суббота, 7 июля 2012 г.

Консультация

Интересные  формы  выставочной деятельности  библиотеки
В ряду различных форм рекламы книги, популяризации книжного фонда, выставки занимают особое место.
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления.
Каждая выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего ее. Это выражение мировоззрения ее творца, его жизненного опыта, отношения к людям и к себе.
Выставка – это всегда творчество. «Что я хочу сказать людям и миру, как я могу выразить себя через книги?» - вот что должно волновать библиотекаря, который готовит выставку. Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех!
Книжные выставки – это почти всегда своеобразная визитная карточка библиотеки, по ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы. 
Очень важно помнить о дизайне выставки. Дизайн имеет свои правила, соблюдая которые можно сделать выставку привлекательной и интересной.
Цветовое решение выставки.
Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний.
Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка получится не яркой, а пестрой. Наиболее удачно сочетаются:
черный с желтым;
черный с оранжевым;
черный с золотым или с серебряным;
красно-бело-синий;
белый на синем; белый на красном; белый на зеленом.
В последнее время получили большое распространение в библиотеках России так называемые «нетрадиционные выставки», которые не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей, вызывают всплеск эмоций. Основными составляющими организации таких выставок является творческое начало и фантазия библиотекарей. Нетрадиционные выставки – это возможность выйти за рамки стандарта, воплотить в жизнь свой оригинальный, не похожий на другие проект, использовать игровую природу визуальной культуры.
Главным в нетрадиционных выставках оказывается не только сама по себе книга (и цель выставки не только информация), а ее подтекст. Смысловой доминантой организации подобных выставок является создание целостного образа.

На эти выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие ее в качестве фона. Используются различные шрифты, натуральные предметы, макеты, модели, муляжи, бутафория. 
 Аксессуары можно подразделить на:– знаковые: цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов;
– художественные: картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты;
– предметные: предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.);
– декоративные: цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него;
– конструкционные: различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности: подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.
В процессе работы над нетрадиционными книжными выставками (НКВ) значительно расширилась их типология. Появились выставки-вопросы, - кроссворды, - словари, - советы, - демонстрации, - факты, - дискуссии, - предостережения и др.

