среда, 22 июня 2016 г.

В помощь библиотекарю

Незабываемый 1941-ый...
К 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны
Уважаемые коллеги!
22 июня 2016 года исполняется 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Это - одна из самых печальных дат в нашей истории и самая великая страница новейшей истории России XX века.  В исторической памяти народа она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, и патриотизма. 
22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы. Бомбардировкам подверглись Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Брест, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь и многие другие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы СССР, осуществлялся артиллерийский обстрел пограничных укреплений и районов дислокации советских войск вблизи границы от Балтийского моря до Карпат. Началась Великая Отечественная война.
Самыми трудными в истории Великой Отечественной войны был 1941 г. Только за шесть месяцев 1941 г. безвозвратные и санитарные потери РККА составили 4 473 820 чел. Потеряно 67% стрелкового оружия, 91% танков, 90% орудий и миномётов, 90% боевых самолётов. Врагу удалось захватить территорию, на которой проживало 40% населения страны.
Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 из 73 существовавших тогда государств (80% населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. человек. Во время Второй Мировой войны впервые было использовано ядерное оружие. Общие людские потери достигли 60–65 млн. чел., менее половины из них убито на фронтах (27 млн. человек). Максимальные потери понес СССР (27 миллионов человек), за ним следует Китай (около 20 млн.), Германия (около 10 млн.), Польша (6 млн.), Япония (3 млн.), Югославия (3 млн). Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60–70% национального дохода воевавших государств.
С каждым годом все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Отношение к прошлому своей страны ярко показывает нравственную сторону нации. Память о стойкости и мужестве людей, которые отдали свое здоровье и жизнь за освобождение Родины от фашистского ига должна остаться навечно в сердцах и душах нынешнего и будущих поколений. Воспитание патриотических чувств сегодня является социальной потребностью современного российского общества.
Надеемся, что наша информация поможет библиотекарям при подготовке и проведении мероприятий, посвященных 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны.
Предлагаем вашему вниманию:
  • подборку стихов, посвященных 1941 году; 
  • информационный список «1941 год в художественной литературе»; 
  • план выставки «Нам этот день не забыть никогда».
  • интересные ссылки
1. Стихи о начале войны. 1941 год в поэзии.
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа, 
Киев бомбили, нам объявили, 
Что началася война. 

Кончилось мирное время, 
Нам распрощаться пора, 
Я уезжаю, быть обещаю 
Верным тебе навсегда. 

И ты смотри, 
Чувством моим не шути, 
Выйди, подруга, к поезду друга, 
Друга на фронт проводи.

Дрогнет состав эшелона, 
Поезд помчится стрелой, 
Я из вагона – ты мне с перрона 
Грустно помашешь рукой. 

Пройдут года, 
И снова я встречу тебя, 
Ты улыбнешься, 
К сердцу прижмешься, 
Я расцелую тебя.
Б. Ковынев «22 июня»

За честь Родины
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идем мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!
(Евгений Березницкий)

Июнь. Рассвет. Река изломом.
Туман над лесом. Тишина.
Снаряд. Разрыв. И с неба громом:
«Сегодня началась война...»
Нельзя сказать: «Ее не ждали...»
«В нее не верили...» - точней
С Москвы на дачи выезжали
В реке ловили окуней...
Толпа растерянно стояла,
Галдели громко пацаны,
Будил всех голос Левитана:
«Без объявления войны...»
Мне скажет кто-то – все не ново,
Давно не та уже страна...
Но в памяти живут три слова:
«Сегодня началась война...»
Солдаты 
Не забывайте о солдатах,
Вступившихся за честь страны,
Не забывайте свист снарядов,
И будьте памяти верны!

Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!

Но вновь солдат с больничной койки
Вставал — и шел на честный бой!
Не за награды был он стойким,
За край сражался свой родной!

Не забывайте о солдатах!
Тот миг, когда он погибал,
Не похоронки скорбной датой —
Молчания минутой стал!

Солдату Второй Мировой
Ты извини меня, солдат,
Что не могу сказать ни слова,
Что слезы в горле снова, снова,
Что я молчу, смотря в глаза.
Повестка: "Сын погиб на фронте"...
Он воевал, он был солдат,
Он столько верст прошел в пехоте,
Он так хотел прийти назад!
Мечтал сказать: "Откройте двери!
Вот я: ваш внук, ваш сын, ваш брат!
Он так в Победу нашу верил,
Он никогда не прятал взгляд!
И до сих пор душе обидно,
Что не пришел солдат домой.
Над безымянною могилой
Горит негаснущий огонь...
Промчались годы горевые,
Но мать к порогу выйдет вновь:
Нет ничего сильнее в мире,
Чем материнская любовь.
Надя Данилова

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой.
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров.
А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

ЛЕОНИД ХАУСТОВ 
Тишина в сорок первом
Помню навек поезда проходящие,
Бурю железную, грохота шквал, —
Так ощутима любому смотрящему
Боль будто вдвое сжимаемых шпал.
Все заглушая, опять с новобранцами
Катится гром двухминутной длины.
Поезд уйдет и оставит на станции
Целый вагон тишины.

В сорок первом, в сорок памятном году
Из гнезда фашистского Берлина –
Всей земле, всем людям на беду
Хлынула железная лавина.
Распорола небосвод ракета
Над водой качнулся сноп огня.
Первый залп войны! И рикошетом
Сто осколков брызнули в меня.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Ты тихо сказала: «Вставайте на помощь!» - Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина
Просто был выбор у каждого: я или Родина!
Самое лучшее и дорогое – Родина!
Горе твоё – это горе и наше, Родина!
Правда твоя – это правда и наша, Родина!
Слава твоя – это слава и наша, Родина!

Земли потрескавшейся корка,
Война. Далёкие года…
Мой друг мне крикнул:-Есть махорка?..-
А я ему: — Иди сюда!..

И мы стояли у кювета,
Благословляя свой привал,
И он уже достал газету,
А я махорку доставал.

Слепил цигарку я прилежно
И чиркнул спичкой раз и два.
А он сказал мне безмятежно:
- Ты сам прикуривай сперва…

От ветра заслонясь умело,
Я отступил на шаг всего,
Но пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего.

И он качнулся как-то зыбко,
Упал, просыпав весь табак,
И виноватая улыбка
Застыла на его губах.

И я не мог улыбку эту
Забыть в походе и в бою,
И как шагали вдоль кювета
Мы с ним у жизни на краю.

Жара плыла, метель свистела
А я забыть не смог того,
Как пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего…
1952г.  К. Ваншенкин
Опять разгулялись витии, 
Шумит мировая орда: 
"Россия! Россию! России!.." 
Но где же вы были, когда

От Вены и до Амстердама 
Европу, как тряпку, кроя, 
Дивизии Гудериана 
Утюжили ваши поля?

Так что ж? Всё прошло-пролетело? 
Всё шумным быльём поросло? 
И слава? И доброе дело? 
И кровь? И всемирное зло?

Нет! Всё-таки взглянем сквозь годы 
Без ярости и без прикрас: 
Прекрасные ваши свободы — 
Что было бы с ними без нас?

Недаром легли, как основа, 
В синодик гуманных торжеств 
И проповедь графа Толстого, 
И Жукова маршальский жезл.
Станислав Куняев
Наш современник, 2010, №5.

ЕСЛИ...
Не дай мне Бог вас пережить, собратья… 
А. Пушкин. 19 октября 1825 года
Я на войне зелёным был юнцом, 
И если б долголетья тяжким даром, 
Как фронтовик, был наделён Творцом, 
То мог предстать бы пред Его лицом 
Последним самым, хоть не самым старым.

Подумать страшно: вся ушла братва...
И что такое Т-34,
"Сорокопятка", "пэпэша", У-2,
И прочие старинные слова
Я буду понимать один лишь в мире.

Но и один я в майский день приду
К Могиле Неизвестного Солдата.
А если кто-то бросит на ходу,
Увидев, что гвоздики я кладу:
— Какой сегодня праздник? Что за дата?
А если кто-то будет сквозь смотреть
На выцветшие орденские планки,
То лучше мне сегодня умереть,
Чем заживо среди живых гореть
В забвения тяжёлом танке.
Владимир Бушин.
Наш современник, 2010, №5, С.4.

ПАВШИЕ В СОРОК ПЕРВОМ
Всем, за Россию павшим, слава 
И память скорбная вовек! 
Их свято чтят и мать-держава, 
И каждый честный человек.

О всех нам не избыть печали 
Средь будней, праздников и дел, 
Но у того, кто пал в начале, 
Особый всё-таки удел...

Им, кто сражался в Бресте, к Opшe, 
В Смоленске, Вязьме, у Орла, 
В земле лежать не всех ли горше? 
Им неизвестно, чьи взяла.

Они не знают, удалось ли
Нам отстоять Москву зимой
И как и что там было после
Со всею Русью, всей страной.

И что с детьми? И что с женою?
Жива ли мать? И где отец?
Еще пойдем ломить стеною
Или уже всему конец?..

Над ними годы проплывают, 
Как многотонные суда, 
Но ничего они не знают 
И не узнают никогда.

Но без раздумий всё отдали, 
Всё совершили, что могли, 
И, не колеблясь, прахом стали 
Родной единственной земли.
Владимир Бушин.
Наш современник, 2010, №5, С.6-7.

«Штыки от стужи побелели, 
Снега мерцали синевой. 
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет»
Игорь Иванов

«Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова - всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад - ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва»
Владимир Карпенко
ПОЗЫВНЫЕ
"Сокол", "Сокол", 
ответь! Я "Ока", я "Ока"!" 
Я — река
довоенного детства. 
Я бегу   по лугам из того далека. 
Так бегу, что заходится сердце! 
Я сжимаю в зубах эти два проводка. 
Я — строка, перебитая взрывом! 
Отвечай, отвечай! Я теку под обрывом. 
...Через зубы его, через скулы его, 
через душу, навеки угасшую, 
пролетели созвездья далёких миров, 
васильками, ромашками ставшие.
ВАЛЕНТИН ДИНАБУРГСКИЙ
Наш современник, 2010, №5, С.105.

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
На Родительскую Субботу 
Полагается помянуть... 
А особенно ту пехоту, 
Что внезапно отправилась в путь. 
Неотпетую, непрощённую, 
В окружении красных снегов, 
А особенно некрещёную — 
Всю, что нас спасла от врагов.
СЕРГЕЙ ПОПОВ
Наш современник, 2010, №5, С.106.

ВДАЛИ ОТ ЭНСКОГО СЕЛЕНЬЯ
(Посвящаю фронтовой медсестре Талле Батычко)
Меня осколки по коленям 
Стегнули среди спелой ржи, 
Вдали от энского селенья, 
Где ветры горькие свежи. 
А время в предрассветной рани, 
О, как же медленно бежит, 
И автомат мой весь изранен, 
Землёй присыпанный, лежит. 
Как знать, собою он, быть может, 
Часть тех осколков задержал. 
Кому за жизнь свою я должен? 
Я долго в этой ржи лежал. 
Быть может, ей, что колосилась, 
Собою заслонив меня, 
А может, птице, что кружилась 
Тревожной песенкой звеня. 
Быть может, той сестре курносой, 
Что рота Кнопкой нарекла, 
Когда, с плеча шинельку сбросив, 
Меня от смерти волокла.
г. Ессентуки
ВЛАДИМИР СКОРИК
Наш современник, 2010, №5, С.107.

Сорвался в омут,
И — до свиданья.
Вот так и тонут        
В воспоминаньях.
Ах, там не проза,
Не мемуары,        
А кровь и слёзы,        
Стрельба, пожары,
И в стужу злую        
У эшелона                
Вкус поцелуя        
Горько-солёный...
И я там, юный,
В шинельке драной,
Прикрыт фортуной
Непостоянной...
И в этой бездне
Почти бездонной
Остались песни
И наши стоны...
А там немало
Всего, что было,
Что не увяло
И не остыло...
г. Кишинёв
Николай Савостин
Наш современник, 2010, №5, С.108.
МОНОЛОГ УЧАСТНИКА ВОЙНЫ
Война меня пытала на излом, 
Решила погубить любой ценою. 
А я завязан был морским узлом, 
А я заклёпан клёпкою стальною.

