уильяма Конгрева
Все эти виды тиснения применяются как на обложках, так и на корешках книг. На таких материалах как кожа, сафьян, лидерин нельзя печатать цветными красками, тиснение фактически здесь становится единственным способом украшения. 
Дублюра — этот переплет получил свое название от английского Doublure – подкладка. Прием редкий, но переплет выглядит роскошно. В этом случае у книги украшается не только внешняя часть обложки, но и оборот переплетной крышки, то есть бордюры. Бордюр, как правило, тиснят золотом. Такому богатому бордюру уж никак не к лицу соседствовать с обычным форзацем из белой бумаги, так что в качестве форзаца используют бархат, ткань, пергамент или бумагу верже.
Футляр — вещь понятная, обозначает коробку для книги. Футляры возникли в книгопечатании как защитная тара, в которой перевозили продукцию. В наше время они давно утратили свои практические свойства, став высокохудожественным аксессуаром. 
Футляр придает книге солидность, дополняет ее  и поддерживает единую оформительскую задумку художника. Футляры бывают открытыми и закрытыми, прямыми и фигурными, картонными и кожаными, запечатанными и тисненными, в общем, весьма разнообразными и красивыми.
Застежка - атрибут подарочного издания. Естественно, что применение застежек на книгах, так же как и  появление футляров, имело вполне практические причины. 
Первые рукописные книги создавали на пергаменте, из-за этого страницы имели некоторую разницу в размерах, книги было трудно «обжать», то есть сделать  блок ровным. Толщина материала влияла на толщину самих книг. Чтобы книгу было удобно хранить и перемещать, а также для ее лучшей сохранности и возникли застежки. Сегодня  наличие застежки явно указывает на то, что перед вами дорогое подарочное издание. Делают их в основном из кожи или комбинированными -  кожа и металл.
(Окончание следует)

2 комментария:

  1. Сколько мы изучали детали книги в институте, сколько раз используем в профессиональной лексике, а вновь и вновь перечитываем значение того или иного фрагмента))) Надеюсь, школьники это усвоят))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Геннадьевна, спасибо за комментарий, за то, что зашли в гости. Рада видеть Вас на страницах моего молодого блога. Мне понравился материал своей краткостью, наглядностью. Всё изложено доступным языком и читается, по-моему, интересно. Школьникам для общей эрудиции подойдет на все 100%. Хочется на это надеяться.

      Удалить