Познакомимся с наиболее интересными из них: 
1.Выставка-вопрос: Чтобы подготовить эту выставку, необходимо провести предварительную работу по сбору занимательных вопросов, их систематизации по темам. Затем подобрать книги, периодику, в которых даны объяснения, ответы на эти вопросы. На выставке нужно поместить текст вопроса, а рядом – книги, отвечающие на этот вопрос (например, «Что оставим потомкам?» - книги по экологии; «Читатель спрашивает, книга отвечает» - (разные вопросы).
2.Выставка-полемика (выставка-спор) (читальный зал): Цель – помочь читателю в формировании мировоззрения, донести до него интересный, дискуссионный материал. Рассчитана на широкие круги читателей, прежде всего, на молодежь. Из последних книг, журналов, газет нужно выбрать наиболее интересный полемичный материал. Этот материал – в центр выставки, под заголовком, а вокруг нее по обе стороны дать рецензии из периодики по различным точкам зрения на данное произведение или тему. Активное использование цитат из представленной на выставке литературы, предложение читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги).  Название выставки может содержать в себе вопрос или сомнение, например: «Дети Арбата» - художественный вымысел или «объективный взгляд»? «Человек и природа: союзники или враги?» (экология).
3.Выставка-кроссворд: носит досугово-просветительский характер. Предназначена, в основном, для детей, молодежи, хотя может привлечь и взрослых. Нужно составить кроссворд, оформить его на листе бумаги и поместить на выставке. Здесь же – словари, энциклопедии, справочники, в которых содержаться ответы на вопросы кроссворда. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда. Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир.  Очень важно, как, в каком виде оформить выставку. Многое зависит от общей интеллектуальной, эмоциональной культуры библиотекаря, его мироощущения и даже настроения. И тогда, рядом с книгами, журналами встанут предметы, символизирующие тему. 
4.Выставка-икебана: На этой выставке обязательно нужны живые и засушенные цветы, оформленные в композицию, а также книги, статьи по цветоводству, стихи и отрывки из художественных произведений, посвященных цветам. Можно дополнить репродукциями натюрмортов или картинами. Названия выставок: «Цветы – наши нежные друзья»; «Цветы нам нежно улыбались»; «Мир цветов, прекрасный и таинственный»; «Есть в травах и цветах целительная сила».
5.Выставка-подарок. Оформлена с использованием природного материала, например: «Байкал – озеро сказки» - на выставке – ветки кедра, шишки, камешки. А на выставке: «Люблю тебя, мой край донской!» можно использовать ковыль, «перекати поле», степные цветы, татарник и т.п.
6.Выставка-посвящениеподснежнику – «Первый весенний цветок», (подснежник присутствует на выставке), березе – «Березка, береза, березонька» - (ветки березы, литература о ней, стихи). Все эти выставки оформлены с элементами фитодизайна.
7.Выставка-поиск. Чтобы школьники, завтрашние студенты, были с каталогами и картотеками библиотеки на «ты», можно разработать выставку-поиск, например: «История России в лицах: от Рюриковичей до Петра», выставить на обозрение лишь часть литературы, которая есть в библиотеке, пригласить школьников, разбить их на 2 команды и дать задание: за 45 минут с помощью каталогов и картотек найти всю недостающую литературу и разместить ее на витрине выставки.
8.Выставка-викторина. Если вы ставите целью знакомство юных читателей со словарями, справочными и энциклопедичными изданиями, то тогда можно оформить выставку-викторину: «Где найти ответ?». Например, картина Джорджоне и опера Серова посвящены одной женщине. Кому именно? Что такое эскалоп? Известно, что 1-ым президентом Греции был российский подданный. Кто? и др. вопросы. Таким образом, выставка-викторина предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Лучше, если викторина будет посвящена одной теме, и заголовок выставки будет в форме вопроса «Кто есть кто?», «Где эта улица, где этот дом?» и т.д. Вопросы должны быть разной степени сложности. Очень важно учитывать, на какую категорию читателей рассчитана выставка.  Выставка должна иметь текстовое обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине. Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг: 
а) Указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях);
б) Информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме;
в) Предложить написание курсовых, контрольных работ, рефератов по данной теме;
г) Дать заявки на проведение следующей выставки-викторины.
Постоянно поощряйте интерес к выставке, упоминайте о ней в разговорах с читателями, определите приз первому посетителю. Не будьте слишком серьезны, ведь это зона отдыха. Закончить викторину можно подобием теста: «Если вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний, если на 10 – 15 вопросов – знаток литературы; на 5 – 9 вопросов – запишитесь на абонемент; на 1 – 4 вопроса – срочно! запишитесь в библиотеку (на абонемент); не ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому что не прошли мимо нашей викторины!»
9.Озвученные книжные выставки.
а) Текст обзора, беседы у книжной выставки, записывается на аудиокассету, желающие могут потом прослушать ее с помощью наушников, или для группы читателей.
б) Проводится обзор представленной литературы на радио, телевидении.
в) Читателям предлагаются аудио-, видеоматериалы, имеющиеся в библиотеке по данной теме.
10.«Говорящие выставки». Не путать с озвученными выставками! Это выставки-обзоры, где музы всех искусств представлены в единстве. Например, разговор о поэзии продолжают живопись, музыка.
Проходят они в рамках одной темы: «Мировая художественная культура». Названия выставок:
1)«Байрон и западно-европейская культура романтической эпохи»;
2)«Тургенев и современное ему искусство»;
3)Французская культура I половины XIX века»;
4)«Импрессионизм – золотой век французской живописи».
Вот так готовилась 1-ая выставка (о Байроне). Поэт Байрон – это английская литература и искусство. В это время жили английские художники: Лоуренс, Тернер, которые обращались к поэзии Байрона, а т.к. Байрон – романтик, то на выставке собрано все о романтизме. Здесь Ф. Гойя, испанский романтик (картины «Гигант», «Портрет Изабели Кавос де Порсель» и др.) созвучны творчеству Байрона. Французская живопись – Эжен Делакруа – был влюблен в творчество Байрона, писал картины на его сюжеты. Вот композиторы, которые создавали произведения на творчество Байрона – Берлиоз (симфония: «Гарольд в Италии») и Шуман (увертюра к поэме «Манфред»).
Выставка состояла из 4 разделов на 4-х столах: На 1-ом – произведения Байрона. На 2-ом картины художников, книги о них или ими написанные. На 3-ем столе – литература по романтизму (монографии). На 4-ом – музыкальный раздел (творчество Шумана, Берлиоза и др.).
11.Выставка-витрина. Эта выставка состоит из 2-х частей. В одной из них демонстрируются предметные аксессуары, а в другой – книжные материалы. Например, выставка «Зеленая аптека» демонстрирует лекарственные растения и книги о них. То же самое выставка «Природные врачеватели», или «Лекарственные растения сада».
12.Выставка-совет. Она представляет книги, отвечающие на вопросы читателейДомашнему мастеру», «Как заготовить продукты впрок», «Учиться шить» и т.п.). Пример выставки-совета: «Ах ты, баня моя, да баня русская!». Кроме очень броских заголовков, традиционных книг и статей, советов как париться, какой веник выбрать и т.п., тут же выставку украшает джентльменский набор парильщика: дубовые и березовые веники, напитки, утоляющие жажду знатоков бани.
13.Выставка-демонстрация. Нетрадиционная выставка: «Вечерком за чайком» - все возможные самовары. Разговор о всевозможных сортах чая, способах заварки, о чае успокаивающем, бодрящем, лечебном заговорном и т.д.
14.Выставка-коллаж. Главное назначение ее привлечь внимание читателей. Она скорее носит рекламно-информационный характер. Тема обычно берется широко, например, «Я – молодой», в рамках коллажа группируются отдельные подтемы (мода, увлечение музыкой и т.п.). Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал: вырезки из газет и журналов, цитаты и заголовки. Выставка должна быть ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических групп или рядом с выставкой может быть информация, объявление, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку. 
15.Выставка-вернисаж. Она предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает использование цитат, антуража (краски, кисти, холсты).
16.Выставка-открытие. Какой-то новый материал, тема под новым углом, какие-то исследования и открытия – вот что в основе этой выставки. Пример: «Свет малой родины» (история нашего города, библиотеки, новые факты и данные, новые материалы).
17.Выставка-вдохновение. «Моя икона – женское лицо» - полезные советы о красоте и здоровье, о красивых женщинах, об уходе за лицом, стихи, посвященные женской красоте.
18.Выставка-ситуация. Читателям предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие», «Эту книгу я возьму с собой в поход» и т. д.
19.Выставка-тест для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагает наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
20.Выставка одного портрета. На выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас...» (о М. И. Лопухиной).
21.Выставка-диспут. Предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем их социального развития, оказания помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».
22.Выставка – бенефис читателя. Например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки – привлечение внимания к книгам через близкие интересы. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знания).
23.Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения ... района».
24.Выставка-хобби. Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а также и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме – это просто», «Наши руки не для скуки» и др.
25.Выставка-сказка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Всё это вместе с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд  выставки.

