суббота, 4 августа 2012 г.

Библиография

КАК  ПРОВЕСТИ  ДЕНЬ  ПОСОБИЯ
Методические рекомендации для библиотекарей

Дорогие коллеги!
Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут вам организовать и провести День библиографического пособия. Это прекрасная форма популяризации как самих   библиографических пособий (в том числе и собственной библиографической продукции), так и литературы, рекомендованной в них. Кроме того, вы сможете оказать консультационную помощь читателям не только  по  умению  пользоваться  рекомендуемыми  пособиями, но   и  СБА  библиотеки.
Цель данных рекомендаций - привлечь внимание библиотекарей к такой не часто  используемой комплексной форме пропаганды библиотечно-библиографических знаний как День пособия (другое название – День указателя). Надеемся, что наши рекомендации и наш первый опыт проведения Дня пособия будут востребованы сотрудниками других  библиотек.

«Главное достоинство библиографического пособия состоит в том, что оно способно собирать вместе, концентрировать сведения о множестве произведений печати под любым, интересующим читателя, углом зрения».
                                 И.Г. Моргенштерн

День  библиографического пособия (День указателя)  - комплексная форма информационно -  библиографического  обслуживания читателей  библиотеки.  Это рекомендательно-информационный способ познакомить читателей с библиографической продукцией не только центральных издательств, библиографических  центров (крупных национальных и областных библиотек), но и с собственной библиографической продукцией, созданной в стенах родной библиотеки.
Цель проведения  Дня пособия – познакомить наибольшее количество читателей  с библиографическими пособиями, как правило, рекомендательного  характера.
День пособия проводится один раз в месяц (можно реже для небольших библиотек) и представляет собой  одну из индивидуальных  форм работы  с  читателями. Хотя можно его использовать для коллективного (группового) информирования посетителей библиотеки.
В этот день каждому читателю предлагается библиографическое пособие, предварительно сверенное с фондом. В пособиях сделаны отметки о наличии книг в каталоге и книжном фонде.
Особенность Дня пособия на все тематические и неопределенные читательские запросы (что-нибудь почитать)  нужно рекомендовать не конкретные книги, а предложить обратиться к библиографическим пособиям (указателям)  и  к СБА (справочно-библиографическому аппарату), с помощью которых читатель самостоятельно подбирает литературу. У книжных выставок по пособиям библиотекарь (библиограф) проводит беседы, обзоры, дает консультации. Возможна выдача  понравившегося   читателю  пособия на дом. Запросы на конкретную книгу в этот день удовлетворяются библиотекой  в  обычном  порядке.
В течение  Дня  пособия  библиотекарь ведет  запись  наблюдений за  использованием  рекомендательных указателей  и  СБА  (учитывает  пособия, просмотренные в библиотеке и  выданные  на  дом, а также  число  книг, выданных  на  основе  обращения  к  указателям). В  конце  дня  подводится  итог:
- сколько в этот день было читателей,
- сколько они просмотрели  указателей,
- сколько было выдано литературы из указателей.
Заполняется  специальная таблица  в  День  пособия, затем  она  анализируется.
На формулярах читателей, посетивших библиотеку в  День   пособия, желательно ставить условное обозначение, чтобы впоследствии  можно  было  выяснить, обращались ли читатели, присутствовавшие на  Дне  пособия, к какому-либо из рекомендательных пособий в  последующие посещения  библиотеки. Эти приемы и методы позволят библиотекарям  лучше  изучить  читателя.
Наблюдения  позволяют  определить:
- какие  пособия   предпочитают  читатели,
- какие темы  их  привлекают,
- кто из читателей заинтересовался библиографическими  пособиями,
- помогла ли выставка в популяризации  библиографических  пособий.
В  каждое  библиографическое  пособие  можно  вложить  анкету – закладку. Например:
- название  пособия
- случайно  ли  Вы  обратились к  пособию? Знали ли  о  существовании  подобного  издания  раньше?
- интересна  ли для  Вас  тема  пособия?
- понравилось ли оно Вам?
- выбрали ли Вы книги? Если  «да», то,  какие? (автор, название, место и  год издания книги, статьи)
- появилось ли желание пользоваться  рекомендательными  библиографическими  пособиями?
Данная  анкета-закладка поможет определить эффективность  мероприятия – День пособия.
Желательно оформить  ко  Дню  пособия  выставку  библиографических  пособий  или  выставку  одного  пособия.  

