Примерный план по справочно-библиографической и информационной работе библиотеки на 2013 год
Дорогие коллеги!
Сейчас у нас идет горячая пора – время планирования и отчетности. Предлагаю вам примерный план по справочно-библиографической и информационной работе (без привязки к срокам выполнения и ответственным). Конечно, в каждой области руководящие методические центры (областные библиотеки) дают свою схему плана и отчета по библиографии. В нашей области эта схема включает 5 позиций:
1) Информационно-библиографическое
обслуживание (ИБО)
2) Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)
3) Формирование справочно-библиографического аппарата (СБА)
4) Создание библиографической продукции
5) Формирование информационной культуры пользователей
Я предлагаю вам план по библиографии нашей библиотеки для того, чтобы вы могли выбрать понравившиеся вам названия и формы работы. Конечно, наша библиотека маленькая, всего два сотрудника, поэтому наши планы не столь объемны и всеобъемлющи, как планы центральных или каких-либо других крупных библиотек. Но для небольших библиотек как наша, а также сельских библиотек, мне кажется, вполне сгодятся.
Буду рада, если эта информация окажется востребованной и поможет кому-либо в работе, а также всем комментариям, замечаниям и предложениям.
1. Информационно-библиографическое обслуживание (ИБО)
1) Количество абонентов информации
а) индивидуальных - 3
б) коллективных (групповых) – 1
· члены Салона интеллектуального чтения и искусства «Перекресток духовности»
2) Создание картотеки информации, где выделены абоненты индивидуального библиографического информирования и абоненты группового информирования.
3) Использовать в работе самые разнообразные формы информирования:
а) списки новых поступлений, тематические списки
«Новинки на книжной полке»: Новые поступления в библиотеку
«В помощь педагогу»: Новые издания и публикации к учебному году
«Познавайте мир с новыми журналами!»: По страницам периодических изданий 2013 г.
«Книжный Гольфстрим»: Знакомимся с новыми поступлениями в библиотеку»;
«Что можно взять в библиотеке почитать»: Новинки художественной литературы»;
«Новинки издательств нашего региона»: (Краеведческая литература)
«Я живу на земле Волгоградской…»: Новинки краеведческой литературы»
«Новинки из книжной корзинки»: Новая художественная литература»
«Что можно взять в библиотеке почитать?»: Новинки художественной литературы»
«Книжная радуга»: Новинки художественной литературы за 2012 г.»
«Книжная Планета»: Знакомимся с новыми поступлениями в библиотеку»
«Любителям художественной литературы»: Знакомимся с новинками»
б) выставки-просмотры новой литературы, периодических изданий;
· информационные выставки, в том числе:
«Вести из городской администрации»;
«Многоликий мир прессы»;
«пресс-круиз» «Путешествие по страницам новых изданий для молодежи»
пресс-выставка для детей: «Всё в журналах интересно!»
кибервыставки: «Мир персонального компьютера», «Компьютер, безопасность и дети», «Взрослые и дети читают в Интернете»: Правила безопасного Интернета»
«Мир цифровой Вселенной»
«Окно в мир»: Новые и лучшие книги»
«Учись! Узнавай! Удивляйся!»: 1 сентября – День знаний
Выставка-адвайзер «Как не заблудиться на безграничных просторах Интернета»
Выставка-премьера «Литературный континент»: Новинки современной художественной прозы»
Выставка-приглашение «Галерея книжных новинок»: Смотри и читай!»
Выставка-реклама «Новые книги Поволжья»: Узнаем лучше край родной!»
Выставка-премьера «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»: Новинки детской литературы»
Пресс-выставка «Периодика – 2013: Самое интересное и познавательное»
Выставка-реклама детских журналов «Почитаем, отдохнем – время с пользой проведем!»
Выставка-просмотр «Из книжного моря – на библиотечную полку»
Пресс-выставка «На журнальной волне»: По страницам новых журналов»
Выставка-реклама «Год без скучных книг»: Новые поступления в библиотеку»
· Виртуальные выставки
«Компас в море новинок»: Новые поступления»
«Компактно» об интересном и полезном»: Новинки СD»
в) оформление КЗД (календаря знаменательных дат) в фойе библиотеки и в читальном зале:
а) «Памятные даты истории России» б) «Литературный календарь»;
а) «Памятные даты истории России» б) «Литературный календарь»;
в) «Краеведческий календарь»
г) Дни информации, беседы, обзоры, уроки, игры информационного характера:
День электронного издания «Электронные ресурсы в помощь учебе первокурсника»
День периодики «Журнальная карусель»
День знаний «Первосентябрьский калейдоскоп»
Информ-ревю «В мир знаний – через библиотеку!»
Деловая игра по компьютерным технологиям «Мой персональный друг – компьютер»
Конференц-час «Самые интересные журналы»
«Пресс-драйв» «Молодёжный мир»: по страницам периодики.
День открытых дверей «Информационные ресурсы библиотеки – молодежи»
Беседа-презентация «Путешествие по нечитанным страницам: Знакомимся с новой литературой»;
Беседа-обзор «Давайте читать вместе!»: По страницам новой детской литературы»;
Уроки безопасного поведения «Дети в сети Интернет»
Библиотечный интернет-урок «Прогулки через интернет – лес»
Урок интернет-безопасности «Чем опасен Интернет?»: Проблема интернет-зависимости»
Пресс-обзор новых детских периодических изданий «Друзья, а вам известно, что всё в журналах интересно?»
Обзор-беседа «Очень много мы узнаем – если книги прочитаем!»: Новые книги для детей младшего школьного возраста»;
Обзор-реклама для первоклассников «К нам в гости новая книга пришла!»
Детский книжный калейдоскоп «Своей интересной чудесной дорогой к нам новая книга идет!»: Путешествие в мир новой детской литературы»
Новогодняя Акция «В Новый Год - с новой книгой!» (цель – дать читателям возможность выбрать с книжной выставки новинок книгу по душе и встретить Новый Год с новой интересной книгой. Проводится во второй половине декабря).
д) Познавательные экскурсии в библиотеку
Медиа-экскурсия-презентация «Библиотека №4 в реале и в виртуале: Знакомство с библиотекой, её блогами «Библиокомпас» и «Михайловский краевед»
Экскурсия-приглашение «Добро пожаловать в библиотеку №4!»
Экскурсии-знакомство: «Тихий шелест страниц нам сопутствует в жизни повсюду…»: В гостях у библиотеки №4»,
Экскурсия-знакомство с библиотекой: «Есть такое в свете чудо…»
«Библиотека открывает двери»,
Экскурсия-познание «Библиотека – окно в мир»
Экскурсия-знакомство «Самый лучший интернет не заменит книгу, нет!»: В гостях у библиотеки № 4»
«Приглашаем записаться в читатели»,
«Библиотека – молодым читателям: ресурсы, услуги»,
«Библиотека приглашает…»,
«На библиотечной волне: Ресурсы, услуги, возможности библиотеки №4»,
«В гостях у библиотеки №4»
«Вас ожидает мир чудесный книги!»,
«Первое знакомство с библиотекой»,
«Мы идем в библиотеку!»,
«Библиотека приглашает детей»,
«Первый класс – в библиотеку в первый раз!»,
«С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить!»
«Рады мы всегда гостям, приглашаем в гости к нам!»
е) Проводить оперативное информирование сотрудников Городского Дома культуры, членов Салона интеллектуального чтения и искусства по индивидуальным запросам, делать ксерокопии статей по запрашиваемым темам, подборки и дайджесты публикаций.
2. Справочно-библиографическое
обслуживание (СБО)
1) Вести постоянный учет основных процессов работы с СБА. Справочно-библиографическое обслуживание проводить в режиме «запрос – ответ».
2) Осуществлять СБО с исчерпывающей полнотой и оперативностью. Выполнить в течение года 660 справок. Постоянно вести тетрадь учета выполненных справок повышенной сложности.
3) Вести учет пользователей Интернет услугами.
4) С помощью интернет-технологий осуществлять поиск информации по запросам пользователей.
3.Формирование справочно-библиографичес-
кого аппарата (СБА)
1) Алфавитный и систематический каталоги: а) Продолжить работу по организации и ведению АК и СК.
б) Более детальная рубрикация СК в соответствии со Средними таблицами ББК
2) Систематическая картотека статей (СКС):
2) Систематическая картотека статей (СКС):
а) продолжить работу по организации СКС в соответствии со Средними таблицами ББК
б) текущая аналитическая роспись газетных и журнальных статей (самостоятельная роспись) – 100 ед.
в) выделить рубрики на актуальные темы:
«Золотое зарево Победы»: к 68-летию Победы в Великой Отечественной
войне;
«200 огненных дней и ночей»: к 70-летию победы в Сталинградской битве
«Огненная дуга»: к 70-летию Курской битвы
3) Краеведческая картотека, тематические картотеки:
а) организация (создание) краеведческой картотеки;
б) постоянное пополнение новыми карточками
в) выделить актуальные темы и рубрики
· «Лучшие люди города»,
· «Экология Михайловки»,
· «Земляки – участники и герои Великой Отечественной войны»
г) создать картотеку сценариев и методических материалов
д) создание и регулярное ведение картотеки информации
4) Проводить индивидуальные консультации по темам:
Как найти нужную книгу в библиотеке?
Как следить за новинками литературы?
Как правильно ориентироваться в библиотечном пространстве?
СБА библиотеки: зачем он нужен?
Как увлечь малыша книгой?
Правила пользования библиотекой и др.
Каталоги и картотеки библиотеки №4
Как найти нужный ресурс в Интернете?
Как правильно оформить реферат, доклад, сообщение
Электронный каталог, электронная картотека статей – как ими пользоваться
Как находить нужную информацию в блогах
4. Создание библиографической продукции:
Создание информационно-рекомендательных ресурсов для юношества и детей, широкого круга читателей:
Аннотированный список литературы «Прикоснись сердцем к подвигу: Новая литература о Великой Отечественной войне»
памятка-рекомендация для старшеклассников «Как написать доклад»
обзор интернет-ресурсов для старшеклассников и студентов из серии «Библиотека – молодым читателям»: «Сайты для тех, кто хочет учиться»
пособие «Что читать детям в Интернет»: Интернет-ресурсы для детского чтения»
информ-листовка «Правила безопасного Интернета для детей»
памятка для школьников «Безопасный компьютер и Интернет для детей и подростков»
инфодайджест «Учитель…Как много скрыто в этом слове» (Год учителя в России)
серия книжных закладок «В сердцах и книгах -память о войне», посвященную произведениям военной тематики: (К 68-летию Победы в Вов)
информационно-рекламный буклет «Библиотека № 4: её прошлое и настоящее»
рекламно-информационный список «Читай, город! О нас пишут!»: Библиотека № 4 в СМИ»
шорт-обзор «Читаем журнал «Дальний Восток»
информационный буклет «Ваш виртуальный мир»: Интернет-ресурсы для людей с ограниченными возможностями
5. Формирование информационной культуры пользователей.
Темы библиотечных уроков, уроков информационной культуры для учащейся молодёжи:
урок-путешествие «Веблиография - студентам»: Образовательные ресурсы»
интернет-урок «Библиотека – навигатор в море информации»
урок-беседа: «Умеете ли Вы читать?»
урок-презентация: «Книги бывают разные»: Из истории книги и библиотеки»
урок-познание: «Информационная культура личности - нужна ли она?» (с использованием компьютерной презентации в POWER POINT)
урок-информация «Развитие динамического чтения – веление времени»
урок-практикум «Что такое СБА и зачем он нужен»
библиотечно-библиографическая игра «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»
библиотечный урок-реклама: «Городская библиотека № 4: её информационные ресурсы, услуги и возможности»
библиотечный урок: «Что такое периодика? Детские периодические издания в библиотеке №4»
библиотечно-библиографическая беседа-игра «Особенности работы со справочными изданиями
библиотечный урок-обозрение «Как читать молодежные газеты и журналы»
Вот примерная схема плана работы по СБО и ИБО. Конечно, здесь у нас отражены мероприятия не за один год. Надеемся, что эта информация окажется востребованной библиотекарями. Успехов вам, дорогие коллеги, в планировании и вашей повседневной работе!
Спасибо за интересную и полезную информацию! К планированию работы на 2013 год очень кстати. Приглянулись несколько интересных форм работы и названий.
ОтветитьУдалитьНа бис признательной публике от Автора будут посты по другим разделам плана? Просим-просим:-)))
Медведь-краевед, придется Вас огорчить: в связи с нехваткой времени (через неделю сдать надо готовый годовой отчет да плюс еще есть непроведенные мероприятия) другие разделы плана пока освещать не планируется. Может быть, в следующем году...Конечно, хотелось бы помочь, чувствуется востребованность рекомендаций по этому направлению, но...Прощу простить за неоказание помощи страждующим новой информации по планированию. Интересные материалы есть в блоге Весты "Библио-S-путник", Библиомании, Библиосейшн (можно посмотреть более ранние посты).
УдалитьМерси. Мы читаем все эти блоги:-)
ОтветитьУдалитьИнтересен был валгоградский опыт.
На будущий год, так на будущий. Лучше поздно, чем никогда:-)))
Медведь-краевед, понимаю Вашу печаль и неудовлетворенность. Давайте я Вам вышлю по электронке наши планы за последние годы. Выберете, что Вам понравится, вот Вам и волгоградский опыт, а еще лучше - обменяться отчетами, где все расписано. Договорились?
УдалитьЛюдмила, здраствуйте. огромное спасибо Вам за подробный план. Могли бы Вы выслать планы мне тоже?
УдалитьМарина, здравствуйте!
УдалитьПростите, но выслать не могу. Во-первых, план 2012 г.,старый, его уже и в компьютере нет, Во-вторых, руководство наше не одобрило бы такую рассылку, ну а в третьих, мы дружим блогами и лично с Медведем-краеведом (блог Роза ветров. Север). Отправляла им по-дружески.
Марина, Вы начинающий библиотекарь? Откуда? Я имею в виду, сельская или городская библиотека? Понимаете, в каждой системе (ЦБС) города, области свои требования к планам и своя разработанная структура планов. В нашем городе - такая, а у вас она может быть совсем другой. Основные разделы плана указаны, названия и формы - приведены. Вы выбирайте, что Вам понятно и что подходит. Если есть какие-то вопросы - напишите. Может быть, я помогу Вам найти на них ответы. Обращайтесь также к вашим методистам и библиографам, в их обязанности входит оказание методической и практической помощи библиотекам-филиалам.
Удачи Вам, успехов в работе, добра и всех благ!
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень кстати! Отличная информация! Возьмём несколько форм работы, для своей библиотеки. И оформление очень даже ничего!
ОтветитьУдалитьЕлена, очень рада, что информация пригодилась. Рада видеть Вас в блоге, спасибо за добрый отзыв. Успехов Вам в планировании и Вашей работе!
Удалить