суббота, 8 декабря 2012 г.

В помощь библиотекарю

Примерный план по справочно-библиографической и информационной работе библиотеки на  2013 год
Дорогие коллеги!
Сейчас у нас идет горячая пора – время планирования и отчетностиПредлагаю вам примерный план по справочно-библиографической  и информационной работе (без привязки  к  срокам выполнения и ответственным). Конечно, в каждой области  руководящие методические центры (областные библиотеки) дают свою схему плана и отчета по библиографии. В нашей области эта схема включает 5 позиций:
1)  Информационно-библиографическое  
    обслуживание (ИБО)
2) Справочно-библиографическое  обслуживание (СБО)
3) Формирование  справочно-библиографического  аппарата   (СБА)
4) Создание  библиографической  продукции
5) Формирование   информационной  культуры  пользователей
Я предлагаю вам план по библиографии нашей библиотеки для того, чтобы вы могли выбрать понравившиеся вам названия и формы работы. Конечно, наша библиотека маленькая, всего два сотрудника, поэтому наши планы не столь объемны и всеобъемлющи, как планы центральных или каких-либо других крупных библиотек. Но для небольших библиотек как наша, а также сельских библиотек, мне кажется, вполне сгодятся.
Буду рада, если эта информация окажется востребованной и поможет кому-либо  в работе, а также всем комментариям, замечаниям и предложениям.

1. Информационно-библиографическое  обслуживание (ИБО)
1)  Количество  абонентов  информации
 а) индивидуальных -  3
 б) коллективных (групповых) – 1
 · члены Салона интеллектуального чтения и искусства «Перекресток духовности»
2) Создание  картотеки информации, где выделены абоненты   индивидуального библиографического информирования и  абоненты  группового  информирования.
3) Использовать в работе самые разнообразные формы  информирования:

а)  списки  новых  поступлений, тематические списки   
               
«Новинки на книжной полке»: Новые поступления в  библиотеку

«В помощь педагогу»: Новые издания и публикации к учебному  году

«Познавайте мир с новыми журналами!»: По страницам периодических изданий 2013 г.

«Книжный Гольфстрим»: Знакомимся  с  новыми  поступлениями в библиотеку»;

«Что можно взять в библиотеке почитать»: Новинки художественной литературы»;

«Новинки  издательств нашего региона»: (Краеведческая литература)  
      
«Я живу на земле Волгоградской…»: Новинки краеведческой литературы»

«Новинки из книжной корзинки»: Новая художественная литература» 

«Что можно взять в библиотеке почитать?»: Новинки художественной литературы»

 «Книжная радуга»: Новинки  художественной литературы за  2012 г.»

«Книжная Планета»: Знакомимся  с  новыми  поступлениями в библиотеку»

«Любителям художественной литературы»: Знакомимся с новинками»         

б) выставки-просмотры новой литературы, периодических  изданий;
 ·   информационные  выставки,  в том  числе:  
                         
«Вести из городской администрации»;

«Многоликий мир прессы»;

«пресс-круиз» «Путешествие по страницам новых изданий  для молодежи»

пресс-выставка для детей: «Всё в журналах интересно!»

кибервыставки:  «Мир персонального компьютера», «Компьютер, безопасность и дети», «Взрослые и дети читают в Интернете»: Правила  безопасного Интернета»

«Мир цифровой Вселенной»

«Окно в мир»: Новые и лучшие книги»

«Учись! Узнавай! Удивляйся!»: 1 сентября – День знаний

Выставка-адвайзер «Как не заблудиться на безграничных просторах Интернета»

Выставка-премьера «Литературный континент»: Новинки  современной художественной прозы»

Выставка-приглашение «Галерея книжных новинок»: Смотри и читай!»

Выставка-реклама «Новые книги Поволжья»: Узнаем лучше край родной!»

Выставка-премьера «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»: Новинки детской литературы»

Пресс-выставка «Периодика – 2013: Самое интересное и познавательное»

Выставка-реклама детских журналов «Почитаем, отдохнем – время с пользой проведем!»