А я казак. Я Шолохову брат, 
Казачья сталь в сраженье не крошится. 
А я сказал: — Да замолчи ты, гад! 
И задушил проклятого фашиста.

Победа. Я стою у зеленей, 
И ветер шевелит мою шинельку. 
Враг думал, что взойдёт на Мавзолей, 
А мы его запрятали в земельку.
г. Москва
Виктор Боков
Наш современник, 2010, №5, С.110.

Сороковые, роковые
Сороковые, роковые, 
Военные и фронтовые, 
Где извещенья похоронные 
И перестуки эшелонные. 
       
Гудят накатанные рельсы. 
Просторно. Холодно. Высоко. 
И погорельцы, погорельцы 
Кочуют с запада к востоку... 
       
А это я на полустанке 
В своей замурзанной ушанке, 
Где звездочка не уставная, 
А вырезанная из банки. 
       
Да, это я на белом свете, 
Худой, веселый и задорный. 
И у меня табак в кисете, 
И у меня мундштук наборный. 
       
И я с девчонкой балагурю, 
И больше нужного хромаю, 
И пайку надвое ломаю, 
И все на свете понимаю. 
       
Как это было! Как совпало - 
Война, беда, мечта и юность! 
И это все в меня запало 
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые, 
Свинцовые, пороховые... 
Война гуляет по России, 
А мы такие молодые! 
1961
Давид Самойлов

 22 июня
 Не танцуйте сегодня, не пойте.
 В предвечерний задумчивый час
 Молчаливо у окон постойте,
 Вспомяните погибших за нас.

 Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
 Средь весёлых и крепких ребят,
 Чьи-то тени в пилотках зелёных
 На окраины молча спешат.

 Им нельзя задержаться, остаться –
 Их берёт этот день навсегда,
 На путях сортировочных станций
 Им разлуку трубят поезда.

 Окликать их и звать их – напрасно,
 Не промолвят ни слова в ответ,
 Но с улыбкою грустной и ясной
 Поглядите им пристально вслед.
 (В. Шефнер)

22 июня 1941 года
Роса еще дремала на лафете,
когда под громом дрогнул Измаил:
трубач полка — 
у штаба — 
на рассвете
в холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
кинжальный, резкий, плотный,
летел к Одессе,
за Троянов вал,
как будто он не гарнизон пехотный,
а всю Россию к бою поднимал!
Алексей Недогонов

22 Июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Степан Щипачев
2. Информационный список «1941 год в художественной литературе»
Читайте, люди, книги о войне.
Не бойтесь слёз, и горечи, и страха,
Смотрите, люди, фильмы о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
Учитесь, люди, мужеству у тех,
Кого живыми в землю зарывали.
Среди забот житейских и утех
Не забывайте верности печали.
Ведь те, кого не стало за войну,
Кого сожгли, убили, растоптали,
Кто смерти отдал юность и весну,
Они за нас, за наши жизни пали.
Читайте, люди, книги о войне…
Уважаемые читатели!
22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории нашей страны — в этот день началась самая кровопролитная и жестокая в истории человечества Великая Отечественная война 1941-1945 гг.  В 2016 г. мы в этот день отмечаем 75 лет со дня начала этой страшной войны. Она продолжалась 1418 дней и ночей и унесла жизни 27 миллионов наших соотечественников. 
Время все больше и больше отдаляет нас от тех событий. Фронтовые пути, пройденные участниками войны – это не просто этапы войны, из них складывалась героическая история нашей страны. Их доблесть, мужество, самопожертвование, героизм, любовь к Отечеству – пример для всех послевоенных поколений. Мы не можем забыть тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу, за Родину, чьи подвиги так ярко нашли свое воплощение в художественной литературе.
Предлагаем вашему вниманию информационный список, в который вошли художественные произведения о самом начале войны, трагических событиях 1941 года. Все издания располагаются в порядке алфавита авторов и названий книг. Информационный список рассчитан на самые широкие круги читателей, но в первую очередь, на молодежь.
Все указанные книги имеются в фонде нашей библиотеки

Приглашаем читателей к чтению  военно-патриотической художественной литературы!
1. Авраменко А. Огненное лето: роман / Александр Авраменко. – Москва : Вече, 2012. - 320 с. - (Военные приключения).
2. Бакланов, Г. Я. Июль 41 года : роман ; Навеки – девятнадцатилетние : повесть / Григорий Бакланов. – Санкт-Петербург : Амфора, 2015. – 415 с. – (Великая Победа)
3. Барабаш, С. Д. Степень риска : повести / Сергей Барабаш. – Москва : Вече, 2012. – 304 с. – (Военные приключения).
4. Бек, А. А. Волоколамское шоссе : роман / Александр Бек. – Москва : Сов. Россия, 1984. – 528 с. – (Подвиг).
5. Бортников, С. И. Добро пожаловать в Некрополь : роман / Сергей Бортников. – Москва : Вече, 2015. – 288 с. – (Военные приключения).
6. Быков, В. Сотников : повесть // Быков В. Дожить до рассвета : повести / Василь Быков. – Санкт-Петербург : Амфора, 2015. – 462 с. – (Великая Победа).
7. Венок славы : Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. : Т.2 : Битва за Москву. – 2-е изд. – Москва : Современник, 1987. – 623 с. : ил. – (Отечественная война). 
8. Виноградов, Ю. А. Под крыльями – Берлин : роман / Юрий Виноградов. – Москва : Вече, 2010. – 336 с. – (Победители).
9. Воробьев, К.Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / Константин Воробьев. – Москва : Детская литература, 2010.- 284 с.: ил.- (Школьная  библиотека).
10. Голубев, А. Д. Умрем, как жили : роман / Анатолий Голубев. – Москва : Мол. гвардия, 1981. – 271 с. – (Стрела).
11. Гончаренко, Г. И. Годы испытаний : роман в 2 кн. Кн. 1: Честь / Геннадий Гончаренко. – Москва : Мол. гвардия, 1961. – 392 с.
12. Дмитриев, Н. Н. Брестские ворота : роман / Николай Дмитриев. – Москва : Вече, 2014. – 352 с. – (Военные приключения).
13. Лазутин, И. Г. Избранные произведения : в 2-х т. : Т.2 : В огне повенчанные : роман / И. Лазутин. – Москва : Воениздат, 1984. – 496 с.
14. Леваковская, Е. В. Первая зима : роман / Евгения Леваковская. – Москва : Сов. писатель, 1972. – 400 с.
15. Лыньков, Михась (Михаил Тихонович Лыньков). Незабываемые дни : роман в 4 кн. Кн. 1 и 2. / Михась Лыньков. – Минск : Маст. лит., 1974. – 624 с.
16. Михеенков, С. Е. Примкнуть штыки! : роман / Сергей Михеенков. – Москва : Вече, 2014. – 480 с. – (Военные приключения).
17. Наумов, Н. Ф. Огненными верстами : повесть / Николай Наумов. – Москва : Воениздат, 1986. – 240 с.
18. Никольский, Н. С. В двух битвах : повесть / Н. С. Никольский. – Москва : Моск. рабочий, 1986. – 442 с.
19. Ортенберг, Д. И. Июнь – декабрь сорок первого : рассказ-хроника / Д. Ортенберг. – Москва : Сов. писатель, 1986. – 352 с.
20. Первый бой : повести, рассказы, стихи / сост. С. И. Чупринин. – Москва : Мол. гвардия, 1985. – 384 с. – (Библиотека юношества).
21. Поволяев, В. Д. Лесные солдаты : роман / Валерий Поволяев. – Москва : Вече, 2014. - 288 с. – (Военные приключения).
22. Ржевская, Е. М. Ближние подступы : повести, рассказы / Елена Ржевская. – Москва : Сов. писатель, 1985. – 336 с.
23. Свиридов, Г. И. Летом сорок первого : роман / Георгий Свиридов. – Москва : Вече, 2009. – 272 с. – (Народный роман).
24. Симонов, К. М. Живые и мёртвые : роман в 3 кн. Кн.1: Живые и мертвые / Константин Симонов. – Москва : Худож. литература, 1990. – 479 с.
25. Смирнов, С. С. Брестская крепость / С. С. Смирнов. – Москва : Сов. Россия, 1990. – 400 с. – (Подвиг).
26. Соколов, В. Д. Вторжение : роман / Василий Соколов. – Москва : Сов. Россия, 1988. – 496 с. – (Подвиг).
27. Стаднюк, И. Ф. Война : роман / И. Ф. Стаднюк. – Москва : Сов. писатель, 1985. – 624 с.
28. Только победа и жизнь! : Публицистика военных лет. – Москва : Детская литература, 1985. – 318 с. ли. – (Военная библиотека школьника)
29. Шевцов, И. М. Бородинское поле : роман / Иван Шевцов. – Москва : Московский рабочий, 1985. – 656 с.
1941 год в художественной литературе : информационный список / МБУК «ЦБС г. Михайловки», Библиотека № 4 ; [сост. Л.Б. Лоневская]. – Михайловка, 2016. – 4 с. -  (К 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны). – Тираж 25 экз.
3. План выставки «Нам этот день не забыть никогда». 22 июня 1941 г.
Общая цитата:
Я знаю, никакой моей вины 
В том, что другие не пришли с войны, 
В том, что они - кто старше, кто моложе – 
Остались там, и не о том же речь, 
Что я их мог, но не сумел сберечь, - 
Речь не о том, но все же, все же, все же... 
Александр Твардовский

