воскресенье, 21 октября 2012 г.

Книга и чтение

Как книга становится красивой
Материалы к библиотечному уроку 
для школьников
(окончание)
Очень многое зависит от работы художника-иллюстратора, выбирающего шрифты, поля, приемы оформления. Но воплотить все задумки удается только тогда, когда правильно подобраны материалы для печати и переплета книги.  Сегодня мы немного поговорим об этом.
Для того, чтобы книга хорошо выглядела, она должна быть отпечатана на высококачественной бумаге.
Мелованная бумага
Это один из наиболее популярных в полиграфии типов бумаг. Имеет поверхность, покрытую специальной пастой, чтобы скрыть волокна. Бумага  при этом получается гладкой, с ровной поверхностью  и очень белая.  Мелование (то есть нанесение пасты) может иметь несколько слоев, также,  в зависимости от структуры поверхности,  мелованные бумаги бывают глянцевыми (блестящими) или матовыми.
Фактурные бумаги с тиснением
Бумаги, при изготовлении которых используется специальный способ обработки поверхности, с нанесением рельефного рисунка. Существует большое разнообразие видов этого рисунка на поверхности, которые называются  «лен», «мороз», «яичная скорлупа» и т.д.
Бумага Верже на просвет
Бумаги с водяными знаками
Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика  в бумагу в процессе её изготовления. В результате получается изображение, видимое на просвет. Такие бумаги применяются в качестве средства защиты продукции,  а также для высокохудожественных изданий. Особенно популярна бумага Верже, предназначенная  для печати подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг. Она бывает и белой, и цветной.  Водяные знаки наносят в виде близко расположенных узких полос, что смотрится весьма благородно.
Наиболее популярны при изготовлении красивых  дорогих книг кожаные, тканевые и комбинированные переплеты.
Кожаный переплёт
Кожа для переплетов используется с древних времен. Она эластична, прочна, красива. Самым древним сортом является телячья кожа. Ее основное достоинство — гладкость. Тонкую поверхность этой кожи полировали, но не красили. Именно поэтому старые книги имеют естественные цвета кожаных переплетов — от светло-коричневого до темно-бурого.
Один из видов кожаного переплетного материала - сафьян (от персидского сахтийан). Этот сорт кожи, выделываемый из шкур овец и  коз растительным дублением, отличается высокой прочностью и красотой, подвергается обработке любыми декоративными инструментами и окраске в любые цвета. Материал пришел к нам с Востока в 17  веке, использовался исключительно для изготовления предметов роскоши и для переплетов  книг, окрашивался в красный, реже – в зеленый  цвет. Сафьян — очень дорогой материал.
Переплёт на сафьяне
Марокен (марроканский) – разновидность сафьяна, его еще называют  тисненым сафьяном. Сейчас  марокен практически не встречается, однако используются специальные переплетные бумаги, имитирующие его.
Тканевые покрытия пришли к нам из древности, когда переплетной крышкой для книги служили доски. «Дощатые обложки» оклеивали дорогими тканями — бархатом, парчой, атласом, шелковыми тканями, шитыми золотом, а также и грубым холстом с рисунком.
В 17 веке дерево заменил картон (в России  еще долго говорили «в досках бумажных»), но ткань как один из элементов переплета сохранила свое значение.
Переплет из шёлка
Коленкор (от французского calencar — индийская или персидская хлопчатобумажная материя; от  персидского kalamkar) - покровный переплетный материал из хлопчатобумажной ткани с крахмально-каолиновым покрытием. 
Лидерин (от немецкого Leder – кожа). Покровный переплётный материал, представляющий собой хлопчатобумажную ткань, на лицевую сторону которой нанесена эластичная плёнка из нитроцеллюлозы, пластификаторов, пигментов, наполнителей, а на изнаночную - слой крахмального грунта. 
Тканевый переплёт
В комбинированных переплетах для обложки используется несколько. Например, сложным называется вид переплёта, при котором корешок и уголки обтягиваются кожей, а крышка или ее часть выклеивается однотонной или пёстрой бумагой ручной выделки с различным рисунком.
Сложный переплёт
И в заключении хотелось бы сказать, что любая книга прежде всего результат огромного труда большого числа людей: автора, редактора, корректора, художника, верстальщика, печатника, переплетчика. Любите красивые книги, в них тепло людей, создававших их для вас.                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий