вторник, 14 августа 2018 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы 
2017 – 2018 гг.
Уважаемые  коллеги!
Один из авторитетных библиотековедов нашего времени, разработчик библиотечно-библиографической классификации (ББК) - Эдуард Рубенович Сукиасян как-то заметил: "Стать хорошим библиотекарем-профессионалом, не читая специальной литературы, книг и периодики, нельзя!". Предлагаю вашему вниманию литературу для библиотекарей, изданную, в основном, в 2017-2018 гг. Авторы пособий затрагивают различные аспекты библиотечной деятельности, поэтому каждый может найти здесь актуальную профессиональную информацию. Важно отметить, что представленные издания являются как теоретическими материалами, так и представляют собой практическое решение проблемных направлений библиотечно-информационного обслуживания. Есть и учебная литература. Надеюсь, что эта информация будет полезной и пригодится в профессиональной деятельности коллег.

Алешин, Л. И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние: [учебное пособие для студентов и бакалавров высших учебных заведений, обучающихся по специальности 05.27.00 "Библиотековедение и библиография"]. – Москва : Форум : Инфра-М, 2017. – 238 с. : ил., фот. ; 21 см. – (Высшее образование : бакалавриат)
Анализируется временной период с конца ХХ века по настоящее время, а также на ближайшую перспективу, в пособии рассмотрены архитектурные особенности и дизайн строившихся, строящихся и проектируемых зданий библиотек, автоматизация библиотечных процессов. Рассмотрены вопросы, связанные с имиджем и квалификацией библиотечных работников, с вектором движения современных библиотек в будущем, с видами хранящихся и предоставляемых информационных ресурсов, а также с возможностями и вариантами взаимодействия с социальными, культурно-досуговыми, образовательными структурами и организациями.

Библиографическое обеспечение свободного развития личности. Краеведческая библиография : материалы II Международного библиографического конгресса "Библиография: взгляд в будущее" (Москва, 6-8 октября 2015 г.) / Российская гос. б-ка ; авт.-сост. А. Ю. Самарин ; ред. А. В. Теплицкая. – Москва : Пашков дом, 2016. – 255 с.
В материалах Конгресса представлены тексты докладов, поступившие в оргкомитет от его участников, материалы книжных выставок, подготовленных специально к открытию Конгресса: «Библиография России (2011—2015)» и «Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению (библиографоведение и библиографическая продукция). Лауреаты ХХI века».

Библиотека, в которой интересно : сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / авт.-сост. В. Б. Антипова, Т. Ю. Дрыжова. – Москва : Библиомир, 2017. – 320 с.
В издание входят монография по проектной деятельности и примеры библиотечных программ и проектов. Разграничиваются понятия проекта в образовательной и библиотечной сферах. Уделено внимание сетевым проектам и веб-квестам. 

Библиотечное дело за рубежом 2016 / ред. А. Н. Гончарова. – Москва : Пашков дом, 2017. – 184 с.
Современные библиотеки существуют в постоянно изменяющемся мире. Цифровая революция, вовлечение библиотек в электронную среду, глобальный экономический кризис, социальные, экономические и политические перемены раз за разом ставят библиотеки перед необходимостью отвечать на новые вызовы и формировать новые подходы к традиционным направлениям библиотечной деятельности. Сборник составлен из аналитических обзоров, фактографических и аналитических справок, рефератов отдельных статей по проблемам современного библиотековедения. Вошедшие в сборник материалы хронологически охватывают источники вплоть до 2016 года. Книга будет интересна специалистам библиотечного дела, сотрудникам библиотек, преподавателям и студентам профильных вузов, академий культуры, а также всем, кто интересуется вопросами современного библиотековедения.

Библиотечный фонд : словарь-справочник / авт.-сост. : Ратникова Е.И., Стародубова Н.З., Толчинская Л.М. и др. – Москва : Инфра-М, 2018. – 160 с. – (Библиотека малых словарей)
Данное издание представляет собой словарь-справочник по библиотечному фонду. Актуальность его подготовки обусловлена необходимостью внесения существенных изменений в терминосистему по библиотечному фонду, возникших вследствие действия ряда современных факторов. Концептуальное значение для таких изменений имело признание базовым понятием «документ». Соответствующие изменения повлекли за собой такие процессы, как: расширение видового содержания фондов за счет документов на нетрадиционных носителях (АВД, электронные документы); внедрение современных форм и методов формирования библиотечного фонда на основе компьютерных технологий; разработка правовых аспектов комплектования библиотечных фондов и их доступности (авторское право, интеллектуальная собственность и т.д.). В данное справочное издание включены как традиционные термины, многие из которых потребовали обновления их дефиниций, так и новые. В зависимости от значимости и актуальности тех или иных терминов их определения дополнены справкой или комментариями. Словарь-справочник предназначен для специалистов библиотек, занятых в области формирования библиотечных фондов, преподавателей и студентов учебных заведений соответствующего профиля.

Бородина, В. А. Словарь-справочник по чтению : практикум / В. А. Бородина, С. М. Бородин. - Москва : РШБА, 2017. - 231 с. - (В помощь педагогу-библиотекарю; Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. "Школьная библиотека". Сер. 1).
Материалы данного издания представляют собой базовый свод знаний по чтению энциклопедического характера. Материалы словаря-справочника имеют самостоятельную ценность как исследовательский, справочный и образовательный ресурсы. Каждый раздел словаря-справочника сопровождается системой заданий по освоению конкретного знания, помещенного в разделе.
Издание адресовано педагогам-библиотекарям и широкому кругу специалистов, занимающихся воспроизводством культуры чтения и читателеведческого знания. Материалы актуальны для решения неотложных задач в читательском развитии и приумножении читательской культуры различных категорий читателей. Материалы являются стимулом для пополнения и развития справочного типа литературы, направленного на систематизацию и интеграцию поли- и междисциплинарного читателеведческого знания.

Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7 классов общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва : РШБА, 2018. – 432 с.
Учебно-методический комплекс по формированию информационной культуры школьника включает учебную программу, методические разработки уроков с презентациями на CD-ROM, средства контроля и терминологический словарь. Библиотекарь на основе УМК может составить программы библиотечных уроков, уроков медиаграмотности, безопасности в сети Интернет, включить  занятия в школу компьютерной грамотности. 

Голубенко, Н. Б. Библиотечное дело: инновации и перспективы / Н. Б. Голубенко. – Москва : Логос, 2016. – 125 с.
Освещены перспективные направления развития библиотек на современном этапе. Рассмотрены дизайн и особенности интеллектуальных зданий библиотек, их внутреннее пространство и инновационное техническое оснащение. Поставлена проблема сохранения информации с учетом разнообразия ее носителей. Раскрыты нетрадиционные функции библиотеки, предложены новые рекламные возможности для привлечения пользователей. Охарактеризованы электронно-библиотечные системы, рассмотрены история их создания и значение для высшего образования. Представлены требования к условиям и охране труда и обеспечению безопасности библиотек. В приложениях приведены данные об отечественных и зарубежных научных электронных ресурсах, а также дан краткий обзор планшетов и ноутбуков, которые можно использовать для выдачи напрокат.

Голубенко, Н. Б. Современная библиотека: технологии привлечения читателей / Н. Б. Голубенко. - СПб. : Проспект Науки, 2015. - 128 с.
Описано взаимодействие библиотек с населением и организациями (школами и детскими садами). Рассмотрено предоставление библиотеками дополнительных услуг: использование компьютеров и оргтехники, проведение игровых и спортивных мероприятий. Приведены рекомендации по обеспечению условий комфортного пребывания читателей в библиотеке. Предназначено для библиотечных работников, а также студентов профильных вузов. Представляет интерес для широкого круга читателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 
Глава 1. Библиотека - "третье место"
Глава 2. Взаимодействие библиотек с населением и организациями (школами и детскими садами)
2.1. Библиотечные мероприятия
2.2. Библиотека с детской игровой комнатой: детский сад на час
2.3. Библиотека и дошкольные образовательные учреждения
2.4. Продленка в библиотеке
2.5. Занятия по профориентации
2.6. Библиотека и детско-юношеские организации
2.7. Летний лагерь в библиотеке
2.8. Библиотеки и клубы
2.9.Библиотека - территория для выставок
2. 10.Библиотека - благотворительный центр 
Глава 3. Компьютеры и оргтехника в библиотеке: предоставление услуг
3.1. Предоставление компьютерных рабочих мест (интернет)
3.2. Копировально-множительные услуги
3.3. Ремонт компьютерной техники и телефонов
3.4. Техника на прокат
3.5. 3D-принтер в библиотеке
Глава 4. Перспективные услуги для библиотеки: развлекательные, спортивные, отдых и релаксация
4.1. Автоматы для развлечения
4.2. Боулинг
4.3. Картинг
4.4. Фитнес
4.5. СПА-центр
4.6. Кафе
Глава 5. Информация будущего
5.1. Носители информации
5.1.1. Древние носители информации
5.1.2. Современные носители информации
5.1.3. Новые способы хранения информации
5.2. Новые способы передачи информации
5.3. Библиотеки и информация будущего
Глава 6. Достопримечательности как способ привлечь пользователя
6.1. Фирменный стиль
6.2. Камин
6.3. Оптоволоконное освещение
6.4. Световое оформление
6.5. Освещение фасада
6.6. Ландшафтный дизайн
6.7. Технологии будущего как достопримечательность
6.7.1. Медиафасад и медиаокна
6.7.2. Электронный фонтан
6.7.3. Электрогенерируемый пол и 3D-пол
6.7.4. Клэйтроника - программируемая материя
Глава 7. Микроклимат в помещениях
7.1. Кондиционеры
7.2. Приборы для нейтрализации запахов
7.3. Кулер в библиотеках
Список литературы
Приложение. Высказывания о библиотеке

Дворкина, М. Я. Теория и история библиотечного дела. Избранные статьи. В 2 т. / М. Я. Дворкина ; Рос. гос. библиотека – Москва : Пашков дом, 2015.  
Книга избранных трудов включает две основные части. В первой части сборники "Библиотековедение" представлены наиболее значимые работы автора по теоретическим вопросам: объект и предмет библиотековедения, библиотека как социальный институт, библиотечные ценности, библиотечное влияние, традиции и инновации в библиотеках, проблемы библиотечной деятельности и библиотечной профессии
Во вторую часть "История библиотечного дела" включены статьи по методологии и методике исторического исследования, истории российских и московских библиотек, представлены также отчеты о научных семинарах по истории.

Дворовенко, О. В. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебно-методическое пособие / О. В. Дворовенко ; Кемеровский гос. ин-т культуры. -  Кемерово : Изд-во КемГИК, 2016. -  98 с.
Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профили: «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Информационно-аналитическая деятельность», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр».Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС ВО для обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и предназначено для организации их самостоятельной работы при изучении курса. Издание содержит методические рекомендации для преподавателей по работе со студентами на лекционных и практических занятиях, а также для студентов по организации их самостоятельной работы. Теоретическая часть пособия составлена в виде путеводителя по литературе и охватывает все темы лекционного курса. Представленные после каждой темы задания позволят студентам закрепить пройденный материал. Практические работы содержат подробную технологию выполнения заданий.
СОДЕРЖАНИЕ



















Детские чтения. Выпуск 11 (2017, 290 с.)
Детские чтения. Выпуск 12 (2017, 464 с.)
Книга "Детские чтения" - научно-информационное издание, посвященное детской литературе и детскому чтению. На страницах книги предполагается публикация материалов охватывающих широкий спектр проблем, связанных с изучением русской и зарубежной детской литературы, детского чтения, детской книги в широком социокультурном контексте. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам методологии и методики исследования детской литературы.

Квашнина, Е. С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности / Е. С. Квашнина. – Москва : Библиомир, 2017. – 160 с.
В данном пособии рассматривается использование текстов новой природы: книги-панорамы, виммельбухи, комиксы, интерактивные, гибридные (QR, 3D)  книги, графические романы, а также создание электронных читательских дневников. 
Автор книги предлагает интереснейший инструментарий по работе с современными детскими книгами. Особенность этой книги в попытке соединить традиционные методы, приемы в работе педагога и библиотекаря с современными, легко применимыми в любой школе или библиотеке, обновляющими образовательный процесс, ориентированными на детей "цифровой эры".

Книговедение. Библиографоведение. Избранные работы / авт.-сост. Куфаев М.Н. – Москва : Юрайт, 2017. – 175 с. – (Антология мысли)
Михаил Николаевич Куфаев — выдающийся теоретик-книговед и библиографовед, чьи труды оказали весомое влияние на становление отечественных наук о книговедении и библиографии. В оставленных им работах собраны библиографические указатели, полно и скрупулезно описан фактический материал по теории книговедения и библиографии, научные статьи и монографическое исследование книг XIX века. 
В настоящее издание вошли избранные работы Куфаева, которые представлены в трех разделах — книговедение, библиографоведение, библиофилия и методика чтения. В первом разделе освещаются проблемы философии книги, научные и организационные вопросы книговедения, поднимается вопрос о понятии и предмете книговедения как науки. Во втором разделе рассматривается библиография с двух сторон — как наука и как прикладное знание, определяются ее предмет и границы. Третий раздел посвящен библиофилии и методике чтения. 

