понедельник, 13 августа 2012 г.

Инфографика

Что такое инфографика?
Сейчас у всех, кто обитает в виртуальном мире, на слуху слово «инфографика». А что оно означает и зачем нам нужна  эта инфографика? Можно ли её использовать в библиотечном деле?
Для начала разберемся с понятием, уж очень неприступным оно представляется неподготовленному сознанию.
Недоуменное пожимание плечами, задумчивое «Ну... » — стандартные ответы на вопрос «Что такое инфографика?». Не мудрено. Если попробовать с ходу разобраться в смысле любого составного слова, обнаружится неожиданный тупик.
Например «самоходка». Вроде ничего сложного – само движется.  Движется или ходит? Почему ходит? И при чем тут вообще самоходка, если мы говорим о инфографике?
Самоходка сюда въехала случайно, но у обоих понятий схожий алгоритм словообразования. Само ходит – движется без помощи лошадиной силы (история без коней передвижение не мыслила). Инфографика – информация в картинках. Informacio (лат.)   – представление, Grapho (лат.) – рисование, чертеж, письмо (замететьте, все разом).
Выходит, слово «инфографика», сложилось исторически и понимать его следует буквально. Но именно простота и заводит в тупик. Объяснить то хочется посовременнее и поадекватнее!
Но, минуточку, скажете вы, о какой истории речь? Инфографика  — свежайший бизнес инструмент!
Ничего подобного. Обратимся к наскальной живописи. Понятно ли что здесь происходит? Более чем. Происходит охота на потенциальное пропитание. «Описание»,  которое мы видим, достаточно развернутое. В главных ролях племя древних людей, один из них, судя по размеру, вождь. Проиллюстрированы средства охоты, отчаянная самоотверженность обеих сторон, и главный факт — обед все-таки состоится. Тема раскрыта. А связь времен свершилась благодаря ... инфографике! Истории в картинках. Подумаешь, хмыкните вы. У древних людей не было выбора, письмо к тому моменту еще не изобрели.
Другой пример — карта 1539 года рождения. Восхитительно, не правда ли? Тем не менее, это кладезь информации. На тот момент весьма актуальной (русалки еще  плавают).

Современный взгляд на инфографику.
Ну, а если серьезно - инфографика может помочь вам в распространении идей и привлечении внимания.
Изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Одно грамотное изображение стоит 1000 слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. В сфере искусства изображения отражают основные течения коллективного восприятия. В сети интернет вы можете увидеть одни и те же популярные изображения на сайтах разных языковых групп. Русские, китайские, французские или английские. Не важно. Они не требуют перевода.
Как и видеоролики изображения могут распространяться в сети интернет с молниеносной скоростью. Достаточно лишь небольшого искусственного толчка. Визуальные образы определенно имеют неоспоримую ценность в распространении идей. Особенно в тех случаях, когда они грамотно интегрируются в текст. Уникальный, оригинальный образ может привлечь внимание большого числа зрителей. Одной из популярных форм распространения идей при помощи визуальных образов является инфографика. 

Что же такое инфографика? Обычно под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных. Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики демографических данных и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации.
А вообще вы могли уже видеть инфографику в книгах, газетах, инструкциях, бизнес-отчетах и так далее. Этот инструмент действительно активно используется. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики. Инструментарием инфографика не ограничена.

Основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель. Какие чувства он хочет пробудить в тех  людях, которые будут наблюдать за его работой? И вообще кто является целевой аудиторией для данного изображения? Инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой.
Для более полного понимания темы рекомендую посмотреть на данные примеры инфографики.
 Уже отсюда видно, насколько удобна инфографика. Вершина качества инфографики — интерактивная инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для  просматривающего. А в сегодняшнем мире это дорогого стоит.
Современные технологии помогут распространить вашу информацию?
Распространение различных социальных сетей, фотоархивов, блогов — все это способствует тому, что вы можете легко и просто донести вашу информацию до общественности. Инфографика в этой ситуации становится достаточно хорошим инструментом, который способен помочь вам распространить необходимую информацию среди масс. Многие маркетологи уже давно приняли во внимание такое явление как «фотожаба», которое вполне может использоваться при продвижении продукции или сайта. Инфографика, конечно, не так забавна, но необходимую информацию может донести в достаточно компактном виде.
 Наконец, в бизнесе инфографика может использоваться менеджерами и маркетологами в тех случаях, когда им необходимо представить какую-либо информацию (пример — отчёт министерства). Это наглядно и по-настоящему красиво, а иногда и критически важно для бизнеса. Важная часть бизнес-инфографики — понимание сути изображаемого. А, значит — дизайнеру важно уметь «читать» и анализировать те данные, с которыми он работает. Дизайн — не самое важно, мастера высшего класса умеют передать нужное сообщение даже на салфетке.
Анимированная инфографика — ещё один приём создания качественного иллюстрированного рассказа о вашей информации. А ниже представлено еще несколько примеров инфографики (это диаграмма Санкей),
  а так же в примерах визуализации сайта Infographer.