Выставка-просмотр «Из книжного моря – на библиотечную полку»

Пресс-выставка «На журнальной волне»: По страницам новых журналов»

Выставка-реклама «Год без  скучных книг»: Новые поступления  в  библиотеку»

    · Виртуальные  выставки
«Компас  в  море  новинок»: Новые поступления»

«Компактно» об интересном и полезном»: Новинки  СD»

в)  оформление КЗД (календаря знаменательных дат)  в  фойе библиотеки  и  в читальном зале:
а)  «Памятные даты истории России»                                                                                                                                    б)  «Литературный календарь»;
в)  «Краеведческий календарь»         

г) Дни информации, беседы, обзоры, уроки, игры информационного характера:

День  электронного  издания «Электронные ресурсы в помощь учебе первокурсника»

День  периодики  «Журнальная карусель»
                   
День  знаний  «Первосентябрьский калейдоскоп»

Информ-ревю «В мир знаний – через библиотеку!»  
    
Деловая игра по компьютерным технологиям  «Мой персональный друг – компьютер»

Конференц-час  «Самые интересные журналы»

«Пресс-драйв» «Молодёжный мир»: по страницам  периодики.

День открытых дверей  «Информационные ресурсы библиотеки – молодежи»

Беседа-презентация «Путешествие по нечитанным страницам: Знакомимся с новой литературой»;

Беседа-обзор «Давайте читать вместе!»: По страницам новой детской литературы»;

Уроки  безопасного поведения  «Дети в сети Интернет»

Библиотечный   интернет-урок     «Прогулки  через  интернет – лес»

Урок  интернет-безопасности  «Чем  опасен  Интернет?»: Проблема интернет-зависимости»

Пресс-обзор новых детских периодических изданий «Друзья, а вам известно, что всё в журналах интересно?»

Обзор-беседа «Очень много мы узнаем – если книги прочитаем!»: Новые книги для детей младшего школьного возраста»;

Обзор-реклама  для первоклассников «К нам в гости новая книга пришла!»

Детский книжный калейдоскоп  «Своей интересной чудесной дорогой к нам новая книга идет!»: Путешествие в мир новой детской литературы»

Новогодняя Акция  «В  Новый  Год -  с  новой  книгой!» (цель  – дать читателям возможность выбрать с книжной выставки новинок книгу по душе и встретить Новый Год  с новой интересной книгой. Проводится во второй половине декабря).

д) Познавательные экскурсии в библиотеку

Медиа-экскурсия-презентация «Библиотека №4 в реале и в виртуале: Знакомство с библиотекой, её блогами «Библиокомпас» и «Михайловский краевед»

Экскурсия-приглашение «Добро пожаловать в библиотеку №4!»

Экскурсии-знакомство: «Тихий шелест страниц нам сопутствует в жизни повсюду…»: В гостях у библиотеки №4»,

Экскурсия-знакомство с библиотекой: «Есть такое  в свете чудо…»

«Библиотека открывает двери»,

Экскурсия-познание «Библиотека – окно  в  мир»

Экскурсия-знакомство «Самый  лучший  интернет  не  заменит книгу, нет!»: В  гостях  у  библиотеки  № 4»

«Приглашаем записаться в читатели»,

«Библиотека – молодым  читателям: ресурсы, услуги»,

«Библиотека приглашает…»,

«На библиотечной волне: Ресурсы, услуги, возможности библиотеки №4»,

«В гостях у библиотеки №4»  

«Вас ожидает мир чудесный книги!»,

«Первое знакомство с библиотекой»,

«Мы идем в библиотеку!»,

«Библиотека приглашает детей»,

«Первый класс – в библиотеку в первый раз!»,

«С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить!»

«Рады мы всегда  гостям, приглашаем в гости к  нам!»

е) Проводить оперативное информирование сотрудников  Городского Дома культуры, членов Салона интеллектуального чтения и искусства  по  индивидуальным  запросам,  делать ксерокопии статей по запрашиваемым темам, подборки и дайджесты публикаций.

2.  Справочно-библиографическое
обслуживание (СБО)
1) Вести постоянный учет основных процессов работы  с СБА.  Справочно-библиографическое   обслуживание проводить  в  режиме  «запрос – ответ». 
2) Осуществлять СБО с исчерпывающей полнотой и  оперативностью. Выполнить  в  течение  года  660 справок. Постоянно вести тетрадь учета выполненных  справок  повышенной  сложности.
3) Вести учет пользователей Интернет услугами.
4)  С помощью интернет-технологий осуществлять поиск информации по запросам пользователей.                     
        
3.Формирование  справочно-библиографичес-
кого аппарата (СБА)
1) Алфавитный и систематический каталоги:                                                                   а) Продолжить работу по организации и ведению АК и СК.
б) Более детальная рубрикация СК в соответствии со Средними таблицами ББК                                                                                                                                                
2) Систематическая картотека статей (СКС):                        
а) продолжить работу по организации СКС   в соответствии со Средними таблицами ББК
б) текущая аналитическая роспись газетных и  журнальных  статей  (самостоятельная роспись) – 100 ед.
в) выделить рубрики на актуальные темы:                                 
  «Золотое зарево Победы»: к  68-летию  Победы в Великой Отечественной
     войне;
  «200 огненных дней и ночей»: к 70-летию победы в Сталинградской битве
  «Огненная дуга»: к 70-летию Курской битвы

3) Краеведческая картотека, тематические  картотеки:       
   а) организация (создание) краеведческой картотеки;
   б) постоянное пополнение новыми карточками
   в) выделить  актуальные  темы  и  рубрики 
      ·  «Лучшие  люди  города»,
      ·  «Экология  Михайловки»,
      ·  «Земляки – участники  и  герои  Великой Отечественной  войны»  
   г) создать  картотеку  сценариев и методических материалов
   д) создание и регулярное ведение  картотеки  информации                                     
     
4) Проводить  индивидуальные консультации по темам:         
Как найти нужную книгу в библиотеке?                                
Как следить за новинками литературы?                               
Как правильно ориентироваться в библиотечном  пространстве?
СБА библиотеки: зачем он нужен?
Как увлечь малыша книгой?
Правила  пользования библиотекой и др.
Каталоги и картотеки библиотеки №4 
Как найти нужный ресурс в Интернете?
Как правильно оформить реферат, доклад, сообщение 
Электронный каталог, электронная  картотека  статей – как ими пользоваться  
Как находить нужную информацию в блогах  
                                                                                                    
4. Создание  библиографической  продукции:
Создание  информационно-рекомендательных  ресурсов для  юношества и детей,  широкого круга читателей:

Аннотированный список литературы «Прикоснись сердцем к подвигу: Новая литература о Великой Отечественной войне»

памятка-рекомендация  для старшеклассников  «Как написать доклад»  

обзор интернет-ресурсов для старшеклассников и студентов из серии «Библиотека – молодым читателям»: «Сайты для тех, кто хочет учиться»

пособие  «Что читать детям в Интернет»: Интернет-ресурсы для детского чтения»

информ-листовка  «Правила безопасного Интернета для детей»

памятка для школьников «Безопасный компьютер и Интернет для детей  и  подростков» 
      
инфодайджест  «Учитель…Как много скрыто в этом слове» (Год учителя в России)

серия книжных закладок «В сердцах и  книгах -память  о  войне», посвященную произведениям  военной  тематики: (К 68-летию Победы в Вов)

информационно-рекламный буклет «Библиотека № 4: её прошлое и настоящее»

рекламно-информационный список  «Читай, город! О нас пишут!»: Библиотека № 4 в СМИ»

шорт-обзор «Читаем журнал «Дальний Восток»

информационный буклет  «Ваш виртуальный мир»:  Интернет-ресурсы для людей с ограниченными возможностями

5. Формирование   информационной  культуры  пользователей.
Темы  библиотечных  уроков,  уроков  информационной  культуры  для  учащейся  молодёжи:

урок-путешествие «Веблиография - студентам»: Образовательные  ресурсы»

интернет-урок  «Библиотека – навигатор  в  море  информации»

урок-беседа: «Умеете ли Вы читать?»  
                                                                    
урок-презентация: «Книги бывают разные»:  Из  истории  книги  и  библиотеки»      
                                            
урок-познание:  «Информационная культура личности -  нужна ли она?» (с использованием компьютерной презентации в POWER  POINT)

урок-информация  «Развитие динамического чтения – веление   времени»

урок-практикум «Что такое СБА и зачем  он  нужен»

библиотечно-библиографическая игра «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»

библиотечный урок-реклама: «Городская библиотека № 4: её информационные ресурсы, услуги и возможности»

библиотечный урок: «Что такое периодика? Детские периодические издания в библиотеке №4»

библиотечно-библиографическая беседа-игра «Особенности работы со справочными изданиями

библиотечный урок-обозрение  «Как читать молодежные газеты и журналы»  

Вот примерная схема плана работы по СБО и ИБО. Конечно, здесь у нас отражены мероприятия не за один год. Надеемся, что эта информация окажется востребованной библиотекарями. Успехов вам, дорогие коллеги, в планировании и вашей повседневной работе!


9 комментариев:

  1. Спасибо за интересную и полезную информацию! К планированию работы на 2013 год очень кстати. Приглянулись несколько интересных форм работы и названий.
    На бис признательной публике от Автора будут посты по другим разделам плана? Просим-просим:-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медведь-краевед, придется Вас огорчить: в связи с нехваткой времени (через неделю сдать надо готовый годовой отчет да плюс еще есть непроведенные мероприятия) другие разделы плана пока освещать не планируется. Может быть, в следующем году...Конечно, хотелось бы помочь, чувствуется востребованность рекомендаций по этому направлению, но...Прощу простить за неоказание помощи страждующим новой информации по планированию. Интересные материалы есть в блоге Весты "Библио-S-путник", Библиомании, Библиосейшн (можно посмотреть более ранние посты).

      Удалить
  2. Мерси. Мы читаем все эти блоги:-)
    Интересен был валгоградский опыт.
    На будущий год, так на будущий. Лучше поздно, чем никогда:-)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Медведь-краевед, понимаю Вашу печаль и неудовлетворенность. Давайте я Вам вышлю по электронке наши планы за последние годы. Выберете, что Вам понравится, вот Вам и волгоградский опыт, а еще лучше - обменяться отчетами, где все расписано. Договорились?

      Удалить
    2. Людмила, здраствуйте. огромное спасибо Вам за подробный план. Могли бы Вы выслать планы мне тоже?

      Удалить
    3. Марина, здравствуйте!
      Простите, но выслать не могу. Во-первых, план 2012 г.,старый, его уже и в компьютере нет, Во-вторых, руководство наше не одобрило бы такую рассылку, ну а в третьих, мы дружим блогами и лично с Медведем-краеведом (блог Роза ветров. Север). Отправляла им по-дружески.
      Марина, Вы начинающий библиотекарь? Откуда? Я имею в виду, сельская или городская библиотека? Понимаете, в каждой системе (ЦБС) города, области свои требования к планам и своя разработанная структура планов. В нашем городе - такая, а у вас она может быть совсем другой. Основные разделы плана указаны, названия и формы - приведены. Вы выбирайте, что Вам понятно и что подходит. Если есть какие-то вопросы - напишите. Может быть, я помогу Вам найти на них ответы. Обращайтесь также к вашим методистам и библиографам, в их обязанности входит оказание методической и практической помощи библиотекам-филиалам.
      Удачи Вам, успехов в работе, добра и всех благ!

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Очень кстати! Отличная информация! Возьмём несколько форм работы, для своей библиотеки. И оформление очень даже ничего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, очень рада, что информация пригодилась. Рада видеть Вас в блоге, спасибо за добрый отзыв. Успехов Вам в планировании и Вашей работе!

      Удалить