1 раздел: «Да разве сердце позабудет…: 22 июня 1941 года»
(подсказки: докум. литература о начале войны, о 1941 годе)
Цитата:
Сорок первый! 
Июнь. 
Год и месяц войны всенародной! 
Даже пылью времён 
Затянуть эту дату нельзя. 
(Библиотека. – 2007. - №3. – С.75.)

2 раздел: «Не померкнет летопись побед: Хроника войны»
(можно экспонировать литературу как о всех основных этапах  и битвах войны, а можно взять некоторые, по которым есть литература).
Цитаты:
Запомните:
От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в 41 началась дорога
В победоносный 45 год…
Р. Рождественский.

Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала!
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Г. Иванов

3 раздел: «Наш край в годы войны»
(отразить историю вашего края в период войны; если не было военных действий на территории края – отразить информацию о ветеранах-земляках  – участниках Вов).
Цитата:
Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был
Родимый край,
И как на землю
Падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
М. Михайлов

4 раздел: «И память будет вечной: Война в литературе»
(можно взять тему широко (если литературы мало) и отразить все события Вов в художественной литературе, а можно взять более узко и отразить 1941 год в художественной литературе, в т.ч. и книги о битве под Москвой).
Цитата: «Литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».
Алексей Толстой.

4 комментария:

  1. Людмила Борисовна, большое спасибо за интересную подборку материала! Очень важно, чтобы память о той страшной войне жила в сердцах людей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, Вы правы, мы должны сделать всё, чтобы память о войне жила вечно в сердцах людей. Особенно это касается детей и молодежи. Я всегда очень расстраиваюсь, когда дети или подростки не знают дату начала и окончания войны, основных битв и др. Стараюсь через эмоции донести эти нужные знания до детей.
      Спасибо за комментарий и внимание к блогу. Искренне рада Вам. Удачи и всего самого доброго и летне-позитивного!

      Удалить
  2. Людмила, спасибо, замечательная подборка материалов. Особая благодарность за разработку выставки о войне! А ссылки - просто класс! Вы - неутомимая труженица, столько сил и времени затратили. Ещё раз огромное спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте! Очень рада, что Вам понравился материал, что он нужен. Выставку мы оформили в читальном зале (с подразделами), а на абонементе - попроще, выложу фото в Библиокомпасе при описании этого мероприятия.
      Спасибо за позитивный комментарий, внимание и поддержку.Рада видеть Вас в гостях. Успехов Вам, хорошего настроения и всех благ!

      Удалить