вторник, 19 ноября 2019 г.

В помощь библиотекарю

20 ноября - Всемирный день правовой 
помощи детям
Уважаемые коллеги!
В этом году нам рекомендовали отметить новую для нас дату – 20 ноября - Всемирный день правовой помощи детям. Ранее мы такой помощи не оказывали. Порывшись в Интернете, я нашла кое-какую информацию. Всё на бегу, дата приближается, поэтому прошу прощения, что несколько сумбурно получилось.
В информацию вошли:
1) История календарной даты 20 ноября
2) Основные права и обязанности ребёнка в Российской Федерации
3) Какими законодательными документами регулируются права ребенка
4) Что можно провести библиотекарю 20 ноября?
5) Командная игра «Турнир знатоков права»
6) Фрагменты внеклассного мероприятия «Всероссийский День правовой помощи детям»
7) Полезные ссылки
1) История календарной даты 20 ноября, основная задача
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла один из важнейших документов – Декларацию прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей и которая имела целью обеспечить детям счастливое детство. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами.
В этот же день в 1989 году (через 30 лет) была принята Конвенция о правах ребенка, согласно которой ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Именно поэтому 20 ноября считается Всемирным днем ребенка.
Права ребёнка – это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка, которые нашли свое отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации.
25 сентября 2013 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» было принято решение о проведении в регионах Российской Федерации Всероссийского дня правовой помощи детям, начиная с 20 ноября 2013 года.
Российская Федерация признает, что детство является важным этапом жизни человека и на приоритетном уровне государственной политики стоят интересы детей.

Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений.

В образовательных организациях в День правовой помощи детям для учащихся всех возрастных категорий рекомендуется провести занятия правовой грамотности, которые призваны:
акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах прав и свобод ребёнка как полноценного участника правовых отношений;
• способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
• помочь школьникам в определении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества.

При организации мероприятий по правовому просвещению важно исходить не только из возрастных особенностей учащихся, но и из уровня их знакомства с правом. Вопросы права в самом элементарном виде звучат на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе, далее на уроках предмета «Обществознание» в основной и старшей школе, а также становление и развитие права изучаются в курсе истории.

Мероприятия по правовому просвещению могут носить разнообразный характер: викторины, игры, конкурсы рисунков, плакатов для учащихся младшего возраста; круглые столы, лекции и семинары, показ документальных фильмов и презентаций по правовым вопросам с последующим обсуждением просмотренного для старшего возраста.
Освоение современного правового пространства России наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому, по
возможности, к проведению мероприятий ко Дню правовой помощи детям необходимо привлекать родителей, опекунов и попечителей учащихся, законных представителей детей с ограниченными физическими возможностями с целью получения консультаций.
Целесообразно провести консультирование несовершеннолетних и их родителей по вопросам прав детей с привлечением к участию представителей социальных служб, правоохранительных органов, юристов.
2) Основные права и обязанности ребёнка в Российской Федерации
Основные права ребенка:
•Право на жизнь;
•Право на имя и гражданство;
•Право на семью;
•Право на бесплатную медицинскую помощь;
•Право на защиту от насилия и жестокости;
•Право на свободу совести и религиозных убеждений;
•Право на труд;
•Право на отдых и досуг;
•Право на защиту жизни и здоровья;
•Право на образование;
•Право на жилище;
•Право на свободу слова;
•Право на получение информации;
•Право пользоваться достижениями культуры;
•Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

С рождения. Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
В 6 лет. Шестилетний гражданин вправе:
•посещать школу (6 лет 6 месяцев);
•самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки (например, покупать в
магазине продукты).
В 10 лет. Десятилетний гражданин:
•дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
•дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
•выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения
брака, он хотел бы проживать;
•вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства.
В 14 лет. Четырнадцатилетний гражданин:
•дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с
родителями;
•может выбирать место жительства (с согласия родителей);
•вправе с согласия родителей вступать в любые сделки;
•вправе самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой,
стипендией;
•вправе осуществлять свои авторские права, как результат своей
интеллектуальной деятельности;
имеет право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться
ими;
•имеет право на получение паспорта;
•допускается поступление на работу с согласия родителей (на легкий труд
не более 2,5 часов в день);
•имеет право требовать отмены усыновления;
•может обучаться вождению мотоцикла;
•имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