Основная часть инфографики создаётся за пределами России (см. международная инфографика), но российская инфодизайнерская школа активно  включается в работу с данными.
Зачем нужна инфографика?
Во-первых, это прекрасная визуализация данных, а как известно  90% информации человек получает посредством зрения и лишь 10% через остальные органы чувств. Во-вторых, простая и оригинальная визуализация намного понятнее и лучше усваивается.

Инфографика различна, так как под ней понимается справочная или иллюстрированная информация, представленная различными методами визуализации — при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map -карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т.д.

Также следует упомянуть такое понятие как плотность информации (плотность данных). По этому критерию инфографику можно разделить на два типа:
"Ненасыщенная". Простая, неконцентрированная - построена вокруг нескольких цифр
"Концентрированная" Плотная, сложная - построена (обычно) как совокупность изображения и целого ряда цифр.

Примеры ненасыщенной инфографики

Примеры сложной инфографики

И в заключение:
Инфографика в ВИКИПЕДИИ:
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний.
Спектр её применения огромен: география, журналистика, образование, статистика, технические тексты. Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.
Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации.
Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.
Особенности инфографики
• графические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией или являющиеся графическим выражением трендов и направлений изменения представляемых данных,
• полезная информационная нагрузка,
• красочное представление,
• внятное и осмысленное представление темы.
Основные правила успеха инфографики
• простота,
• одна идея в одной работе,
• интуитивно понятные символы и обозначения,
• ручная графика.
Инфографика и книги.
Команда энтузиастов запустила сайт «Книжная инфографика». Любители чтения собирают в одном месте книжную инфографику из различных источников, как зарубежных, так и отечественных (например, РИА Новости). Проект запущен на домене infographics.5books.ru, и уже сегодня на сайте собрана инфографика на различные темы: библиотеки, электронные книги, писатели, литературные премии, литературные персонажи и т.д.
К проекту могут присоединиться все желающие, можно помочь проекту и рублем. Также любой инфографикой можно поделиться с друзьями в популярных социальных сетях.

Ресурсы по теме: «Инфографика в библиотеке»:  

8 комментариев:

  1. Спасибо за полную информационную подборку. Пожалуй, стОит посвятить этой теме отдельный методдень

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Веста, спасибо за комментарий. Для меня самой было очень интересно познакомиться с самим понятием "инфографика", чем она может быть полезна для библиотек.

      Удалить
  2. Людмила, Вы продолжаете меня приятно удивлять и радовать:)
    В Вашем блоге категорически все есть, это очень удобно!!! Спасибо ВАМ!
    Успеха и новых материалов блогу)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, приятна похвала от знаменитого блогера, автора "СТИЛИУСА". Какие у Вас замечательные "Книжные сезоны", буктрейлеры, доводившие до слез и переживаний! Всегда с удовольствием посещала Ваш блог.
      Наташа, если не секрет, начальство не возражало отдать Вам блог "СТИЛИУС"? Вы его вели не в рабочее время? Как Вам работается на новом месте? Я думаю, что ЦГБ Каменск-Уральска много потеряла, лишившись ТАКОГО специалиста по ИКТ. Зато повезло Областной библиотеке г. Владимира. Удачи Вам и успехов, взаимопонимания и поддержки коллег на новом месте!

      Удалить
    2. Людмила, Вы, конечно, несколько преувеличили...:)
      Кстати, в "Книжных сезонах" вышла новая осенняя полка, смотрите на ютьюбе!
      По поводу блога: вела я его в разное время, и в рабочее, и в нерабочее. Название блога осталось у библиотеки. Так получилось, что блог "переехал" со мной.
      На новом месте потихоньку втягиваюсь, знакомлюсь с новым коллективом, а он здесь ой какой большой))) А в Пушкинке осталось множество не менее замечательных специалистов!
      Посещайте блог и впредь с удовольствием, всегда рада таким увлеченным и разносторонним коллегам!

      Удалить
    3. Наташа, всё-таки личность библиотекаря влияет на тот или иной процесс работы. У нас в детской библиотеке велся блог, ушел человек, который с ним работал и всё, блог "замер", уже год не работает.
      С удовольствием буду посещать Ваш блог и Стилиус. Удачи Вам и всего самого доброго!

      Удалить
  3. Получили очень полезную информацию для начинающих, делающих первые шаги в применении инфографики в библиотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги, искренне рада, что информация оказалась полезной и востребованной. Желаю вам удачи и успехов в освоении новых технологий! Всего самого доброго и позитивного, всех благ!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...