Новинки профессиональной литературы (ноябрь 2014 г.)
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые издания по библиотечному делу, полученные по подписке (2013 – 2014 гг.). Обратите внимание на книгу Татьяны Михайловны Плохотник «Детский библиотекарь», которая содержит очень интересный, полезный и востребованный материал в помощь библиотекарям, работающим с детьми и молодежью. Татьяна Михайловна ведет известный библиотечный блог «Библио-S-путник», под псевдонимом «Веста». Многие материалы её блога перекликаются со статьями книги. Очень полезны будут статьи и Ирины Николаевны Огневой, зав. методическим отделом центральной городской библиотеки им.А.М. Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Ведет библиотечные блоги "Библиомания", "Одиннадцатый". Итак, знакомимся с новинками…
Елизарова, Р. У. Информационно-коммуникационные технологии: готовность библиотек к электронному развитию: Научно-практическое пособие / Р. У. Елизарова. – Москва : Литера, 2013. - 136 с.
В издании в контексте формирования глобального информационного общества рассмотрен феномен информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечной сфере, даны показатели оценки развития и использования этих технологий в библиотеках. Проведен анализ использования ИКТ для развития библиотек в регионах России, открывающего принципиально новые возможности предоставления информационных услуг, производства ресурсов по культуре и доступа к ним населения и специалистов. Анализ основан на применении интегрального показателя и отдельных показателей
использования ИКТ в культуре, разработанных Институтом развития информационного общества, по двум направлениям: доступ к ИКТ учреждений культуры, использование ИКТ в учреждениях культуры.
Елизарова Р. У. |
На примере сети муниципальных библиотек Республики Татарстан представлены направления использования ИКТ, освещена технология корпоративной деятельности в рамках автоматизированной библиотечно-информационной системы «Руслан». Большое внимание уделено порталу Национальной электронной библиотеки Татарстана, который является единой точкой доступа к информационным ресурсам библиотек республики.
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1.Тенденции информатизации библиотечно-информационной сферы
1.2.Мониторинг использования информационно-коммуникационных технологий в библиотеках
1.2.1.Методология мониторинга использования информационно-коммуникационных
технологий
1.2.2.Информационно-коммуникационные технологии в библиотеках, 2007-2010 гг.
Глава II. КОРПОРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - БАЗА УСКОРЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
2.1.Нормативно-правовые основы деятельности библиотек Республики Татарстан
2.2.Информатизация сети библиотек Министерства культуры Татарстана
2.3.Использование корпоративной технологии. Портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан
Заключение
Список сокращений
Кашкаров, А. П. Новации в читальном зале: Развивающие игры, мотивационные конкурсы. / А. П. Кашкаров. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 112 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 153)
В книге описаны апробированные приёмы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексы. Используя непридуманные истории, автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов, проведённых в системе дополнительного образования среди учащихся разных возрастных групп. Сформулированы многочисленные полезные рекомендации. В заключение издания даются списки рекомендуемой литературы.
Пособие адресовано библиотекарям, психологам, руководителям детского чтения, а также родителям школьников.
Вступление. ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬОРИЕНТИРОВАНО НА БИБЛИОТЕКУ И СЕМЬЮ....
1-я глава. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ: ИДЕИ О ПРАКТИЧЕСКОЙРАБОТЕ В БИБЛИОТЕКЕ
1.1. Привычка к чтению
1.1.1.Что такое чтение?.
1.1.2.Для чего нужно чтение?.
1.1. Специфика современного читательского развития
1.2.1.Техника малого разговора
1.2.2.Чтение — элемент творческого развития личности...
1.2.3. О читательском развитии личности
1.3.Читательское развитие в библиотеке
1.3.1.Предпочтения читателя в библиотеке
1.3.3.Современные новации в читальном зале
1.4. Финский библиотечный опыт и рекомендации для детей
1.4.1.Практические рекомендации: для чтения взрослыми детям
1.4.2.Библионовинки 2013 года. Открытие русскоязычной библиотеки в Финляндии
2-я глава. ЧТЕНИЕ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАННОСТИДЕТЕЙ
2.1. О проблеме выбора молодёжи или значимости библиотечного психолога
2.1.1.Почему в библиотечном деле для нас важны харизматичные личности?
2.1.2.«Аз, буки учат, на всю избу кричат»
2.1.3.Быстрое чтение текста или быстрое понимание смысла?
2.2.Психология чтения: мотивы, эмоции, воля или квинтэссенция процесса
2.2.1.Мотивация как обязательное условие чтения
2.2.2.Мысль как результат чтения
2.2.3.Воля как компонент чтения
2.3.О проблематике библиотечной психологии, или Чтение как ресурс гуманизации детей
2.4.Приёмы приобщения младшеклассников к чтению в школьной библиотеке
2.4.1.Дома
2.4.2.В школе
2.4.3.В библиотеке
2.5. Условия усиления культуроведческих функций домашнего чтения
2.6. Качество текстов и проблемы формирования библиотечных фондов
2.7. Метод выявления читательских библиотечных предпочтений
2.8. Практические приёмы приобщения к чтению
2.8.1. Игры со словами для детей 10-12 лет
2.8.2.«Волшебные» вопросы для развития логики и запоминания литературных героев
2.8.3. Список сказок, используемых в играх с текстами
2.9. Анализ, основания, обобщение, выводы
3-я глава. БИБЛИОТЕЧНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
3.1. Вечера чтения
3.1.1.Личный пример
3.1.2.Практические шаги
3.2. Необычные приёмы приобщения к чтению
3.2.1.Совместимость законов развития сюжета и законов детского интереса
3.2.2.Эффективные практические приёмы возбуждения детского интереса к книге
3.3.Проверено исследованиями: каждый достоин поддержки
3.4.Правила и рекомендации по анкетированию детей
3.4.1.Анкетирование-самодиагностика
3.4.2.Субъективность в анкетировании
3.4.3.Диагностика читателей библиотеки: этические нормы и практика работы
3.4.4.Смотреть не значит видеть
3.4.5.Тестология
3.5.Какие ошибиться в выборе профессии?
3.6.Технология анализа развития библиотеки SWOT.
3.7.Детские упражнения (из возможных творческих занятий в библиотеке)
3.8.Не бойтесь вдохновлять оригинально!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Книги и статьи по тематике издания
Полезные ресурсы
Литература для чтения вслух взрослыми детям
Рекомендации для подростков, увлекающихся фэнтези
Культурная среда России: формирование личности. Сценарии и игровые программы. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 96 с.
Понятие культуры очень ёмкое: включает в себя нравственность, быт и язык народа, круг идей и творчество человека и многое другое.
В рамках предлагаемого сборника собраны сценарии праздников, развлечений и занятий для детей дошкольных общеобразовательных учреждений, учащихся начальной и средней школы, которые помогут библиотекарям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования не только провести разнообразные мероприятия, включающие викторины, устные журналы, игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др., приуроченные к тому или иному событию и явлению культуры, но и показать вступающему в жизнь ребёнку и подростку необходимость овладения культурным наследием своей Родины и привлекательность в современных условиях понятия «культурный человек».
СОДЕРЖАНИЕ:
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ
Г.Кузянин Ода лаптю русскому
С. Ничипорова, Н.Полуэктова Около кола бьют в колокола
Л. Худякова Оберег защищает дом от бед!
О. Макшеева Уж ты, прялица, кокорица моя!
РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
В. Чижова Путь цивилизации
Г. Богомолова Строим Музей сказки
МУЗЫКА
Л. Пешкун Обитатели города Динь-Динь
А. Глотова Симфонический оркестр
ПАТРИОТИЗМ—ЭТО СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ
Н.Турубанова Его девиз «Скромность, труд и дело!»
КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОСТИ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Л. Геншель «Добро по указу — не добро» (И. Тургенев)
Е. Попова Души озарение
Ю. Демченко Волшебные слова
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Пантюхова, Т. В. Проекты и гранты. От замысла — к реализации: сборник-тренажёр. / Т. В. Пантюхова. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 144 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 151)
Предлагаемый сборник представляет собой методическое пособие по проектной деятельности библиотек. Он выстроен как «методическая лоция», состоящая из глав - «акваторий». Каждая глава содержит теоретический материал и конкретные проектные разработки, апробированные на практике. Обобщён обширный опыт специалистов Нижегородской государственной областной детской библиотеки. В Приложениях приведены полные тексты ряда библиотечных проектов, а также сопутствующая деловая документация.
