КАК ПРОВЕСТИ ДЕНЬ ПОСОБИЯ
Методические рекомендации для библиотекарей
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут вам организовать и провести День библиографического пособия. Это прекрасная форма популяризации как самих библиографических пособий (в том числе и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них. Кроме того, вы сможете оказать консультационную помощь читателям не только по умению пользоваться рекомендуемыми пособиями, но и СБА библиотеки.
Цель данных рекомендаций - привлечь внимание библиотекарей к такой не часто используемой комплексной форме пропаганды библиотечно-библиографических знаний как День пособия (другое название – День указателя). Надеемся, что наши рекомендации и наш первый опыт проведения Дня пособия будут востребованы сотрудниками других библиотек.«Главное достоинство библиографического пособия состоит в том, что оно способно собирать вместе, концентрировать сведения о множестве произведений печати под любым, интересующим читателя, углом зрения».
И.Г. Моргенштерн
И.Г. Моргенштерн
День библиографического пособия (День указателя) - комплексная форма информационно - библиографического обслуживания читателей библиотеки. Это рекомендательно-информационный способ познакомить читателей с библиографической продукцией не только центральных издательств, библиографических центров (крупных национальных и областных библиотек), но и с собственной библиографической продукцией, созданной в стенах родной библиотеки.
Цель проведения Дня пособия – познакомить наибольшее количество читателей с библиографическими пособиями, как правило, рекомендательного характера.
День пособия проводится один раз в месяц (можно реже для небольших библиотек) и представляет собой одну из индивидуальных форм работы с читателями. Хотя можно его использовать для коллективного (группового) информирования посетителей библиотеки.
В этот день каждому читателю предлагается библиографическое пособие, предварительно сверенное с фондом. В пособиях сделаны отметки о наличии книг в каталоге и книжном фонде.
Особенность Дня пособия – на все тематические и неопределенные читательские запросы (что-нибудь почитать) нужно рекомендовать не конкретные книги, а предложить обратиться к библиографическим пособиям (указателям) и к СБА (справочно-библиографическому аппарату), с помощью которых читатель самостоятельно подбирает литературу. У книжных выставок по пособиям библиотекарь (библиограф) проводит беседы, обзоры, дает консультации. Возможна выдача понравившегося читателю пособия на дом. Запросы на конкретную книгу в этот день удовлетворяются библиотекой в обычном порядке.
В течение Дня пособия библиотекарь ведет запись наблюдений за использованием рекомендательных указателей и СБА (учитывает пособия, просмотренные в библиотеке и выданные на дом, а также число книг, выданных на основе обращения к указателям). В конце дня подводится итог:
- сколько в этот день было читателей,
- сколько они просмотрели указателей,
- сколько было выдано литературы из указателей.
- сколько они просмотрели указателей,
- сколько было выдано литературы из указателей.
Заполняется специальная таблица в День пособия, затем она анализируется.
На формулярах читателей, посетивших библиотеку в День пособия, желательно ставить условное обозначение, чтобы впоследствии можно было выяснить, обращались ли читатели, присутствовавшие на Дне пособия, к какому-либо из рекомендательных пособий в последующие посещения библиотеки. Эти приемы и методы позволят библиотекарям лучше изучить читателя.
Наблюдения позволяют определить:
- какие пособия предпочитают читатели,
- какие темы их привлекают,
- кто из читателей заинтересовался библиографическими пособиями,
- помогла ли выставка в популяризации библиографических пособий.
- какие темы их привлекают,
- кто из читателей заинтересовался библиографическими пособиями,
- помогла ли выставка в популяризации библиографических пособий.
- название пособия
- случайно ли Вы обратились к пособию? Знали ли о существовании подобного издания раньше?
- интересна ли для Вас тема пособия?
- понравилось ли оно Вам?
- выбрали ли Вы книги? Если «да», то, какие? (автор, название, место и год издания книги, статьи)
- появилось ли желание пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями?
- случайно ли Вы обратились к пособию? Знали ли о существовании подобного издания раньше?
- интересна ли для Вас тема пособия?
- понравилось ли оно Вам?