26.Авторская выставка. Новая форма выставочной работы. «Авторская выставка» - выражает творческую индивидуальность конкретного библиотекаря. При этом, не меняя основную цель выставки, - (популяризация книжного фонда) – авторский вариант гармонично активизирует общекультурные и профессиональные знания библиотекаря.
«Авторская выставка» - это взгляд библиотекаря на мир, выражение его мировоззрения, интеллекта, жизненного опыта. В конечном счете – это способ соединения библиотекаря и читателя, пробуждающий взаимный интерес, а значит, и интерес к литературе.
«Авторская выставка» - это всегда ответственность тех, кто причастен к ее созданию. Ведь специально предпосланное к выставке обращение ее составителя, квалифицированный паспорт специалистов, участвовавших в подготовке, - на виду у читателей. Именно обращение – важная составляющая часть выставки. Этот прием работает на имидж библиотекаря, помогает продемонстрировать сугубо личностный подход к своему творению. Обращениеи отправная точка выставки, и ее квинтэссенция. Диапазон авторской выставки практически не ограничен. Пример авторской выставки«Весны чарующая сила», «Золотая симфония осени», на которых представлена литература не только  об этих временах года, стихи, песни, поговорки, загадки, народные приметы, но и о художниках, репродукции их картин, композиторах и их произведениях, посвященных весне, осени. Можно использовать фитодизайн (композиции из веток вербы или букеты весенних, осенних цветов, листьев, различные поделки из природных материалов). Авторская выставка потому и называется «авторской», что здесь дается полная свобода  библиотекарю, который занимается её оформлением. Такая выставка, несомненно, привлечет внимание читателей, создаст у них  определенное настроение.
27.Выставка-адвайзер (выставка-консультация). В переводе с английского – adviser – советник, консультант. Пример выставки-адвайзер: «Что читать современной молодежи?»,  «Как выбрать профессию?» (по профориентации) и др. На такого рода выставках обязательно должен быть представлен методический материал: консультации, рекомендации, памятки  по теме выставки. Обзор этой выставки перед аудиторией тоже проводится в форме консультации. Пример выставки-адвайзер ЗДЕСЬ.

 Другие виды выставок:
выставка-ребус,
• выставка одной книги,
• выставка-игра,
• выставка-диалог,
• выставка-рекомендация,
• выставка-совет,
• выставка-чайнворд,
• выставка-словарь,
• живая выставка,
• выставка-знакомство,
• выставка-презентация (реклама, премьера),
• выставка-откровение,
• выставка, подготовленная читателем,
• выставка-настроение,
• выставка одного автора,
• выставка-поиск,
• выставка – исследование читательских предпочтений,
• выставка-досье,
• выставка-экспозиция,
• выставка-конфликт,
• выставка книжных иллюстраций,
• выставка-почта,
• выставка-календарь,
• выставка-осуждение, или антивыставка,
• выставка-дневник,
• выставка «Литературный герой».


Развёрнутые игровые книжные выставки (демонстрация)

Настольные книжные сюжет-выставки (демонстрация)

Презентационные выставки (демонстрация)

Внутриполочные выставки.
Они невелики по объему (5 – 6 названий книг) и по продолжительности (7 – 10 дней). Помогают раскрывать фонд, его отделы. На пустых полках кн. фонда абонемента расставляются книги из раздела, где находится кн. полка. Экспонируются как новые издания, так и незаслуженно забытые книги.
Реклама выставок, ссылки малые.
Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда, систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога» (также указывают разделы).
Особое внимание следует уделять рекламе выставки – от этого во многом зависят успех и эффективность выставки. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, на радио, наружная реклама (афиши, плакаты на улицах), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты).
Необходимо задействовать также сайт или блог  библиотеки. Если тема выставки продолжает оставаться актуальной и востребованной читателями, выпускается каталог. Самой интересной, эффективной и в то же время самой сложной и трудоемкой формой представления выставки является ее премьера или презентация. Презентация библиотечной выставки – комплексное мероприятие, где выставка является информационной основой, на которую «нанизывается» библиографический обзор, устный журнал, встреча с писателем и т. д.
Премьера – это первый показ, представление новой книжной выставки, праздник, устраиваемый библиотекой для своих читателей, в центре которого яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная библиотечная выставка.
Выставку можно включить в программу экскурсий по библиотеке. Реклама выставки музыкальная (аудио): «Мы еще встретимся, обязательно встретимся, и не 10 лет спустя, а в следующем месяце. Приходите к нам 20 июля сего года в 10.00, и вы попадете на открытие выставки (название выставки).
Необходимо вести тетрадь учета выставочной деятельности для того, чтобы после окончания демонстрации выставки определить её эффективность.
В тетради записываем:
Тема выставки
Исполнитель
Место проведения
Продолжительность работу выставки
Сколько материалов на ней представлено
Какова её посещаемость
Количество книговыдач с выставки
Количество просмотренных материалов
Отзывы, предложения по выставке.
Коэффициент использования (Q). Он высчитывается следующим образом: Количество взятой (выданной) литературы делится на количество представленной на выставке. Можно определить  - какая самая популярная выставка.
Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого нужно проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также необходимо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей.
В последние годы для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование, которые помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Полезные  ссылки:
Интересные формы выставочной деятельности  библиотеки  - 2
Всё о выставках в библиотеке
Методическая разработка цикла книжных выставок "Вкусная  книга"
Консультация "Книжная выставка" (в блоге "Копающаяся в методиках")

Выставочная деятельность библиотек
Выставочная деятельность: традиции и новации
Наглядно выставки можно посмотреть в блоге "Сельская библиотека"
Оформление выставок
Названия книжных выставок
Искусство книжной выставки
Книжная выставка: традиции и инновации
Выставка-инсталляция: фантазия и решение

В  помощь  библиотекарю:
Методика организации библиотечных выставок
1.Борисова О. О. Технология стендовой рекламы в библиотеке // Мир библиографии. – 2003. – № 5. – С. 30–35.
2.Бородина В. А. Выставки : [формы, свойства, целевое назначение] // Библиотечное обслуживание. – М., 2004. – С. 64–67. – (Серия «Библиотекарь и время» ; вып. 7).
3.Выставочная работа // Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб., 2000. – С. 160–162.
4.Вяткина В. В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77–81.
5.Вяткина В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37–44.
6.Горобченко Э. Н. Содружество прекрасных муз : из опыта выставочной работы // Библиотека. – 2003. – № 4. – С. 57–62.
7.Дацик В. В. Вернисаж в библиотеке : [книжные выставки с использованием репродукций, детских рисунков и других иллюстративных материалов] // Школьная библиотека. – 2007. – № 5. – С. 54–55.
8.Екимова Н. Г. К электронным версиям произведений // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 23–25.
9.Есина А. А. Выставка-конкурс как форма работы по читательскому развитию подростков // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – № 9/10. – С. 117–124.
10.Жабко Е. Д. Интернет как среда виртуального общения // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 45–50.
11.Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).
12.Зыков О. Выставочная работа публичных библиотек : опыт практического пособия. – Л., 1990. – 53 с.
13.Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах. – М., 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» ; вып. 4 (10)).
14.Матлина С. Г. Книжные выставки – обычные и необычные. – М. : Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» ; вып. 19)).
15.Матлина С. Г. Публика требовала: «Автора, автора, автора...» : [о разновидностях книжных выставок] // Библиополе. – 2006. – № 6. – С. 17–23.
16.Матлина С. Г. Эффективность выставочной работы (баланс между количеством и качеством выставок, критерии эффективности оценки выставок, показатели эффективности, дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки) // Библиотека в школе. – 2005. – № 22. – С. 33–38.
17.Молодцова А. В. Нетрадиционные книжные выставки: типы, методика организации и презентации // Сельские библиотеки: знаки перемен : сб. материалов / ПОУНБ им. А. М. Горького. –Пермь, 2003. – С. 114–120.
18.Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек / ГПНТБ России ; сост. Е. М. Ястребова. – М., 2006. – 102 с.
19.Пантюхова Т. В. Воплоти сценарий в жизнь : методическийматериал, посвященный организации книжных выставок // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. 7. – С. 79–83.
20.Рябыкин Н. Работа не напоказ // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 49–50. – (Как обустроить выставку).
21.Савельева Г. В. Книжная выставка как путь к читателю в информационном пространстве библиотеки // Школьная библиотека. – 2005. – № 7. – С. 26–29.
22.Семяновская А. П. Книжная выставка // Школьная библиотека. –2007. – № 1. – С. 66–68.
23.Таращенко А. От энергии моря – к энергии знаний! : о черноморских пейзажах и о природе выставок : [о мастер-классе «Выставка в системе библиотечных коммуникаций», проведенном в рамках II Всероссийского лагеря сельских библиотекарей] // Библиополе. – 2007. – № 11. – С. 19–20.
24.Тумарь В. Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78–79.
25.Фищук К. Н. Как провести выставку : [организация художественных и историко-краеведческих выставок] // Хроники краеведа. – 2006. – № 2. – С. 18–21. – Авт.: зав. отделом искусств
Ивановской ОБДЮ.
26.Хайфуллина Р. Как оформить выставку // Библиотека. – 2000. – № 1. – С. 70–71.
27.Ходырева Е. Когда оживают стенды : [методика подготовки книжно-иллюстративной выставки] // Библиотека. – 2006. – № 6. – С. 61–62.

Опыт библиотек по организации нетрадиционных книжных выставок
1.Голдина И. И. Нетрадиционная выставка – это современно! // Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23–24.
2.Гольман О. Ю. Нетрадиционные выставки // Новая библиотека. – 2006. – № 1. – С. 21–24.
3.Золотухина Н. Е. Книжная выставка-викторина «Подарки к Новому году» : массовая работа библиотек // Новая библиотека. – 2007. – № 2. – С. 41.
4.Киселева Т. В. И вкусно, и безумно интересно / Т. В. Киселева, Г. Н. Назарова // Библиотека. – 2009. – № 9. – С. 5–6.
5.Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах : [о книжной выставке «Моя любимая книга»] // Библиотека в школе. – 2002. – № 5. – С. 6–7.
6.Курганова М. Читать – это модно! Читать – это стильно! : новый подход к традиционным формам // Библиополе. – 2007. – № 2. – С. 22–23.
7.Матлина С. Г. Нестандартные и интерактивные выставки (выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др., возможности использования музыкального и видеоряда, особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий) // Библиотека в школе. – 2005. – № 21. – С. 34–39.
8.Мужикова Е. Выставка – всегда интересно : синтез творчества и практической деятельности. «Аршином общим не измерить...» – выставка-размышление // Библиополе. – 2008. – № 1. – С. 40–42.
9.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно // Библиополе. – 2008. – № 7. – С. 30.
10.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки-  диалоги // Библиополе. – 2008. – № 9. – С. 28–29.
11.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки-игры / Библиополе. – 2008. – № 10. – С. 32–33.
12.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки- предостережения // Библиополе. – 2008. – № 5. – С. 28–29.
13.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : выставки- сюрпризы // Библиополе. – 2008. – № 6. – С. 30–31.
14.Мужикова Е. Выставка – это всегда интересно : «фигурные» выставки // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 31.
15.Пантюхова Т. Каждый проект – это образ моря с иллюзией движения : [организация выставки в библиотеке – основа авторского образовательного проекта] // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 66–68.
16.Портянкина В. Талантливы и неповторимы : [о книжной предметной выставке, выставке-эксклюзиве] // Библиополе. – 2005. – № 3. – С. 19–22.
17.Потешная Т. Сто друзей ста мастей : [о книжных выставках – осенняя, съедобная, о животных, по флористике] // Библиотека. – 1998. – № 10. – С. 55–56.
18.Пчелинцева Л. Е. Выставки стали «говорящими» // Библиотека. – 2007. – № 7. – С. 4–5.
19.Рудишина Т. Пески разных берегов : необычная выставка : [осенняя выставка, посвященная летним путешествиям учеников и учителей] // Библиотека в школе. – 2003. – № 19. – С. 10.
20.Самусева Г. М. Как вывести затворниц в свет : продвижение книжного фонда // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 52–54.
21.Тимофеева С. А. Мы все спешим за чудесами : [оригинальные варианты книжных выставок] // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 2. – С. 68–73.
22.Шевченко Л. В. Книжная выставка: традиции и инновации : [организация тематической выставки, выставки одной книги, выставки-диалога, выставки-путешествия] // Читаем, учимся, играем. – 2004. – Вып. 2. – С. 70–73.
23.Шорова Л. О. Палитра профессионального мастерства : [авторская выставка и выставка «Литературное досье читателя»] // Библиотека. – 2002. – № 8. – С. 37–38.

Цитаты о библиотечных книжных выставках:

"Библиотечная выставка - это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность».
 Н. В. Збаровская

"…Иногда полезно посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии - дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой".
С. Г. Матлина

"…Выставка не должна быть "слепой", она должна быть "зримой", "видимой". Она не должна теряться, а должна выделяться… Но самое главное даже не это. Главное - необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое "цепляет", не дает пройти мимо..."
Я. В. Чиркова

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она - явление уникальное, экстраординарное, разовое".
О. П. Зыков

Цитата к выставкам  новинок: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки» и др.
Друзья, потеснитесь немного,
Торжественный час настает
Своей интересной, чудесной дорогой
К нам новая книга идет!

16 комментариев:

  1. Статья на тему того, что читает молодежь: http://www.tatarstan.com/articles/115/kakie-knigi-segodnya-chitaet-molodezh-tatarstana Думаю, верно для всей страны:)
    И вывод там интересный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за подсказку, Helen. Прочитала статью. В целом, с автором согласна. Молодежь стала меньше читать, преобладает прагматическое чтение. Но есть, есть молодые люди, чтение которых радует душу библиотекаря. У нас рядом с библиотекой три учебных заведения: ВУЗ, колледж и школа. Кстати, интересные наблюдения можно сделать. Есть среди студентов и наши любимчики - любимчики в том плане, что читают они замечательные произведения, сами, по собственному выбору и желанию - "Три товарища" Ремарка, "Сто лет одиночества" Габриэля Маркеса, "Над пропастью во ржи" Д. Сэлинджера и др. Радует, что читают настоящие книги! Будущие врачи. Про Фрейда, Ницше не говорю, уже давно прочитали, еще на 1 курсе, сейчас на третьем.

      Удалить
  2. Добрый день! В моём блоге "Сельская библиотека" есть тема, посвящённая районному смотру-конкурсу библиотечных выставок. заходите - знакомьтесь - http://selskajabiblioteka.blogspot.com/p/blog-page_5.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо за ссылку. Посмотрела с удовольствием. Сколько фантазии и креатива! Молодцы! В "Полезных ссылках" сделала ссылочку на Ваш блог.

      Удалить
    2. Людмила, спасибо за поддержку! Часто захожу и к вам - нахожу для себя нужные статьи. Спасибо!

      Удалить
    3. Мне кажется, что взаимопомощь, открытость и доверие между людьми - сейчас просто необходимы, иначе не выжить в трудных современных условиях, особенно маленьким библиотекам, а сельским тем более. Хорошо, что Вы сделали консультацию по планированию для сельских библиотек. У меня поисковых запросов с этой темой было очень много.
      Елена, спасибо за общение, всегда рада помочь. Всего Вам самого доброго! Удачи и хороших выходных.