Сборник-тренажёр предназначен для библиотекарей, работающих с детской аудиторией; руководителей библиотек любых типов, выдвигающих свои проекты на получение грантов; преподавателей и студентов вузов культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
На проектной волне — в будущее
1 -й раздел. Методическая лоция
Акватория «Проект-Теория»
Акватория «Проект-Практика»
Волна «Праздничная»
«Берега культуры». Праздник открытия Недели детской книги
Создание информ-карты «Вокруг друзья»
Техническое задание «Открой зонт. Подари улыбку»
Волна «Краеведческая»
Положение о проведении областного интернет-конкурса по созданию мультимедийных ресурсов «День в нижегородской истории»
Волна «Историческая»
Проект «Подвиг ополченцев в нижегородской литературе»
Проект «Вы — библиотекарь!»
Проект «Мы все — нижегородцы»
Проект «Рождественская — это наша история»
Проект «Спортивная слава нижегородцев»
Проект «Для них спорт — жизнь»
Проект «Немцы-градостроители и Нижегородский край»
Проект «Имена на все времена, или История в историях о знаменитых земляках»
Волна «Филологическая»
Проект «Слово — душа языка»
Волна «Литературная»
Проект «Евгений Николаевич Чириков — писатель, драматург и публицист»
Волна «Декоративная»
Проект «Нижегородское чудо»
Акватория «Библиография»
2-Й раздел. Приложения
Приложение №1 Проект «Нижегородцам ПРО Чтение»
Приложение №2 Программа «Летнее чтение — семейное чтение»
Проекты «Мы читаем - загораем!», «Я на солнышке лежу и сценарии пишу» Проект «Удиви родителей, прочитай книгу!»
Проект «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело»
Проект «От профессии к профессии»
Приложение №3 Проект «Мир кончиками пальцев»
Приложение №4. «Проект «Любить Отечество, как Минин»
Проект «С помощью АТОМа»
Приложение № 5. План мониторинга проекта
Приложение № 6. Оформление титульного листа
Приложение № 7. Схема описания проекта
Приложение № 8. Программа по формированию и развитию исторического сознания юных читателей средствами библиотечной педагогики «Читаем историю вместе».
Плохотник, Т. М. Детский библиотекарь : Практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы и др. / Т. М. Плохотник. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014.— 128 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 155)
Плохотник Татьяна Михайловна, заместитель директора Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина, г. Саров Нижегородской области.
Окончила Московский государственный университет культуры и искусств. Сфера профессиональных интересов — методики читательского развития и внедрение их в работу библиотеки, библиотечная инновационная деятельность.
Автор около 40 публикаций в профессиональной периодике. Инициатор виртуального проекта «Библиотечный Либмоб» (2011 г.).
Предлагаемое пособие характеризует современные формы
деятельности библиотеки по раскрытию фондов, продвижению книги к читателю, активизации общественного интереса к чтению. В нем содержатся разработки мероприятий, осуществляемых с использованием разнообразных наглядных материалов и средств коммуникации и проводимых непосредственно в виртуальной среде или в традиционных условиях, но с опорой на новые информационные технологии. В приложениях приведены конкретные проекты и сценарии. Издание представляет собой продолжение ранее вышедшего в данной серии (выпуск № 146) сборника Т.М. Плохотник «Методист в детской библиотеке» (М., 2013)
Плохотник Т. М. |
Издание адресовано широкому кругу библиотекарей, работающих главным образом с молодёжной аудиторией.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1-я глава. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ СРЕДЫ
Г. М. Пальгуева. Наглядные формы позиционирования книги
(библиотечный плакат, инфографика, электронная презентация, буктрейлер)
Т. М. Плохотник. Буктрейлер. Опыт создания
2-я глава. НОВОЕ И «ИНОЕ»
Т. М. Плохотник. БиблиоВидеоСтудия в детской библиотеке: за и против
Т. М. Плохотник. Библиотечный квест
Т. М. Плохотник. Странные акции нашего времени. Библионочь
3-я глава. БИБЛИОТЕКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
И. Н. Огнева. Использование социальных сетевых сервисов в работе методиста библиотеки
И. Н. Огнева. Продвижение библиотеки в социальных медиа
Т. М. Плохотник. Вебинар-формат: заметки участника и организатора
Т. М. Плохотник. Мастер-класс «Библиотечный блог как коммуникативная виртуальная площадка. От идеи к реализации»
ПРИЛОЖЕНИЯ
И. Н. Огнева. Портфолио библиотекаря
И. Н. Огнева. Библиографическая игра «Классики»
И. Н. Огнева. Хоррор (Информ-обозрение)
Т. М. Плохотник. Проект создания инициативной творческой молодёжной волонтёрской группы при детской библиотеке
Т. М. Плохотник. Анкета для библиотекарей «Детская библиотека как коммуникативная среда»
Т. М. Плохотник. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Встреча-предчтение по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» для учащихся 1—4-х клас
Т. М. Плохотник. «Откуда я родом?» (Литературная слайд-презентация по биографии Антуана де Сент-Экзюпери для учащихся 5—9-х классов)
Т. М. Плохотник. «Шершеля... France» (Материалы к интерактивной выставке-презентации для учащихся 5—11-х классов)
ОБЩИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Литература
Интернет-источники
Шуминова, И. О. Роль библиотеки в многонациональном пространстве: программы, проекты, сценарии. / И. О. Шуминова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. — 160 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 149).
Взаимодействие национальных культур стало для библиотек предметом осмысления и одним из важнейших факторов поступательного развития. Библиотеки стремятся вносить свой вклад в стабилизацию отношений между людьми разных национальностей, участвовать в воспитании почтительного отношения к культуре каждого этноса. Предлагаемое пособие акцентирует внимание на основных тенденциях и проблемах библиотечного обслуживания многонационального региона.
Рассматриваются такие темы, как «Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации межкультурного взаимодействия»; «Воспитание культуры межнационального общения: формы и методы»; «Работа библиотек с художественной литературой как средством межкультурного взаимопонимания» и др.
В разделе «Культура приграничья: место и роль библиотеки» характеризуется специфика организации библиотечного обслуживания населения приграничных территорий.
Публикуются многочисленные практические материалы: программы, проекты, сценарии и т. д. Пособие рассчитано на широкий круг библиотечных работников.
ВВЕДЕНИЕ
1-я глава. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
1.1.Библиотека как ресурс поликультурного пространства: теоретико-методологические подходы
1.2.Библиотека как центр сохранения языков и культур
многонационального региона
Приложение 1.Примерная программа проведения урока толерантности «Единство разных»
Приложение 2.Примерный план проведения акции для молодых читателей «Мир, который мы создаём»
2-я глава. БИБЛИОТЕКА В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1.Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации
межкультурного взаимодействия
2.2.Воспитание культуры межнационального общения:
формы и методы
2.3. Работа библиотек с художественной литературой
как средством межкультурного взаимопонимания
3-я глава. КУЛЬТУРА ПРИГРАНИЧЬЯ: МЕСТО И РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ
3.1.Приграничье как объект интеркультурного развития
3.2.Особенности библиотечного обслуживания населения
в условиях приграничья
Приложение 1.Концепция проведения Дней православной книги
Приложение 2.Анкета «Толерантность»
Приложение 3.Галерея народных традиций «Культура разная важна,
культура разная нужна»
Приложение 4.Открытие Дней дагестанской культуры
Новинки профессиональной литературы за другие месяцы (в рубрике "В помощь библиотекарю")
Новинки профессиональной литературы за июнь 2014 года
Коллегам (новинки профессиональной литературы)
Новые профессиональные издания (февраль 2015 год)
Новинки 2015 года
Новинки профессиональной литературы - 2016
Новинки профессиональной литературы за другие месяцы (в рубрике "В помощь библиотекарю")
Новинки профессиональной литературы за июнь 2014 года
Коллегам (новинки профессиональной литературы)
Новые профессиональные издания (февраль 2015 год)
Новинки 2015 года
Новинки профессиональной литературы - 2016
Людмила, как всегда актуально и полезно! Спасибо за обзор :)
ОтветитьУдалитьЕлена Евгеньевна, рада, что Вам понравилась информация.
УдалитьСпасибо за добрый отзыв, за то, что заглянули в блог. Хороших Вам выходных и всего самого доброго!