Запрещенные книги, которые
необходимо прочесть
Дорогие друзья!
На этой неделе «Новости литературы» сообщили: человек, разместивший на своем сайте книгу Гитлера «Майн Кампф», был посажен под домашний арест и против него возбуждено уголовное дело. Распространение такого рода литературы сегодня законодательно приравнивается к экстремизму. Вообще-то, Гитлер не был выдающимся писателем, и вряд ли человек много потеряет, если не узнает, о чем написано в его книжке. Но в истории много раз запреты разного рода распространялись на книги, обладавшие значительной художественной и идейной ценностью. Вот некоторые из них:
Джованни Боккаччо «Декамерон» (1354)
С распространением книгопечатания «Декамерон» стал одним из первых мировых бестселлеров. Популярность его была чрезвычайно высока: рассказы, помещенные в книгу, интересны и широкому кругу любителей просто занимательных историй, и значительно более узкому кругу людей, умеющих видеть за авантюрно-любовным сюжетом гуманистическую мысль Возрождения.
Истории, которые рассказывают друг другу герои книги Боккаччо, почти все имеют форму и сюжет фривольные, нередко анекдотичные из разряда «Муж вернулся из командировки, а у жены любовник...». Конечно, католическая церковь одобрить подобной развязности не могла, и в 1559 году «Декамерон» был включен в перечень запрещенных книг. На сегодняшний день он является одним из наиболее значительных литературных памятников итальянского Возрождения в литературе.
Стендаль «Красное и черное» (1830)
Жизнеописание французского провинциала Жюльена Сореля, талантливого и честолюбивого юноши; история его карьеры, любви, преступления и смерти запрещалась не единожды и не одним государством.
В России Николай I запретил «Красное и черное» в 1850 году. Жюльен Сорель был страстным поклонником Наполеона; он хоть и стремился всей душой влиться в высшее общество, но аристократов в душе глубоко презирал и вообще горел изнутри революционным огнем. Российский император, как известно, либералом не был и в других не поощрял. А роман Стендаля, по его мнению, оказывал исключительно вредное влияние на неокрепшие умы (равно как и на окрепщие).
Против распространения романа выступила католическая церковь. Ей, главным образом, не понравилось, что Стендаль выбрал для своего очень небезупречного в моральном плане героя духовную карьеру: Жюльен Сорель учится в семинарии и тамошние нравы описываются далеко не как идиллия Телемской обители. В 1864 году Ватикан занес «Красное и черное», а заодно и все прочие любовные романы Стендаля, в Индекс запрещенных книг. Церковный запрет был снят только в 1966 году. А в 1939 году в Испании роман был запрещен диктатором Франсиско Франко — за распространение революционных идей.
Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса» (1991)
Кто выступил за запрет данного произведения, долго гадать не придется — конечно, католическая церковь. Ватикан немедленно объявил роман нобелевского лауреата по литературе богохульством и ересью. Строго говоря, он имел на это право. И было бы даже странно, если бы не запретил. Судите сами:
- вместо прекрасного и грозного ангела Господня Благую весть деве Марии приносит гигантского роста нищий, который впоследствии окажется самим дьяволом;
- чаша Грааля оказывается миской, в которой жена плотника Иосифа дает нищему еду; чаша тоже помечена врагом рода человеческого и помещается под крест после ряда сюжетных перемещений;
- Иисуса связывает с Марией Магдаленой далеко не только духовные узы; их плотская любовь, по Сарамаго, и делает Сына Божия человеком.
Но показывая грубую изнанку Священной Истории, Сарамаго не отрицает главного — животворящей и непреложной силы Любви.
Эрнест Хэмингуэй «Прощай, оружие!» (1929), «По ком звонит колокол» (1940)
Другой знаменитый роман старика Хэма - «По ком звонит колокол» - был запрещен в ряде европейских стран (в частности, в Испании) за выраженные в нем прокоммунистические и прореспубликанские взгляды.