Схема  выставки  одного  пособия:
- наверху  стеллажа – заголовок выставки (это название библиографического пособия),

- на  верхней  полке  в  центре – само  пособие (сверенное и отмеченное  с каталогом и фондом),

- по  бокам  от  пособия:
Слева – цитата из самого пособия или близкая  по тематике. Справа – небольшой  текст  о  названии  выставки. Например: «О  чем  читать, что  читать, как  читать Вам  поможет  этот  библиографический  указатель».

На  полках  стеллажа – заголовки  выставки (это 3 – 4  наиболее  интересных  раздела библиографического  пособия). Здесь же представлена литература из этих разделов пособия. На нижней  полке  стеллажа  собраны  все  наличные  книги из  библиографического  пособия  для  выдачи  читателям  и пополнения  выставки.

На  открытие  выставки в День пособия  желательно  подготовить рекомендательный  обзор на 10 – 15 минут. Выставка  регулярно  пополняется книгами с нижней полки по мере их выдачи  читателям. Срок действия выставки – до 1  месяца.

Предлагаем  Вашему  вниманию  опыт  проведения Дня  пособия 
 в нашей библиотеке
Впервые в 2008 г. был проведен  День пособия «Парад библиографических пособий». Это сложная, сегодня редко используемая форма  библиографического обслуживания (в связи с малым поступлением  издаваемой в стране библиографической продукции).
Цель проведения Дня пособия - популяризация как самих библиографических пособий (в т. ч. и собственной библиографической  продукции), так и литературы, рекомендованной в них.
Мы применили комплексный подход при проведении этого мероприятия. Была проделана большая подготовительная работа: составлена анкета для читателей, разработана  выставка книжно-библиографических материалов, составлены специальные таблицы,  подготовлены  рекомендательные  обзоры, беседы  по  экспонируемым пособиям и литературе, представленной в них, разработан библиотечный урок непосредственно ко Дню пособия.
Наш  День пособия проходил в октябре 2008 г. Предварительно были отобраны самые интересные  и, на наш взгляд, не потерявшие  свою актуальность библиографические пособия, изданные  до 90-х годов прошлого века. Это, в основном, пособия по художественной литературе и искусству, Великой Отечественной войне, Сталинградской битве и др. Затем были отобраны пособия, поступившие из областных библиотек за последние годы, а также созданные в нашей библиотеке. Все отобранные пособия    были пособиями рекомендательного характера. Все они были ранее сверены с алфавитным каталогом. Далее: были отобраны из фонда наиболее интересные книги из  этих  пособий.
День  пособия  начался  с  подготовки   и оформления  большой   выставки   книжно-библиографических материалов: «Библиография – в помощь читателям», которая экспонировалась в течение 10 дней. Более подробно о ней  ЗДЕСЬ.  
В течение этого времени ежедневно проводилась большая кропотливая  индивидуальная работа с читателями: рекомендательные обзоры представленных пособий и литературы из них (по экспонируемой выставке), консультации по умению пользоваться библиографическими пособиями и СБА библиотеки, анкетирование «Искусство быть читателем». Одновременно заполнялись специальные таблицы в День пособия, в которых отмечались: дата, ФИО, категория  читателя,  вид  запроса (тематический, неопределенный), рекомендовано библиографическое пособие, выданы книги из пособия, обращение к другим частям  СБА, примечание.
Основные мероприятия Дня пособия были проведены  для студентов 1-го курса технологического техникума. В этот день студенты прослушали библиотечный урок-беседу: «Использование различных типов библиографических пособий при выборе и разыскании литературы», библиографический обзор-анонс: «Парад библиографических пособий»: новинки собственной продукции» (здесь были представлены пособия разной формы, подготовленные библиографом), экспресс-обзор выставки книжно-библиографических материалов: «Библиография – в помощь читателям», оформленной на абонементе. Это была необычная  выставка: на одной её половине находились библиографические пособия (указатели, буклеты, дайджесты, рекомендательные списки литературы, беседы о книгах), а на второй половине выставки  были  представлены  те  книги  и  издания,  о  которых рассказывалось  в библиографических пособиях. Понравившиеся книги и пособия  можно было  взять на дом.

Также студентам предложили принять участие в небольшом опросе-анкетировании, которое составной частью входило в День пособия. Не только студенты, но и читатели библиотеки  по желанию заполняли анкету «Искусство  быть  читателем», главная цель которой – выяснить отношение к библиографическим пособиям, продукции, уровень информационной культуры читателей.
По результатам опроса-анкетирования было выявлено, что более 92% респондентов в разной степени пользуются каталогами и картотеками библиотеки, в качестве источника информации 70% отметили «библиотеку», по типу изданий наибольший процент был отдан справочной литературе   (более   72%  опрошенных).  Всего  17%  обращаются   к библиографическим пособиям, хотя об их существовании знают более 66%, а 10% ими активно пользуются. 62% респондентов после знакомства с выставкой «Библиография – в помощь читателям» взяли книги из пособий, представленных на выставке. 
Проанализировав «Таблицы в День библиографического пособия», мы выяснили, что 20 человек обратились к пособиям (из них: 12 – студенты, 1-школьник, 4 – служащие, 3 – рабочие), 15 из них – с тематическим запросом, 5 – с неопределенным. Им было рекомендовано 23 пособия (всего на выставке было представлено 31 пособие), выдано книг из пособий – 39 (на выставке представлено – 52. Вместо взятых читателями  книг постоянно подкладывались другие, также из представленных на выставке пособий). К алфавитному каталогу обращались 13 человек, к систематическому – 3, по одному – к СКС и краеведческой картотеке,  двое – не обращались к каталогам и картотекам.
Проанализировав результаты  впервые проведенного Дня пособия, мы убедились, что это нужная и востребованная форма работы в библиографическом обслуживании читателей. Многие из них впервые узнали о библиографических пособиях.

Приложение:
Опрос-анкетирование:
«Искусство быть читателем»
Уважаемый  читатель!
Впервые в нашей библиотеке проводится  комплексное мероприятие – День пособия  «Парад библиографических пособий». Цель проведения егопривлечь внимание наших читателей к  библиографическим  изданиям:  указателям,  рекомендательным  спискам литературы, дайджестам, буклетам, беседам о книгах и др.  с тем, чтобы показать, насколько интересные и нужные издания могут рекомендоваться в них. В рамках Дня пособия мы предлагаем Вам принять участие в небольшом анкетировании, которое поможет нам в дальнейшей нашей библиографической деятельности.

1. Как часто Вы пользуетесь каталогами, картотеками библиотеки?
     (нужное подчеркнуть или поставить  «галочку»)
- постоянно
- по мере необходимости
- редко
- не пользуюсь
2. Из каких источников Вы узнаете о новой литературе?
- периодическая печать
- радио, телевидение,
- Интернет
- от друзей и знакомых
- в библиотеке
      - книжные выставки
      - информационные списки новых поступлений  в библиотеку,
      - тематические списки
      - из  общения с библиотекарем
      - другое_______________________________________
3. К каким типам изданий литературы Вы обращаетесь, если  нужно  найти  ответ  на  интересующую  тему?
- учебная литература
- производственная литература
- справочная  литература  (энциклопедии, словари, справочники)
- информационные издания
- библиографические пособия
4. Нуждаетесь ли Вы при выборе литературы в помощи библиотекаря?
- да
- нет
- иногда
5. Знаете  ли  вы  о существовании библиографических изданий – рекомендательных (тематических), текущих, ретроспективных?
- да, я знаю об их существовании и пользуюсь ими
- да, я  знаю об их существовании, но  не  пользуюсь
- да, я знаю об их существовании, но пользуюсь редко
- нет, я не знаю об их существовании.
6. Выбрали ли Вы книги из какого-либо библиографического пособия, представленного   на  выставке?
- да
- нет
7. Появилось ли желание пользоваться рекомендательными  библиографическими пособиями? 
- да
- нет
- не знаю (не определился)
8. Хотели  бы  Вы  прослушать  библиотечный  урок  или  консультацию   о  библиографических пособиях,  для  того  чтобы  знать лучшую литературу, новинки, получаемые библиотекой,  и использовать их в  учебе  и  самообразовании?
- да
- нет
- другое_________________________________________
9. Библиографическое пособие  на какую  тему  заинтересовало бы  Вас?  (напишите, пожалуйста; можно несколько тем)
10. Ваш возраст  (нужное  подчеркнуть)
16 - 20 лет
21 - 30 лет
31 - 40 лет
41 - 50 лет
свыше  50  лет
11. Образование:
- среднее
- средне-специальное
- неоконченное  высшее
- высшее
- другое_______________________________________
12. Ваша  профессия (если работаете, укажите, пожалуйста):
Мы  выражаем  искреннюю  признательность и  благодарность  всем,  кто  заполнит  предложенные  анкеты.
                                              Большое  спасибо!

Комментариев нет:

Отправить комментарий