В 15 лет имеет право поступить на работу (24 часовая рабочая неделя).
В 16 лет. Шестнадцатилетний гражданин имеет право:
•вступать в брак при наличии уважительных причин;
•управлять мопедом при езде по дорогам;
•обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
•заключать трудовой договор (контракт) (35 часов рабочая неделя).
В 17 лет гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
В 18 лет наступает полная дееспособность гражданина. Приобретает любые права и налагает на себя любые обязанности.
При этом ребенок может приобрести полную дееспособность и ранее:
•в случае заключения брака до достижения 18 лет;
•в случае эмансипации (т.е. признания полностью дееспособными по
решению органа опеки и попечительства или по решению суда в связи с
наличием самостоятельного заработка по трудовому договору
(контракту) либо в результате осуществления предпринимательской
деятельности.

В тоже время у ребенка, как и у всякого гражданина, есть ещё и обязанности:
•не нарушать права и интересы других людей;
•с 14 лет нести имущественную ответственность;
•с 14 лет нести уголовную ответственность в случае совершения следующих преступлений: 
убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; 
похищение человека, изнасилование; насильственные действия сексуального характера; 
кража; грабеж; разбой; вымогательство;
неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения; умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; террористический акт;
захват заложника; 
заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
хулиганство при отягчающих обстоятельствах; 
вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
•с 16 лет нести уголовную ответственность за все остальные преступления
и административную ответственность.
3) Какими законодательными документами регулируются права ребенка
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
• Федеральный закон об опеке и попечительстве
4) ЧТО МОЖНО ПРОВЕСТИ БИБЛИОТЕКАРЮ 20 ноября?
Часы информации «Я имею права и обязанности», «20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям»

Круглые столы для учащихся «Несовершеннолетний и Закон», с приглашением инспектора ПДН МУ МВД РФ 
Правовые интеллектуальные игры «Подросток и закон»

Конкурсы буклетов с информацией «Права ребенка – права человека» «Твой возраст – твои права» среди учащихся 7 – 11 классов
Единый урок «Права и обязанности обучающихся»
Тематический классный час «Что я должен, на что имею право»

Викторина «Знаешь ли ты свои права» 
Книжная выставка «Тебе о праве – право о тебе»
Беседа с презентацией «Права и обязанности граждан РФ»
Правовой час «Вам о правах»

Классные часы:
«Мы законопослушные граждане»; «Я и закон»; «Права несовершеннолетнего»   

«День правовой помощи детям» 
Выступление и оказание консультационных услуг (адвокат, судебный пристав, инспектор ПДН, организация горячей телефонной линии для оказания консультаций данными специалистами)

Круглый стол  (дискуссия на тему «Освещение прав и обязанностей подростков в УК РФ, ГК РФ»)

Классный час «Права ребенка и их защита».
На классном часе «Права ребенка и их защита» обучающиеся узнают о Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, познакомятся со своими правами и обязанностями

Родительское собрание «Поговорим о наших правах»

День информации «Россия – территория закона» (7 – 9 кл.)
Круглый стол «Сто вопросов – сто ответов» (5 – 6 кл.)
Тематические классные часы «20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям» (1-11 кл.)

Правовой лекторий «Дети детям»:
- «Маленьким детям – большие права»;
- викторина «Права ребенка»;
- деловая игра «Имеем ли мы право».

Интерактивная игра «Имеем право»
Нарушения прав ребёнка в русских народных сказках
Единый классный час «Детские права»

Игровое занятие «Мой дом – моя крепость!»  (1-4 кл).

Семинар для родителей «Права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних»
Правовая игра «Территория права»
Беседа – диспут с детьми 1-4 классов на тему: «Что мы знаем о правах человека»
Беседа с детьми старшей и подготовительной группы «Право ребёнка на имя, фамилию, отчество»

Классные часы на тему: «Уроки правовой помощи»
Лекция «Краткое знакомство с основами законодательства РФ»
Правовая встреча на тему: «Знай и соблюдай правила дорожного движения»
Неделя правовых знаний, включая  лекторий правовых знаний «Дети -детям». В рамках Лектория: тематические выставки в школьных библиотеках, викторины,  диспуты, дискуссии, правовые встречи, деловые игры.

«Час правовых знаний» - беседа социального педагога с обучающимися 5-9 классов
«Права ребенка и их защита» - мультимедийная презентация
День открытых дверей «Знакомство с организацией работы и деятельностью отдела ЗАГС» для учащихся 8-9 классов
Групповые и индивидуальные беседы с воспитанниками:
- «Закон и порядок»
- «Меры ответственности»
- «Я и закон»

Тематическое занятие «По следам маленького человечка» (Знакомство с правами человека по книге А. Усачева)
Профилактическая лекция «Как не стать жертвой преступления»
Информационный вестник для родителей (законных представителей) «Час правовой помощи»

Познавательно-игровая программа «Мы правила все знаем и все их выполняем»
Лекторий «Права и обязанности подростка» для обучающихся 9-11 классов
Урок-презентация «Азбука прав ребёнка» (1-2 классы)
Час правовых знаний «Занимательное правоведение»
(3-4 классы)

Правовая игра «О правах в шутку и всерьез» (8-9 классы)
Конкурс плакатов «Права должны знать все!»
Консультирование детей и родителей (законных представителей) «Знать законы, чтобы защищать свои права»
Выставка тематической литературы «Нет прав без обязанностей»
Консультации «Правовое просвещение несовершеннолетних по правам ребенка», «Профилактика вредных привычек и асоциального поведения детей»
Консультирование родителей по вопросам правовой помощи и ответственности:
«Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
«К кому обратиться за помощью? Детский телефон доверия»
«Большие права маленького ребенка»- внеклассное мероприятие
Консультация по теме: «Основные документы, в которых записаны права ребенка»
Родительское собрание «Какие права и обязанности по воспитанию и образованию имеют родители»
Лекция «Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка»
Правовой урок «Юристом можешь ты не быть»
В общеобразовательных учреждениях  рекомендуется проводить  открытые уроки, классные часы,  лекции, конкурсы  плакатов, беседы с обучающимися: «Моим ровесникам о праве», «Я - гражданин своей страны», 
устные журналы: «Права и обязанности учащегося. Как мы их знаем и выполняем», 
игра-квест «Что я знаю о своих правах», 
родительские собрания, индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями сотрудников правоохранительных органов: «Права и обязанности родителей»

лекции, беседы  на темы: «Права и обязанности ребенка», «Административная ответственность несовершеннолетних»,  интеллектуальная игра «Административные правонарушения среди несовершеннолетних»,   в ходе которой среди учеников начальных классов распространены буклеты в виде закладок.

Изданы и распространены среди детей памятки «Защита прав детей в Российском законодательстве».
Выпуск информационных буклетов «Права ребенка», «Права и обязанности родителей»

Совместно с представителями образования проведены лекции по следующей тематике:  «Влияние интернет-сообществ, так называемых «Групп смерти» («море китов», «синий кит», «тихий дом», «Беги или умри»), пропагандирующих среди подростков идеи самоубийства. Во всех общеобразовательных школах с родителями проведены разъяснительно-профилактические беседы.

Среди молодежи с привлечением руководителей местной администрации и духовенства, проведены встречи и беседы на темы:  «Герои не умирают», «Религиозный экстремизм», «Терроризм», «Подростковая преступность», направленные на формирование гражданственности, патриотизма, социальной и этнокультурной толерантности молодежи.

Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)

Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами). Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

«Права и обязанности школьника»
«Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)

1.«Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3.«Предупреждён - значит вооружен»
4.«Законы жизни школьного коллектива»
5.«Что такое порядочность»
6.«Правила доверия»
7.«Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8.«Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах «Незнание законов не освобождает от ответственности»
Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
Ролевая игра «Мы и выборы»
Правовая игра «Я и мои права»
Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация -  Стенд «Правовой уголок школьника»
Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;

Час правовых знаний «Ваши права, дети» для учащихся старших классов, на котором прозвучал рассказ о Декларации прав ребенка и Конвенции прав ребенка. Вместе обсудили проблемы детей во всем мире и обратили внимание на взаимоотношения взрослых и детей. Ребята ответили на вопросы теста и викторины «Знакомимся со своими правами и обязанностями». Приняли участие в ситуационной игре, в которой должны были определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обращаться, если попал в сложную ситуацию.

Час правовых знаний «Что я должен и на что имею право», посвященный вопросу прав и обязанностей несовершеннолетних. Студентам рассказали о принятии Конвенции ООН о правах ребенка, о законодательных актах Российской Федерации, защищающих права детей. Подробно рассмотрели, в каком возрасте какими правами может воспользоваться несовершеннолетний и какие обязанности он должен выполнять. Также особое внимание было уделено государственным службам, уполномоченным защищать интересы несовершеннолетних.

Судебные дебаты «Гироскутер: за и против!». Проводятся по методу организации школьных дебатов, реализуются как модель судебного процесса.

Форсайт–сессия «Право на будущее». Проводится как для студентов колледжей, так и для обучающихся школ. Обучающиеся будут прогнозировать правовое пространство будущего.

Искусство переговоров «Поддержка прав других – уважение к себе». Обучение методам бесконфликтного общения, не нарушающего права друг друга. В переговорах могут принимать участие не только обучающиеся, но другие участники образовательного процесса.
(кр. схемы проведения – в НЕДЕЛЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!»)

«Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям.
5) Командная игра «Знатоки права»
Ведущая.
- В игре участвуют 4 команды по пять человек, сформированных из ребят 9-х классов. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.
Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

Перечень заданий игры «Знатоки права»:
1. Приветствие команд (название, девиз)- (5 баллов)
2. «Всякая всячина» (за каждый верный ответ 1 балл)
3. Права человека (5 баллов)
4. Конкурс «Черный ящик» (5 баллов)
5. Конкурс «Крылатые фразы» (6 баллов)
6. Конкурс для группы поддержки «В шутку о серьезном» (1 балл команде)
7. Конкурс капитанов (3 балла)
8. Все о паспорте
9. Конвенция о правах ребенка (8 баллов)

Ведущая.
- Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.
Приветствие от команды №1
Приветствие от команды №2
Приветствие от команды №3
Приветствие от команды №4
- Слово предоставляется уважаемым членам жюри для оценки приветствия команд …..

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (итого 5 баллов). Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.
Вопросы командам:
1. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)
2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести)
3. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948)
4. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)
5. Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989)
6. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)
7. Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)
8. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола)

Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.
Ведущая.
- Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека.
Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Текст контрольного листа
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………
(личную неприкосновенность)
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного образования)
3. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)
4. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)
5. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)
6. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)
7. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ……..(жизнь и личную неприкосновенность)
8. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(пользоваться учреждениями культуры)
9. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)
10. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)
11. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
12. Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок" обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)
13. Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"? 
(Право на неприкосновенность жилища)
14. Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить свои права? (Петух)
15. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)
16. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? (Без ограничений)
17. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
18. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
Слово жюри.

Ведущая.
Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».
Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.
* Вопрос команде «1»
В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)
* Вопрос команде «2»
В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)
* Вопрос команде «3»
В ящике находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)
* Вопрос команде «4.»
В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)
Слово жюри…
Ведущая. Следующий конкурс называется «Крылатые фразы». Перед вами по 2 конверта с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание - 3 балла.(итого – 6 баллов за два изречения)
1. Против факта не дается доказательства
2. Грубая небрежность приравнивается к умыслу
1. Совесть - тысяча свидетелей
2. Лучше быть обманутым, чем обмануть другого
3. Невежество судьи - бедствие для невинного
4. Чем сильнее власть, тем меньше свободы
5. Когда говорит оружие, законы молчат
6. Подстрекатель виновен более, чем исполнитель

Пока команды работают, мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «Черт побери».
2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: «Билета».
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».
4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.
5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: «Буратино».
6. «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.
7. Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».
8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: «Шапка».
(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)
Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

Ведущая.
- Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.
-Не воровством добывают деньги, а ? (трудом).
-Легко воровать, да ? (тяжело отвечать).
-Хоть с умом воровать, а ? (беды не миновать).
-Незнанием закона никто ? (не отговаривайся!)
-Шила ? (в мешке не утаишь).
-Каков грех, ? (такова и расплата.)
-Один раз украл, а ? (навек вором стал).
-Знает кошка, ? (чье мясо съела).
-Дуракам ? (закон не писан).
-Меч правосудия не ? (имеет ножен).
-За худые слова ? (летит и голова)
-Права влекут за ? (собой и обязанности)
Уважаемые жюри оценивает работу капитанов.
Ведущая.
- Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…» (текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых - ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.
-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?
-Через три месяца будет 18.
-Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.
-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.
-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.
Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?
(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). 

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?
(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка)

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?
(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ведущая.
- Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ
1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное  действие? 
(КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)
2) Может ли быть  привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (Да, УК РФ, ст. 20)
3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? ( УК, ст. 20)
4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)
5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)
6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)
7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?  (Охранять и защищать права детей)
8) На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?  (На родителей)
- Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.
Ведущая.
Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.
1.Сколько страниц в паспорте? (19.)
2.С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3.Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4.На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5.Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6.Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7.Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две – 14 и 15.)
8.На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9.Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10.Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11.Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12.Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13.Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14.В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15.Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16.Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.) 
17.Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18.Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19.В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20.В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая. 
- Последний конкурс для команд на знание Конвенции о правах ребенка.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 10 баллов получат команды, если верно ответят на все вопросы  (текст заданий на листах выдается капитанам команд)
1.На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека?   Декларации и конвенции
2.В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.
3.В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.
4.Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН
5.Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.
6.Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия
7.С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения
8.На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения
9.В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка
10.Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущая.
- Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты!
Спасибо всем участникам командной игры «Знатоки права»! 
До свидания и до новых встреч.
6) Фрагменты внеклассного мероприятия «Всероссийский День правовой помощи детям»
1) В нашем государстве, впрочем, как и в любой другой стране, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В  каких же  трудных жизненных ситуациях могут  оказаться дети?
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Безнадзорные и бездомные дети
Дети-инвалиды
Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий
Дети - жертвы насилия
Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

2) Ребята, Международный день ребенка отмечается 20 ноября.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

- А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. На территории Российской федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Декларация – образец-призыв. Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

- А кого считают ребенком? Ребята, как вы думаете, до скольких лет согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?
до 14 лет;
до 16 лет;
до 18 лет;
до 21 года.

Обязанности детей.
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – основная обязанность каждого человека.

Существуют и другие обязанности:
Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование; эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста.

Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе; после достижения 18-летнего возраста подлежат призыву на военную службу.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны; также полный запрет введен на кастеты и холодное оружие.

Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа».
Ответственность.

- Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок.
Ребята инсценируют правонарушения.
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…
- Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев.
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Осквернение зданий и транспорта.
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут.
Ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Ребята, отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

Рефлексия. 
Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.
Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
- Кто знает как зовут Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (Анна Юрьевна Кузнецова)?
- Кто является Уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области? (Болдырева Нина Николаевна)
Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы  не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.
Ролевая игра «Юридическая Консультация»
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои.  Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка¬ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об¬ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле¬ниям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо¬собностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.
А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри  Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име¬ет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име¬ет право на уважение его достоинства.
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенных ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).

7) ПОЛЕЗНЫЕ  ССЫЛКИ


8 комментариев:

  1. Огромное спасибо за всеохватывающую подборку по этой теме! Всё пригодится! Сделала ссылку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Евгеньевна, здравствуйте!
      Нас озадачили в этом году этой темой, сама искала в Инете, что нашла - выложила. Всё как всегда, в последний момент.
      Спасибо за ссылочку и отзыв. Рада, что информация нужна. Удачи Вам, успехов, добра и всех благ!

      Удалить
  2. Работаю в школе, но регулярно посещаю Ваш сайт. Материал очень полезный, разнообразный. Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте!
      Спасибо за теплые добрые слова, они вдохновляют на дальнейшую работу в блоге. Искренне рада,что материалы оказались полезными.
      Удачи, успехов, позитива! Всего самого доброго и светлого в Вашей жизни!

      Удалить
  3. Спасибо большое за подборку! Когда нет времени, ваш сайт очень выручает!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуйте!
      Искренне рада, что наш блог востребован коллегами.
      Благодарю за добрый отзыв. Удачи, успешной работы, радости, добра и благополучия!

      Удалить
  4. Огромное вам спасибо!!! ИНТЕРЕСНЫЙ И НУЖНЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО. ВЗЯЛА ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега!
      Спасибо за добрый отзыв. Искренне рада, что информация востребована, что она пригодилась коллегам.
      Удачи Вам, успехов, здоровья и всех благ! Всего самого доброго и и позитивного!

      Удалить