- выбрали ли Вы книги? Если «да», то, какие? (автор, название, место и год издания книги, статьи)
- появилось ли желание пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями?
Данная анкета-закладка поможет определить эффективность мероприятия – День пособия.
Желательно оформить ко Дню пособия выставку библиографических пособий или выставку одного пособия.
Схема выставки одного пособия:
- наверху стеллажа – заголовок выставки (это название библиографического пособия),
- на верхней полке в центре – само пособие (сверенное и отмеченное с каталогом и фондом),
- по бокам от пособия:
Слева – цитата из самого пособия или близкая по тематике. Справа – небольшой текст о названии выставки. Например: «О чем читать, что читать, как читать Вам поможет этот библиографический указатель».
На полках стеллажа – заголовки выставки (это 3 – 4 наиболее интересных раздела библиографического пособия). Здесь же представлена литература из этих разделов пособия. На нижней полке стеллажа собраны все наличные книги из библиографического пособия для выдачи читателям и пополнения выставки.
На открытие выставки в День пособия желательно подготовить рекомендательный обзор на 10 – 15 минут. Выставка регулярно пополняется книгами с нижней полки по мере их выдачи читателям. Срок действия выставки – до 1 месяца.
Предлагаем Вашему вниманию опыт проведения Дня пособия
в нашей библиотеке
Впервые в 2008 г. был проведен День пособия «Парад библиографических пособий». Это сложная, сегодня редко используемая форма библиографического обслуживания (в связи с малым поступлением издаваемой в стране библиографической продукции).
Цель проведения Дня пособия - популяризация как самих библиографических пособий (в т. ч. и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них.
Мы применили комплексный подход при проведении этого мероприятия. Была проделана большая подготовительная работа: составлена анкета для читателей, разработана выставка книжно-библиографических материалов, составлены специальные таблицы, подготовлены рекомендательные обзоры, беседы по экспонируемым пособиям и литературе, представленной в них, разработан библиотечный урок непосредственно ко Дню пособия.
Наш День пособия проходил в октябре 2008 г. Предварительно были отобраны самые интересные и, на наш взгляд, не потерявшие свою актуальность библиографические пособия, изданные до 90-х годов прошлого века. Это, в основном, пособия по художественной литературе и искусству, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве и др. Затем были отобраны пособия, поступившие из областных библиотек за последние годы, а также созданные в нашей библиотеке. Все отобранные пособия были пособиями рекомендательного характера. Все они были ранее сверены с алфавитным каталогом. Далее: были отобраны из фонда наиболее интересные книги из этих пособий.
День пособия начался с подготовки и оформления большой выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография – в помощь читателям», которая экспонировалась в течение 10 дней. Более подробно о ней ЗДЕСЬ.
В течение этого времени ежедневно проводилась большая кропотливая индивидуальная работа с читателями: рекомендательные обзоры представленных пособий и литературы из них (по экспонируемой выставке), консультации по умению пользоваться библиографическими пособиями и СБА библиотеки, анкетирование «Искусство быть читателем». Одновременно заполнялись специальные таблицы в День пособия, в которых отмечались: дата, ФИО, категория читателя, вид запроса (тематический, неопределенный), рекомендовано библиографическое пособие, выданы книги из пособия, обращение к другим частям СБА, примечание.
Основные мероприятия Дня пособия были проведены для студентов 1-го курса технологического техникума. В этот день студенты прослушали библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции» (здесь были представлены пособия разной формы, подготовленные библиографом), экспресс-обзор выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография – в помощь читателям», оформленной на абонементе. Это была необычная выставка: на одной её половине находились библиографические пособия (указатели, буклеты, дайджесты, рекомендательные списки литературы, беседы о книгах), а на второй половине выставки были представлены те книги и издания, о которых рассказывалось в библиографических пособиях. Понравившиеся книги и пособия можно было взять на дом.
Также студентам предложили принять участие в небольшом опросе-анкетировании, которое составной частью входило в День пособия. Не только студенты, но и читатели библиотеки по желанию заполняли анкету «Искусство быть читателем», главная цель которой – выяснить отношение к библиографическим пособиям, продукции, уровень информационной культуры читателей.
По результатам опроса-анкетирования было выявлено, что более 92% респондентов в разной степени пользуются каталогами и картотеками библиотеки, в качестве источника информации 70% отметили «библиотеку», по типу изданий наибольший процент был отдан справочной литературе (более 72% опрошенных). Всего 17% обращаются к библиографическим пособиям, хотя об их существовании знают более 66%, а 10% ими активно пользуются. 62% респондентов после знакомства с выставкой «Библиография – в помощь читателям» взяли книги из пособий, представленных на выставке.
Проанализировав «Таблицы в День библиографического пособия», мы выяснили, что 20 человек обратились к пособиям (из них: 12 – студенты, 1-школьник, 4 – служащие, 3 – рабочие), 15 из них – с тематическим запросом, 5 – с неопределенным. Им было рекомендовано 23 пособия (всего на выставке было представлено 31 пособие), выдано книг из пособий – 39 (на выставке представлено – 52. Вместо взятых читателями книг постоянно подкладывались другие, также из представленных на выставке пособий). К алфавитному каталогу обращались 13 человек, к систематическому – 3, по одному – к СКС и краеведческой картотеке, двое – не обращались к каталогам и картотекам.
Проанализировав результаты впервые проведенного Дня пособия, мы убедились, что это нужная и востребованная форма работы в библиографическом обслуживании читателей. Многие из них впервые узнали о библиографических пособиях.
Приложение:
Опрос-анкетирование:
«Искусство быть читателем»
Уважаемый читатель!
Впервые в нашей библиотеке проводится комплексное мероприятие – День пособия «Парад библиографических пособий». Цель проведения его – привлечь внимание наших читателей к библиографическим изданиям: указателям, рекомендательным спискам литературы, дайджестам, буклетам, беседам о книгах и др. с тем, чтобы показать, насколько интересные и нужные издания могут рекомендоваться в них. В рамках Дня пособия мы предлагаем Вам принять участие в небольшом анкетировании, которое поможет нам в дальнейшей нашей библиографической деятельности.
1. Как часто Вы пользуетесь каталогами, картотеками библиотеки?
(нужное подчеркнуть или поставить «галочку»)
- постоянно
- по мере необходимости
- редко
- не пользуюсь
2. Из каких источников Вы узнаете о новой литературе?
- периодическая печать
- радио, телевидение,
- Интернет
- от друзей и знакомых
- в библиотеке
- книжные выставки
- информационные списки новых поступлений в библиотеку,
- тематические списки
- из общения с библиотекарем
- другое_______________________________________
3. К каким типам изданий литературы Вы обращаетесь, если нужно найти ответ на интересующую тему?
- учебная литература
- производственная литература
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники)
- информационные издания
- библиографические пособия
4. Нуждаетесь ли Вы при выборе литературы в помощи библиотекаря?
- да
- нет
- иногда
5. Знаете ли вы о существовании библиографических изданий – рекомендательных (тематических), текущих, ретроспективных?
- да, я знаю об их существовании и пользуюсь ими
- да, я знаю об их существовании, но не пользуюсь
- да, я знаю об их существовании, но пользуюсь редко
- нет, я не знаю об их существовании.
6. Выбрали ли Вы книги из какого-либо библиографического пособия, представленного на выставке?
- да
- нет
7. Появилось ли желание пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями?
- да
- нет
- не знаю (не определился)
8. Хотели бы Вы прослушать библиотечный урок или консультацию о библиографических пособиях, для того чтобы знать лучшую литературу, новинки, получаемые библиотекой, и использовать их в учебе и самообразовании?
- да
- нет
- другое_________________________________________
9. Библиографическое пособие на какую тему заинтересовало бы Вас? (напишите, пожалуйста; можно несколько тем)
10. Ваш возраст (нужное подчеркнуть)
16 - 20 лет
21 - 30 лет
31 - 40 лет
41 - 50 лет
свыше 50 лет
11. Образование:
- среднее
- средне-специальное
- неоконченное высшее
- высшее
- другое_______________________________________
12. Ваша профессия (если работаете, укажите, пожалуйста):
Мы выражаем искреннюю признательность и благодарность всем, кто заполнит предложенные анкеты.
Большое спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий