К 255-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844)
(материал для литературной беседы для школьников)
Уважаемые коллеги!
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Эти слова поэт П.А. Вяземский посвятил великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Басни Крылова — сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются и простодушием, и народностью.
В. Г. Белинский
13 февраля 2024 г. исполняется 255 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, писателя, баснописца, драматурга, переводчика, издателя сатирических журналов, автора оперных либретто, сотрудника Императорской Публичной библиотеки, академика Петербургской Академии наук, члена Общества любителей российской словесности. Автор более 200 басен является уникальным явлением отечественной культуры.
Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию материал для литературной беседы о И. А. Крылове для школьников. Он включает в себя как известные, так и малоизвестные сведения о Крылове и даже совсем незнакомые факты из его биографии…
Но покорила меня информация о Крылове как библиотекаре, его открытия в библиотечном деле. Честно говоря, не знала об этом…
В конце поста есть интересные ссылочки по теме.
Материал для литературной беседы для школьников
Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. Многие ребята знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения.
13 февраля 2024 года исполняется 255 года со дня рождения знаменитого русского писателя – Ивана Андреевича Крылова.
В историю русской литературы И. А. Крылов вошел как народный писатель, великий баснописец, один из создателей русского литературного языка. Его басни — образец реалистического искусства. В них запечатлены особенности национального характера и ума русских людей. По манере и языку басни доступны самым широким массам читателей.
И.А. Крылов поднял басню на небывалую высоту. Он использовал оригинальные сюжеты российской действительности, сюжеты произведений Эзопа, Лафонтена, Марциала. Персонажи его басен навсегда вошли в нашу жизнь, а крылатые фразы из них - в нашу речь: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А Вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее Кошки зверя нет», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона», «У сильного всегда бессильный виноват» и др.
И.А. Крылов писал так просто и доходчиво, что каждый запоминал чудесный язык, узнавал русский характер.
При жизни Крылова басни его были переведены на десять языков: французский, немецкий, английский, польский, итальянский, датский, сербский, украинский, румынский и бурято-монгольский.
Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в девяти сборниках.
Волков Р. М. Портрет баснописца Ивана Крылова. 1812 год
И. А. Крылов: краткая биография
Детство и юность
Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему нелегко. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.
Басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество.
В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.
Ранее творчество.
Драматургия
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в кулачных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто. Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.
Издательская деятельность
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Последние годы
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 от двухстороннего воспаления лёгких.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
И. Эггинк. Портрет И. А. Крылова, 1834.
Интересные факты из жизни И. А. Крылова
1. Родители будущего баснописца жили бедно, и на хорошее образования для сына денег у них не было. Юный Иван учился самостоятельно по книгам, имевшимся в родительском доме.
2. В возрасте 11 лет Крылову пришлось начать работать, чтобы помогать семье после смерти отца.
3. Иван Крылов стал первооткрывателем жанра басен в России.
4. Своим знанием французского языка Крылов был обязан богатым соседям, которые безвозмездно обучили смышлёного мальчика.
5. Славу ему принесли именно басни, хотя он сам едва ли не самым значительным трудом своей жизни считал составление русско-славянского словаря.
6. Крылов набирался вдохновения, путешествуя по России. Всего в дороге он провёл более десяти лет.
7. Большинство его произведений подвергалось жёсткой цензуре тех лет, но это не остановило литератора, и он продолжил писать.
8. Около тридцати лет Иван Крылов проработал в Публичной библиотеке.
9. Мы знаем Ивана Крылова как талантливого баснописца, но лишь немногим из нас он знаком как драматург, издатель, библиотекарь, отличный переводчик, прекрасный рисовальщик и скрипач
10. В течение жизни Крылов написал 236 басен, но сюжеты многих из них позаимствованы у таких знаменитых авторов былых времён, как Эзоп и Лафонтен
Подборка малоизвестных фактов о странностях Ивана Андреевича Крылова
1. Необычное хобби.
Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал всевозможные ярмарки и принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем даже в схватке с матерыми бойцами.
«Народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, он посещал завсегда, толкаясь между пестрой толпой и прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов»
Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником».
«Единственную страсть, или, лучше сказать, чтото похожее на нее, имел он к карточной игре, но и в ней был всегда осторожен и всегда презирал игроков, с коими, однако же, прожил век». Чиновник, литератор, мемуарист Ф. Вигель.
2. Не пора ли причесаться?
Ивана Андреевича мало заботила собственная внешность. Ходил вечно нечёсаный, в заляпанном жирными пятнами кафтане или халате.
«Крылов, тучный, весьма некрасивый, ленивый, растрепанный, не завидной опрятности. О беспечности, лени и т. д. говорить нечего: слишком известно». Варвара Оленина.
«…был он замечателен неопрятностью, леностью».
Чиновник, литератор, мемуарист Ф. Вигель.
Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Д. И. Хвостов.
«Одевался он крайне неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, залитый чем-нибудь, жилет надет был вкривь и вкось. Жил довольно грязно». Ф. Г. Солнцев.
3. Истории великого обжорства, или умереть не встать!
Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить.
«Что делать! видно, сердце у него в желудке…» Чиновник, литератор, мемуарист Ф. Вигель.
Однажды граф Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал: «Виноваты! Вот вам и наказание!» И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим «наказанием». После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился: «Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться». «Вообще же, на званых обедах Крылов, как правило, съедал блюдо расстегаев, три-четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что по мелочи. Приехав домой, заедал все это миской кислой капусты и черным хлебом».
4. Остроумие, возведенное в степень.
Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни.
«Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам – одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. - Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас».
Как-то раз на прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя, которого, очевидно, не узнал.
Молодой человек сказал: «Смотрите! Какая туча идет!» - и немедленно получил ответ. Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: «Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
5. Караул, пожар!
Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия». Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.
«Помимо прочего, Иван Андреевич обожал смотреть на пожары - зрелище так его завораживало, что, он старался не пропустить ни одного возгорания в Петербурге и прибывал на место едва ли не с пунктуальностью пожарных».
6. Полиглот и «морж»
Ежедневно каждый вечер до глубокой ночи по несколько часов этот «ленивец» читал, переводил древних греков и преуспел настолько, что достиг уровня, которого Гнедич, по его собственному признанию, достигал половину жизни своей. Выиграв пари, Крылов охладел к греческим классикам и… в следующие два года овладел английским, который до того не знал.
«Ему было за пятьдесят, когда он на спор с Гнедичем за два года сам, без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком и прочел всех греческих классиков в подлиннике».
Крылов был крепкого телосложения и физически очень сильным, много ходил пешком и никогда не болел.
Современники отмечали: «… богатырская была натура».
Как сам однажды написал о себе Крылов: «…у меня довольно силы».
А многие ли знают, что Крылов был одним из первых «моржей». Его купальный сезон начинался в апреле, а заканчивался 27 ноября (15 ноября по ст. стилю). И это в северном Петербурге!
Вот такими странностями обладал автор басен, стихотворных и прозаических литературных произведений нравоучительного и сатирического характера Иван Андреевич Крылов. Но, не смотря на все свои чудачества, он обладал истинным литературным талантом, незаурядными актерским мастерством и гениальными способностями. Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты
Источник: chitatelskij-dnevnik.ru
К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова, 1839. Фрагмент
Неизвестный Крылов: к юбилею Ивана Андреевича
Жизнь великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова полна загадок. Неизвестен даже точный год его рождения – 1766, 1768 или 1769. Но большинство исследователей все-таки склоняются к версии, что Иван Андреевич появился на свет 13 февраля (по старому стилю – 2 февраля) 1769 года в Москве.
Научно-библиографический отдел Российской государственной детской библиотеки провел целое исследование жизни и творчества великого писателя, представив нам настоящего Ивана Андреевича.
7 неожиданных фактов о жизни Ивана Андреевича Крылова, которые заставят вас перечитать его книги.
1. Маленький Ваня Крылов мог погибнуть от рук Пугачева.
Отец Ивана Крылова, Андрей Прохорович, был армейским офицером. В 1773 году капитан А. П. Крылов был послан в войска для защиты Яицкого городка (ныне Уральск, Западный Казахстан) от бунтовщиков-пугачёвцев. А маленький Ваня с мамой, Марией Алексеевной, находились в это время в Оренбурге, осаждённом пугачёвскими войсками. Позднее в бумагах Пугачёва были найдены списки людей, которых он приказал повесить. В их числе были и жена капитана Крылова, и его сын.
2. Прежде чем стать знаменитым баснописцем, Иван Крылов попытался стать драматургом.
Юный Иван Крылов сначала пробовал сочинять стихи, а потом увлекся театром. Вдохновленный пьесой-оперой «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленной московскими актёрами, Крылов занялся сочинением своей собственной оперы. И в 1783 году Крылов завершил своё первое драматическое произведение – комическую оперу в стихах «Кофейница» - о незлобивости крестьян, тиранстве провинциальной помещицы-крепостницы, плутнях приказчика и гадалки-кофейницы.
«Кофейницу» Крылов отнёс владельцу типографии и нотопечатни, немцу Б. Ф. Брейткопфу. Типографщику опера понравилась, и он решил напечатать её (хотя издать оперу так и не удалось, при жизни автора не попала она и на сцену). Вместо предложенного гонорара, шестидесяти рублей, Иван Крылов попросил на эту сумму книг и так стал обладателем сочинений французских классиков - Расина, Мольера, Буало.
Настоящий успех к Крылову–драматургу пришел в 1806 году. Его пьесы «Модная лавка» (1806 год) и «Урок дочкам» (1807 год) пользовались огромным успехом у публики. Ценители театра ожидали от него новых пьес, но он решил пойти по другому пути.
3. Иван Крылов заложил основы русской театральной критики.
Первые басни Крылова – «Стыдливый игрок», «Павлин и Соловей» были напечатаны в 1788 году в журнале «Утренние часы». Но эти произведения ещё ничем не напоминали басни «дедушки Крылова». Зато Иван Андреевич увлекся типографским делом и взялся за издание собственного сатирического журнала «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского волшебника Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Этот журнал напоминал, скорее, книгу очерков и рассказов о великих царях древности, героях, мудрецах, гномах и земных людях. Но в стране, о которой рассказывалось в журнале, легко угадывалась тогдашняя Россия. Многие строки волшебника Маликульмулька представляли собой едкую сатиру на Екатерину II и её вельмож.
Когда, спустя 8 месяцев, журнал «Почта духов» был закрыт, Иван Андреевич с друзьями стал выпускать журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В нём можно было прочитать описание состояния русской сцены, анализ репертуара и актёрского исполнения, а также любопытные заметки о поведении зрителей во время представления и театральном быте. По сути это было началом русской театральной критики.
4. Слава русского баснописца началась с тоненького сборника басен.
Весной 1809 года была выпущена первая книга басен Крылова. Этот тоненький сборник имел ошеломляющий успех. В 1811 году была издана вторая книга «Новые басни», которая дополняла первую. Слава лучшего русского баснописца была отныне незыблемо утверждена. Даже Российская академия, прежде отвергавшая писателя, была вынуждена признать его заслуги: в 1811 году Крылов был избран в члены Академии.
Сначала в творчестве Ивана Крылова преобладали переводы или переложения басен Лафонтена («Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок»). Но, даже заимствуя сюжет, Крылов создавал своё, оригинальное произведение, русское по духу. Постепенно Иван Андреевич начал находить всё больше самостоятельных сюжетов. Его басни часто становились откликом на злободневные события российской жизни.
За всю жизнь Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Они издавались огромными тиражами. Крыловскими баснями искренне восхищался А. С. Пушкин, их читали и учили наизусть дети и взрослые, аристократы и крестьяне.
П. Оленин. Портрет баснописца И. А. Крылова, 1824.
5. Иван Крылов был великим библиотекарем.
В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в Публичную библиотеку на должность помощника библиотекаря.
Рядом с Иваном Андреевичем тогда трудились переводчик «Илиады» Гомера поэт Н. И. Гнедич, знаток славянской филологии А. Х. Востоков, переводчик «Ифигении» и «Федры» Ж. Расина М. Е. Лобанов, романист и драматург М. Н. Загоскин, поэт барон А. А. Дельвиг.
Ивану Андреевичу нравилось работать в Библиотеке. Сначала он служил там в качестве помощника библиотекаря, затем – библиотекаря и заведующего Русским отделением. На него была возложена задача создать фонд отечественной литературы. Иван Андреевич сам занимался комплектованием. И если в 1808 году в Библиотеке имелось лишь 4 книги на русском языке, то в 1829 году фонд отечественной литературы составлял 10 006 русских книг, не считая дублетов. К марту 1836 году в Русском отделении хранилось уже более 26 000 томов и 10 000 томов дублетов.
С первых лет службы и до конца 1820-х Иван Андреевич сам описывал поступающие в Библиотеку книги на карточках, сведения с которых переносились писцами в каталожные книги. Он впервые ввёл описание книг под коллективным автором. И первым в истории библиотечного дела на практике применил систему шифровки книг «с одновременным проставлением шифров в каталоге, связывая местонахождение книги с каталогом».
6. Друзья звали Ивана Крылова «Соловей», а современники считали его лежебокой и обжорой.
Иван Андреевич Крылов был необычайно одарённым человеком. Ему было за пятьдесят, когда он на спор с Н. И. Гнедичем за два года без чьей-либо помощи овладел древнегреческим языком. Он был прекрасным скрипачом и увлекался рисованием.
В обществе Ивана Андреевича Крылова было занимательно и интересно. Один из современников оставил такое свидетельство о Крылове: «Впечатление, производимое его коротенькими творениями, было неимоверно: часто не находилось места в зале, гости толпились около поэта, становились на стулья, столы и окна, чтобы не проронить ни одного слова».
В кругу друзей Иван Крылов получил прозвище «Соловей». Одновременно с этим в глазах современников Крылов представал ленивым лежебокой, лукавым обжорой и обаятельным неряхой.
Иван Андреевич ещё при жизни стал героем анекдотов. Однажды, к примеру, Ивана Андреевича пригласили на маскарад. Это событие привело баснописца в мрачное расположение духа. «Не знаю, в какое платье облачиться», - пожаловался Крылов одной знакомой даме. «А вы бы помылись, побрились, оделись бы чистенько, вас никто бы не узнал», - не задумываясь, ответила та.
7. Выход своей последней книги Иван Андреевич приурочил к своей смерти.
Последнее прижизненное издание содержит 197 басен. Выход книги писатель «приурочил» ко дню своей смерти. Приглашение на похороны Ивана Андреевича Крылова его друзья и знакомые получали вместе с этой книгой басен. На титуле книг значилось: «Приношение. На память об Иване Андреевиче Крылове. По его желанию».
Иван Андреевич Крылов скоропостижно скончался от пневмонии 21 ноября (по старому стилю – 9 ноября) 1844 года. Баснописец был похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова император Николай I дал разрешение на сооружение памятника великому баснописцу. Хотя в ту эпоху было принято ставить памятник лишь спустя 50 лет после смерти человека. Исключение было сделано лишь для Николая Михайловича Карамзина, Гавриила Романовича Державина и Ивана Андреевича Крылова.
Интересные ссылки
Глухов, А. Библиотекарь Иван Крылов: «Я свою должность ни на какую другую не променяю» к 230-летию со дня рождения// Библиотековедение. – 1999. - №1. – С.95-101.
Комментариев нет:
Отправить комментарий