      Удалить
  3. Это тоже пригодится, огромнейшее спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что информация с нашего блога востребована, нужна коллегам. Заходите в гости, будем стараться радовать Вас интересными и полезными материалами для библиотекарей.
      Спасибо Вам за добрый отзыв. Удачи и всего самого светлого и позитивного!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила. Благодарю вас за интересный, весьма полезный материал. Я недавно работаю в школьной библиотеке, и если работа с читателями не вызывает особых трудностей, т.к. я - бывший учитель, то специфическая библиотечная деятельность заставляет искать помощи в различных источниках информации. Ваш блог нашла совершенно случайно, отправной точкой послужил проект "Книжный шкаф...", в котором принимаю участие. Попыталась создать свой сайт, свой блог. Учусь. Вы для меня - ориентир. Материал про выставки окрылил меня, заставил изменить свое мнение об этом творчестве, ведь раньше, к своему стыду относилась к организации выставок формально и непрофессионально. И наглая просьба, загляните в мой блог, может быть, подскажете, той ли дорогой иду))):http://neprostoe-delo-biblioblog.blogspot.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я рада, что информация с блога Вам пригодилась. Мой блог ориентирован на начинающих библиотекарей, а также тех коллег, кто работает в библиотеке с непрофильным образованием. Здесь всё очень просто и доступно. Всегда рада буду видеть Вас в гостях.
      На Вашем блоге я побывала, стала ПЧ и комментарий оставила. Всё правильно Вы делаете. Побольше постов наберется и будет просто замечательно! Удачи Вам и всего самого доброго!

      Удалить
  5. Добрый день. Не подскажете ли, где можно познакомиться с нормативами, касающимися выставок? Например, сколько времени отводится на их подготовку и сколько они должны стоять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лидия, добрый вечер! Совсем недавно вышли новые нормативы - Приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2014 г. № 2477 “Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках”
      http://www.libsakh.ru/books/files/Prikaz-MK_2015-Ob-utverzhdenii_norm_vremeni.pdf
      Здесь в разделе "Массовая работа" есть нормативы на выставки (разные).
      Время экспонирования выставки не указано, но мне кажется, это всё определяется на месте, исходя из значимости выставки, её востребованности. Есть такие, что мы даже продлеваем время её действия, настолько она популярна. Конечно, нельзя потратив большие усилия на организацию и оформление большой выставки, сократить время её действия (жалко затраченных усилий!)
      Лидия, надеюсь, что нормативы Вам помогут разобраться. Мы маленькая библиотека и, конечно, больших масштабных выставок не оформляем (нет фондов, места). У нас проще с этим делом.
      Надеюсь, что я Вам хоть немного помогла. Удачи Вам!

      Удалить
    2. Спасибо Вам огромное, Людмила, конечно, Вы очень мне помогли, именно такого рода документ я и искала! Всего Вам доброго

      Удалить
    3. Дело в том, что наша директриса ссылается на какой-то норматив, по которому каждая, любая выставка должна стоять всего 2 недели, видимо, с тем чтобы мы делали их побольше. Вот мне и хотелось найти этот документ. Но похоже, его не существует в природе

      Удалить
    4. Лидия, а как же эффективность выставки? Ведь самое главное - насколько она нужна читателям. Можно сколько угодно оформлять выставок, которые никому не нужны. Это будет бесполезная трата рабочего времени. Ведь мы когда планируем выставочную работу, исходим из запросов читателей, юбилейных календарных дат. Но прежде всего, конечно, мы смотрим - нужны ли будут наши выставки НАШИМ читателям. Мне кажется, Ваша начальница неправа.
      Бывает, что выставка экспонируется месяц и больше. Она может обновляться, дополняться. Мы, например, выставку к 9 Мая - Дню Победы - делаем за месяц и активно её популяризируем и книги уходят влёт (книги новые, заказываем из Инета, в нашем маленьком городке в кн. магазинах нет такой новой литературы военной тематики). Всё зависит от СПРОСА и предложений читателей.
      И еще: у нас книги выдаются на месяц, а выставка, допустим, простоит две недели. И читатели её просто не увидят, не застанут.Для чего её делать?
      Нет, неправильно это. Хотя в больших библиотеках, может быть, и меняются так часто выставки, нужно просто поинтересоваться у коллег.
      Лидия, поинтересуйтесь у методистов больших библиотек этим вопросом, может быть, они подскажут правильный аргументированный ответ.
      Всего Вам самого доброго и позитивного. Удачи и с наступающим Новым Годом!

      Удалить
    5. Acest material trebuie citit, informație interesantă, mulțumiri autorului

      Удалить