Фрэнк Баум «Волшебник из Страны Оз» (1890)
Совсем недавно ряд школьных и библиотечных советов США высказались за ограничение распространения классических сказок Фрэнка Баума: в них якобы содержится недвусмысленная агитация за «хорошее» колдовство. Почитает ребенок и начнет гномиков вызывать. А оттуда и до вудуизма с человеческими жертвоприношениями рукой подать.
Флорентийский политик в самой своей известной книге рассказывает, как действовать правителю, желающему расширить границы своего государства; как захватывать и удерживать власть; как выбирать стратегию развития государства. На практических примерах, коих автор знал множество, показывается, как дОлжно вести себя правителю в различных ситуациях. Макиавелли часто касается современных ему реалий, в том числе, позволяет себе критиковать такую мощную политическую силу как католическая церковь — именно ее он обвиняет в раздробленности Италии. Он, кроме того, видит в религии инструмент управления, но не считает религиозность непременным условием для всякого человека. В 1559 году «Государь» и все прочие труды Макиавелли указом папы Павла IV были занесены в Индекс запрещенных книг с пометкой «под абсолютным запретом».

Автор «Робинзона Крузо» был очень разносторонним писателем. Своими книгами он хотел приносить пользу обществу. Поэтому писал сатиры, обличительные памфлеты, остросоциальные романы. «Молл Фландерс» и «Счастливая куртизанка» впервые в истории литературы с такой остротой поднимают проблемы положения женщины в обществе. Обе книги, коротко говоря, показывают, что женщина может выжить в английском обществе XVIII века только если будет продавать себя — на панели или замуж. Причем речь идет только о выживании, ибо даже статус жены не дает женщине ни материальной стабильности, ни социальной защищенности.
Обе книги были бесповоротно запрещены в Америке — за множество эротических сцен и откровенный язык. Официально запрет был снят только в 1930 году.
Иоганн Гете «Страдания юного Вертера» (1774)
Сентиментальный роман Гете о чувствительном юноше Вертере имел такой успех у публики, а идеи романа (в частности, протест против морали и рационализма старшего поколения) были встречены с таким энтузиазмом, что общество буквально охватила «вертеровская лихорадка». Но самое ужасное, что по Германии прокатилась волна суицидов «в духе Вертера», а в карманах молодых самоубийц находили злосчастный роман.
Против «Страданий...» выступало духовенство; преподаватели Лейпцигского университета выступали за запрет произведения, а в 1776 году перевод книги был запрещен в Дании.
В 1778 году в предисловии к переработанному тексту романа Гете написал, что данная книга призвана придавать сил человеку, оказавшемуся в горе. Не подражать Вертеру, но «черпать силы в его страданьях» призывает Гете своих читателей.
Мишель Монтень «Опыты» (1572-1588)
Непредвзятость и свобода мысли сразу вызвали недовольство как светских, так и церковных властей в разных странах Европы.
В 1640 году официальный запрет на книги Монтеня ввела испанская инквизиция, а в 1676 году этот запрет был подтвержден Ватиканом, включившим «Опыты» в «Индекс запрещенных книг». Сегодня церковный запрет снят. Но произошло это лишь в 70-х годах ХХ века.
Льюис Кэррол «Алиса в стране чудес» (1864)
Сказка английского математика была запрещена в Китае в провинции Хунань в 1931 году. Правитель провинции был возмущен тем фактом, что животные в этой сказке во всех смыслах равны людям и даже пользуются человеческим языком. Действительно, возмутительно.
После публикации в журнале «Ревю де Пари» романа о семейной жизни, внебрачной связи и самоубийстве докторской жены автор и издатель были привлечены к суду за написание и публикацию непристойного произведения. Суд их, впрочем, оправдал. А Ватикан — нет. В 1864 году роман «Госпожа Бовари» был внесен в "Индекс запрещенных книг".
Комментариев нет:
Отправить комментарий