Маркетинг библиотечно-информационной деятельности : учебник / В. В. Брежнева, Н. Ю. Дементьева, Н. В. Жадько и др., ; науч. ред. В. К. Клюев.  – Санкт-Петербург : Профессия, 2017. – 240 с. – (Учебник для бакалавров).
В первом учебнике, систематизирующем знания в области маркетинга библиотечно-информационной деятельности, освещены концептуальные теоретико-методологические и прикладные организационные основы деятельности современной библиотеки в системе некоммерческого маркетинга.
Особенностью учебника является подход к рассмотрению маркетинговой проблематики с позиций пользовательской ориентации и наиболее эффективного развития потенциала библиотек.
Излагается целостная концепция профильного маркетинга, раскрывается его содержание и анализируется комплекс, представлены стратегии и тактика маркетингового управления библиотекой как социально-культурным учреждением, библиотечное обслуживание рассматривается в контексте маркетинга услуг. Раскрывается роль маркетинговых коммуникаций в библиотеке, характеризуются библиотечные паблик рилейшнз и специфика рекламной деятельности библиотеки. Особое внимание уделяется организации и осуществлению маркетинговых исследований в условиях библиотеки.
Учебник ориентирован на студентов вузовского бакалавриата, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», он будет полезен студентам колледжей, слушателям программ переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а также специалистам-практикам.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
Глава I. Особенности маркетинга библиотечно-информационной деятельности
§ 1. Эволюция маркетинга
§ 2. Понятие, сущность и значение библиотечного маркетинга
§ 3. Ведущая роль маркетингового блока в управлении библиотечной деятельностью
§ 4. Маркетинговая среда библиотеки
§ 5. Концепция и комплекс библиотечного маркетинга, профильные службы

Глава 2. Маркетинговые исследования в библиотечно-информационной деятельности
§ 1. Понятие и сущность маркетинговых исследований в библиотеке
§ 2. Разработка плана, выбор методологии и методов профильного маркетингового исследования
§ 3. Описание проблемы, объект, предмет и гипотезы профильного маркетингового исследования
§ 4. Цель и задачи маркетингового исследования в библиотечно-информационной деятельности
§ 5. Методы, методики и инструментарий профильного маркетингового исследования
§ 6. Проведение профильного маркетингового исследования, обработка и анализ полученных результатов

Глава 3. Маркетинг услуг библиотеки
§ 1. Услуга как объект маркетинга
§ 2. Библиотека на рынке услуг
§ 3. Сегментация рынка библиотечных услуг
§ 4. Независимая оценка качества услуг библиотеки

Глава 4. Маркетинговые технологии инициативной деятельности библиотеки
§ 1. Формирование номенклатуры дополнительных (сервисных) услуг библиотеки
§ 2. Ценообразование платных услуг и ценовая политика библиотеки
§ 3. Фандрейзинг, краудфандинг, краудсорсинг в практике библиотеки

Глава 5. Маркетинговые коммуникации в библиотечно-информационной деятельности
§ 1. Разработка коммуникационной стратегии библиотеки
§ 2. Имидж и репутация библиотеки в системе маркетинговых коммуникаций
§ 3. Рекламные коммуникации библиотеки
§ 4. Фирменный стиль в системе маркетинга библиотеки
§ 5. Организация пространства библиотеки, дизайн зданий и помещений
§ 6. Внутренний маркетинг библиотеки
§ 7. Интегрированные маркетинговые коммуникации библиотеки
Заключение
Приложения
Приложение 1. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки
Приложение 2. Алгоритм разработки стратегического маркетингового плана библиотеки
Приложение 3. Структура имиджа библиотеки
Приложение 4. Этапы брендинга библиотеки
Приложение 5. Ключевые каналы маркетинговой коммуникации муниципальной публичной библиотеки
Приложение 6. Организация и проведение PR-кампании библиотеки в условиях ограниченных ресурсных возможностей
Приложение 7. Способы продвижения традиционных библиотечных услуг и продукции
Приложение 8. Оценка уровня удовлетворенности качеством оказания услуг методом опроса посетителей
Предметный указатель

Цитаты из книги:
Что такое краудфандинг, краудсорсинг?
Краудфандинг (слияние англ. слов «crowd» — «толпа» и «funding» — «вложение средств») «народное финансирование» («скинуться всем миром»), эффективная технология привлечения ресурсов от большого количества людей для реализации актуальной задачи (в частности, под-держки кого-либо/чего-либо, организации мероприятия).
В основе краудфандинга — общение с большим числом людей, поиск доверия и взаимопонимания, формирование общей точки зрения па решение задачи и удовлетворение определённой потребности, добровольное (альтруистическое, филантропическое) инвестирование. Очень значимым для практики краудфандинга является фактор социальной вовлечённости, чувство сопричастности  к чему-то важному и значимому (например, решению серьёзных социальных и культурных задач).
Процесс сбора средств происходит в большинстве случаев через специальные краудфандинговые платформы (интернет-порталы), на которых регистрируются люди, желающие собрать деньги для своих проектов, и все желающие, готовые профинансировать близкие им идеи. Для социально-культурной сферы нашей страны самыми заметными являются российские комплексные краудфандинговые интернет-площадки Boomstarter и Planeta, активно функционирующие с середины 2012 г.

Краудсорсинг (сочетание англ. слов «crowd» — «толпа» и «sourcing» — «использование ресурсов») — использование «мудрости толпы» или «коллективного разума», способ обмена идеями, информацией и управления знанием, мобилизация интеллектуальных ресурсов людей (в том числе посредством информационных технологий) для качественного решения актуальных задач, прежде всего, общественно значимых.
Краудсорсинг даёт возможность предлагать свои идеи на заданную тему,
комментировать и совместно обсуждать, дорабатывать и выбирать лучшие.
Самым ярким примером использования краудсорсинга в настоящее время можно считать Википедию – свободную электронную энциклопедию, которую может редактировать каждый.

Михнова, И. Б. Пространство возможностей : заметки на полях библиотечного дела : сб. полем. ст. Ирина Михнова ; [ил. Л. Бабинцевой]. - Москва : Рос. гос. б-ка для молодежи, 2017. - 130 с.
Материал книги представлен 4 разделами — «Библиотека», «Молодёжь», «Молодёжь в библиотеке», «Молодёжная библиотека». Это своего рода реакция, но не спонтанная, а обдуманная и подкреплённая анализом серьёзных массивов данных, на ту или иную тему, которая в момент обращения к ней (статьи выходили в разное время) представляла очевидный интерес для библиотечного сообщества и сохраняет остроту по сей день.
Автор заостряет внимание на проблемах, с которыми сталкивается современная библиотека в естественном стремлении привлечь к себе самую перспективную (но и наиболее независимую в своих предпочтениях и оценках) категорию населения — молодёжь от 14 до 30 лет.
Книга адресована руководителям и специалистам библиотечного дела, а также специалистам по работе с молодёжью, студентам и всем тем, кому небезразлична судьба российских библиотек.

Опарина, Н. П. Как сотворить интересный сценарий : рецепты для начинающих и продвинутых специалистов / Н. П. Опарина. – Москва : Либер-Дом, 2017. – 128 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век ; Вып. 162).
Первое универсальное пособие по методике подготовке сценария библиотечных мероприятий — просветительских, конкурсных, праздничных и т.д. — написано известным методистом, доцентом Самарского государственного института культуры. Подробно и чётко изложен весь процесс работы над библиотечным сценарием. Проанализированы его творческие компоненты, обозначены этапы подготовки. Рассматривается порядок составления плана, оформления текста, его утверждения.
Автор описывает основные формы мероприятий – как традиционных, так и новейших (вечера, встречи с читателями, флешмобы, викторины, квесты, ток-шоу и др.). Большое внимание уделено сопровождению и антуражу: музыке, видеозаписи, различным вариантам привлечения волонтёров. Приведено много полезных примеров из опыта разных видов библиотек.
В Приложениях представлены апробированные образцы удачных сценариев различных жанров. Издание рассчитано на работников массовых библиотек. Оно соответствует модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки, который предусматривает как одну из её основных функций «организацию и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий»
Пособие необходимо библиотекарям, методистам, сценаристам и всем тем, кто хочет научиться искусству проведения интересных и увлекательных мероприятий.

Пашин, А. И. Методика сегодня: и наука, и сервис / А. И. Пашин. – Москва : Либерия-Дом, 2017. – 128 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век ; Вып. 161).
Методическая поддержка уже более столетия помогает совершенствоваться отечественным библиотекам. С начала 1990-х гг. деятельность методистов носит в целом рекомендательный, а не руководящий характер. Однако разнообразные нормативные акты по библиотечному делу на современном этапе составляют именно методисты.
Каково же содержание этой самой сложной и трудоёмкой из библиотечных специализаций? Каковы её направления, принципы и возможности? Как устроена библиотечно-методическая деятельность в стране? Какие существуют методические службы, чем они заняты и к какой из них следует обращаться в различных ситуациях? Обо всём этом подробно рассказывает в своей новой книге заслуженный ветеран библиотечного дела, профессор МГУКИ Алексей Иванович Пашин.
Опираясь на действующие правовые установления и огромный личный опыт, он исчерпывающим образом характеризует те качества и умения, которыми должны обладать современный методист. А работа методиста, в первую очередь, обязана способствовать внедрению передового опыта, разнообразных инноваций. Поэтому автор посвящает инновационной деятельности библиотек целый раздел своего пособия.

Практическая ценность издания повышается, благодаря включению в его состав полных текстов важнейших нормативных документов, регламентирующих методическую активность соответствующих центров и подразделений библиотек, а также комплекса публикаций о методических функциях профессиональной печати. Все эти материалы вошли в Приложения.
Предлагаемое издание призвано стать настольной книгой не только любого методиста, но и руководителя библиотеки, сотрудника отдела кадров, библиографа, работника органов управления культурой, сотрудника муниципальной администрации, а также преподавателя вуза или колледжа, студента библиотечно-информационного профиля, стремящегося стать квалифицированным профессионалом.
Заказать книгу можно ЗДЕСЬ.

Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе [Текст] / под ред. Б.-А. Шульц-Джонс, Д. Оберг. - Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. - 304 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 2). 
Вашему вниманию предлагается перевод новой книги «Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе». В ней анализируются два международных документа «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» и «Руководство ИФЛА ЮНЕСКО для школьных библиотек»; опыт разработки и реализации национальных и региональных стандартов в Канаде, Польше и Испании; опыт по развитию школьных библиотек и реализации соответствующих стандартов в США, Португалии, Швеции, Австралии и Эфиопии; опыт разработки рекомендаций по педагогической деятельности школьных библиотекарей и требования к их профессиональной подготовке в США, Франции и Австралии.
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)»

Стандартизация в библиотечной деятельности: информационно-справочное пособие / ред. Е. И. Козлова. – Москва : Пашков дом, 2018. – 563 с.
Информационно-справочное пособие содержит документы и справочную информацию о нормативном правовом регулировании библиотечной деятельности на основе системы национальной стандартизации. В издание включены все национальные стандарты в области библиотечного дела, утверждённые с 2013 по 2016 год, терминологические межгосударственные стандарты и стандарты по сохранности библиотечного фонда.

Читатель в городе : город как учебник – город как мастерская – город как место для творчества : коллективная монография / под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой. – Москва : Библиомир, 2017. – 304 с.
Город как книга, которую пишут жители и как пространство для открытий. Авторы представили формы освоения музейного и городского пространства: квесты, игры, мотивирующие читать, путеводители, дневники путешественника и читателя, исследовательские работы детей. 

Чтение +. Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.- метод. пособие / авт.-сост. и научный редактор Т. Г. Галактионова. – Москва : РШБА, 2018. – 164 с.
Рабочая тетрадь для формирования мероприятий и программ смыслового чтения в библиотеках, составления рекомендательных списков современной литературы. Материал структурирован,  важное выделено цветом и значками. Теоретическая часть объясняет понятия педагогики текста, в том числе нетрадиционного: гипертекста, музыкального, видеотекста. В разделе о стратегиях чтения приведена классификация и примеры использования.  Анализируются психология и физиология чтения традиционных и электронных книг. Кругу чтения ребенка и молодежи посвящена отдельная  глава, в которой выделены новые жанры текста, такие как  фанфикшн, библиотравелог. 

Шрайберг Я. Л. Библиотеки, музеи, вузы и книжный рынок в едином информационном цифровом пространстве: общее и особенное : ежегодный доклад Третьего Международного профессионального форума «Крым-2017» / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2017. – 79 с. : ил.
В Докладе представлены основные тренды и особенности развития современной информационной цифровой среды, в первую очередь, окружение библиотек, архивов, музеев, образовательных учреждений и основных субъектов книжного рынка. Рассматриваются результаты и последствия информационного воздействия на библиотеки, архивы, музеи, вузы, книжный рынок. Выделяются факторы, общие для этих объектов, показывающие их позиционирование и адаптируемость к среде обитания. «Крымский» доклад 2017 года подготовлен и прочитан председателем Оргкомитета Третьего Международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», генеральным директором ГПНТБ России, президентом Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего», президентом Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, заведующим кафедрой информатизации культуры и электронных библиотек Московского государственного института культуры, доктором технических наук, профессором Я. Л. Шрайбергом.

Экологическое воспитание детей и подростков : партнерство школ и библиотек : науч.-практ. ст., метод. разработки / науч. ред. Г. В. Варганова ; [предисл. Т. Д. Жуковой, Г. В. Варгановой]. - Москва : РШБА, 2017. - 307 с. - (В помощь педагогу-библиотекарю; Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. "Школьная библиотека". Сер. 1).
В научно-практическом сборнике рассматриваются актуальные вопросы экологического просвещения и воспитания детей и подростков в образовательных организациях и библиотечно-информационных учреждениях.
Современные подходы к экологическому просвещению подрастающего поколения в библиотечно-информационных учреждениях отражены в статьях руководителей и специалистов, работающих в федеральных, республиканских, муниципальных, школьных и других библиотеках.
Научно-практический сборник адресован преподавателям образовательных организаций, педагогам-библиотекарям, библиотечно-информационным специалистам, руководителям детских и подростковых экологических объединений и движений.

Электронная библиотека в контексте электронной информационно-образовательной среды вуза : монография / авт.-сост. Носков М.В., Манушкина М.М., Барышев Р.А. – Москва : Инфра-М, 2018. – 106 с. -  (Научная жизнь).
В монографии рассмотрены структура и функции электронной информационно-образовательной среды вуза и место электронной библиотеки в данной структуре. Проведен анализ литературных источников и выделены важнейшие направления развития вузовских электронных библиотек. На основе проведенного анализа предложена модель развития библиотеки современного университета.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся вопросами библиотечных систем.

В помощь библиотекарю PDF-материалы (можно скачать)

Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол.: Н.С. Лейтес , О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. — 272 с.
В коллективной монографии, посвященной 150-летию основоположника «библиологической психологии» Николая Александровича Рубакина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н.А. Рубакина, а также о психологических аспектах творчества А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина (ч. 1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогики, показывающие работу и возможности общения с художественной и учебной книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель-ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).
Данная монография продолжает традиции первого выпуска «Библиопсихология и библиотерапия» (2005), адресована и будет интересна библиотечным работникам, психологам, педагогам, филологам — теоретикам и практикам, а также всем, кто занимается вопросами психологии и педагогики чтения и библиотерапии.

Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна» / сост. И.И. Тихомирова. – Москва : РШБА, 2016. – 232 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 5.) 
Адресованный в помощь педагогам-библиотекарям и широкому кругу родительской общественности, дайджест лучших конкурсных работ по теме Всероссийского проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна» – это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях. В дайджесте представлены разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности и ориентации в области детской художественной литературы, формирования навыков совместного с ребёнком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учётом индивидуального развития ребёнка и его интересов.
Дайджест  включил в себя 16 лучших конкурсных работ, выполненных по номинациям «Методист семейного чтения», «Исследователь» и «Педагог». Разделы дайджеста сформированы составителем по тематическому принципу. Они выборочно представляют отдельные
фрагменты конкурсных работ, наиболее значимые для педагогов-библиотекарей в теоретическом и практическом отношении. Кроме содержательной новизны, читатель найдёт в представленном материале множество интересных высказываний великих людей о роли
книги и чтения в жизни детей и взрослых.

Соколов А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России. Профессионально-мировоззренческое пособие / Аркадий Васильевич Соколов. – Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. – 384 с. —(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 6). — В помощь педагогу-библиотекарю.
Главное противоречие техногенной цивилизации заключается в стремительном возрастании технической мощи и духовном обнищании культуры информационного общества. Для того чтобы научно-техническое могущество служило во благо, а не во вред России, нужно
востребовать знания и мудрость российской интеллигенции, сосредоточенные в библиотечно-информационных ресурсах библиосферы. Ключевая роль здесь принадлежит профессионалам
книжного, библиотечного, библиографического дела.
Однако учебные планы библиотечных и редакционно-издательских учебных заведений приоритетно ориентированы на овладение технологическими компетенциями, а не на формирование профессионального мировоззрения. Поэтому молодые специалисты не
представляют эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы, не могут оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве.
Они не в состоянии судить о перспективах книжности, библиотек, библиографии в постиндустриальном обществе, где им предстоит жить и трудиться.
Особенность данного пособия заключается в интегрировании родственной проблематики библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, культурологии и некоторых других научных дисциплин для обеспечения целостности и многосторонности
профессионального мировоззрения. Оно адресовано не только педагогам и учащимся библиотечно-информационных и книжных учебных заведений, но и практикам книжного и библиотечно-библиографического дела, озабоченным будущим своей профессии. Учебное пособие профессионально-мировоззренческой направленности
и интегрально-межотраслевого жанра создается впервые в нашей стране.

Психология и литература в диалоге о человеке / под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. – Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. – 368 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 1). — В помощь педагогу-библиотекарю. 
Представляемая коллективная монография подготовлена на основе материалов Международной научной конференции, посвященной Году литературы в России (2015), и с участием профессиональных писателей и поэтов. В 1–4-х частях книги представлены научные статьи по актуальным проблемам: взаимоотношения психологии и литературы,
психологические основы школьного литературного образования, теория и практика читательской деятельности, библиопсихология, библиопедагогика, семейное чтение и библиотерапия. В 5-й части – «Ученые пишут Стихотворения и прозу» – представлено литературное творчество отечественных и зарубежных научных работников; в 6-й
части книги – «Писатели в гостях у психологов и педагогов» – печатаются стихотворения, рассказы, главы из романов, эссе профессиональных литераторов.
Издание рекомендовано психологам, педагогам, филологам, библиотечным работникам, специалистам в сфере чтения, литераторам, а также широкому кругу читателей.

КРУГ ЧТЕНИЯ. ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКАМ И МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ : рекомендательный указатель детской литературы / ФОНД «РУССКИЙ МИР» ; РУССКАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ (РШБА); предисл. И.И. Тихомировой // Школьная библиотека. – 2008. - №10. – С.1-48.  

Источники
http://www.professija.ru/
http://rusla.ru/rsba/reading/
https://libkrasnodar.blogspot.com/2018/07/2017-2018.html
http://www.liber.ru/index.php?area=shop
https://my-shop.ru/shop/catalogue/15754/sort/a/page/1.html
http://bibliopskov.ru/books_for_librarians.htm 
http://pandia.ru/text/80/306/3778-4.php

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Спасибо за такую большую подборку профессиональной литературы. Сколько новинок! С некоторыми изданиями я знакома, другие возьму на заметку! Не могу без профессиональной литературы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Новинки, в основном, 2017-2018 гг, но есть и 2016, 2015 и самое последнее издание - 2008 г - ну очень хороший и полный список по детскому чтению, его можно скачать.
      Несмотря на кризис, проф. литература всё же издается и это очень радует.
      Наталия Викторовна, я очень рада, что издания Вас заинтересовали. Я тоже не могу без чтения новинок, уже привычка, наверно. Постоянно хочется узнавать что-то новое, и не просто узнать, но и попробовать воплотить его в жизнь.
      Благодарю Вас за комментарий, рада, что Вы заглянули в гости. Удачи Вам, успехов, новых интересных идей и проектов! Всего самого доброго!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Сколько много интересный книг для библиотекарей! И все есть в вашей библиотеке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Из всех выше перечисленных есть только одна (учебник по маркетингу) в личной библиотеке. Это издания, которые вышли в последние годы по библ. делу и то не все, а только небольшая часть. Пост о новинках профессиональной литературы дан с целью информирования коллег, источники информации указаны в конце поста. Приобрести всё, конечно, невозможно. Вот здесь на выставке представлены книги по библ. делу и почти все из личной библиотеки - https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2014/06/blog-post.html К сожалению, с финансированием на литературу сейчас плохо.
      Благодарю за комментарий. Удачи и успехов, добра и процветания!

      Удалить
  3. Спасибо. Полезный список. Интересно, в челябинских библиотеках можно что-то из этого взять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Степановна, здравствуйте!
      Надежда на методические отделы областных библиотек, может быть, они лучше финансируются (областная универсальная, юношеская, детская). Небольшие библиотеки, к сожалению, не могут похвастаться такого рода литературой, даже профессиональную периодику сильно подсократили.
      Благодарю за комментарий, искренне рада Вашему интересу к проф. литературе. Удачи Вам, успехов, добра, радости и счастья, а оно ведь есть?!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Спасибо большое за информацию, спасибо за Ваш труд в помощь коллегам! Конечно, некоторые книги хотелось бы иметь в библиотеке, но мечтать об этом не приходится по причине вечного недостатка средств. А зато некоторые издания в PDF с большим интересом просмотрела, скачала, и уже кое-что в качестве идей взяла на заметку. Надеюсь, из этого что-то может в дальнейшем получиться. Еще раз спасибо, и всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, здравствуйте!
      С возвращением из отпуска! Теперь с новыми силами и новыми интересными идеями - за работу! Благодарю за комментарий, очень рада, что материалы пригодились. Проблема комплектования новой литературой, в т.ч. и профессиональной, стоит очень остро. К сожалению, видимо, везде средства сокращаются. Хотя бы областные библиотеки могли бы иметь проф. литературу, тогда можно было бы взять по МБА.
      Агния, рада Вашему появлению в блоге, рада общаться с Вами. Всего Вам самого доброго и позитивного! Удачи и предсентябрьского настроения, скоро жизнь закипит.

      Удалить
  5. Людмила Борисовна! Спасибо большое за интересную информацию! Столько много интересной профессиональной литературы! Захотелось сразу полистать страницы в живую! Огромное спасибо за источники!!! Одно издание уже скачала))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, конечно, полистать "вживую" лучше. Но, к сожалению, этой возможности с каждым годом становится меньше...Я рада, что есть возможность скачать в формате PDF, можно познакомиться с изданием, прочитать его.
      Рада, что пост Вам понравился и оказался полезен.
      Искренне благодарю за комментарий. Удачи, успехов, добра и процветания Вам, Вашей библиотеке и блогу "В гостях у Читайки"! Всех благ и благополучия!

      Удалить