суббота, 22 мая 2021 г.

АКТУАЛЬНО!

Цифровой библиограф: профессия
 на стыке эпох
Уважаемые коллеги!
Нашла ответ на мучающий меня вопрос: «Кто такой цифровой библиограф? Чем он занимается и какова перспектива этой новой профессии?»
Предлагаю вашему вниманию беседу-интервью с генеральным директором РГБ Вадимом ДУДА, который рассказывает о принципиально новой магистерской программе «Цифровая библиография».

Цифровизация в библиотечной отрасли не сводится только к внедрению информационных технологий — это обеспечение возможности получить нужную информацию, значимую, экспертно оценённую или критически осмысленную, максимально соответствующую запросу пользователя.

В конце прошлого года на учёном совете Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между университетом и Российской государственной библиотекой (РГБ) и была представлена принципиально новая магистерская программа «Цифровая библиография».

Программа нацелена на подготовку специалистов, которые будут способны разрабатывать стратегии цифровой трансформации деятельности библиотек, поиска информации в цифровой среде, принимать решения, опираясь на результаты анализа данных компьютерных информационных библиотечных систем. О целях, задачах и особенностях программы рассказал генеральный директор РГБ Вадим ДУДА.

Вадим Валерьевич, в связи с чем возникла необходимость запустить магистерскую программу «Цифровая библиография»? Почему именно сейчас?

— Сейчас всё уходит в цифровое пространство, и вот уже через полчаса к вам домой приезжают продукты, заказанные через удобное приложение, вы оплачиваете счета без очередей, записываетесь к врачу за одну минуту и учите китайский язык дистанционно с носителем. Это уже не просто новые технологии, но возможности, прочно вошедшие в нашу жизнь и ставшие привычными.

Библиотека как центр хранения знаний человечества должна не просто соответствовать времени, но быть на шаг впереди в части работы с информацией и обработки данных. Как одновременно эффективно работать с невероятным количеством накопленной за столетия информации, множащейся каждый день, с её качеством и глубиной, систематизировать её — вопросы, на которые мы попытаемся ответить вместе с первыми магистрантами программы «Цифровая библиография».

Это не просто специалисты по поиску в Интернете: библиографы всегда имеют дело с проверенными источниками информации. Наша цель — создать новую школу, новый подход к тому, как нужно обращаться с достоверной информацией в современном мире.

У новой программы есть две основные задачи. Необходимо достойно представить в цифровом пространстве всё богатство и многообразие документов, находящихся в библиотечных и архивных фондах. Информация должна быть не только извлечена, но и встроена в информационную среду. Мы должны создать абсолютно новый справочно-библиографический аппарат, чтобы дать доступ к нашим фондам. Вторая задача программы — собственно фактически заново выстроить справочно-библиографическое обслуживание в цифровой среде.
Мы рассматриваем «Цифровую библиографию» именно как научно-образовательный проект, многолетний и серьёзный.

В чём основная суть программы? Чем специалист, подготовленный по данной программе, будет отличаться от традиционного библиографа?

— Библиографов уже нет; их не готовят в вузах, закрыты специальные кафедры. А ведь это отдельная сложнейшая интеллектуальная специальность.

Библиографоведение, теория и практика библиографии не считаются сейчас важными предметами, а то, что преподаётся, не всегда соответствует реалиям справочно-библиографического обслуживания, как в традиционном формате, так и особенно в цифровом.

Те люди, кто работает в библиографических подразделениях, очень часто профессионалы высочайшего класса, но смены им, ещё и ориентирующейся в цифровой среде, нет. Или, наоборот, библиографы сведены до уровня выполняющих рутинные операции специалистов, которых буквально в обозримом будущем спокойно и эффективно заменят цифровые помощники и искусственный интеллект…

Если коротко, такой специалист не только сможет подготовить нужную библиографию, но и уточнит поиск, анализируя полнотекстовые документы, и соберёт факты, которые вы в дальнейшем используете в своей работе, а не просто составит библиографический список.

Этот специалист должен прекрасно работать как в альтернативном фонде — ещё не оцифрованном массиве документов, так и уже в «цифре»: он будет понимать, какие инструменты ему могут понадобиться, как эффективнее выстроить работу и соединить, казалось бы, отличные друг от друга носители и информационные системы в единый понятный продукт — библиографию. А так как это всё же новая специальность, он окажется готовым принимать участие и в разработке таких систем.

Конечно, для этого нужна серьёзная технологическая база, и РГБ готова предложить своим магистрантам всё необходимое для работы, скажем так, «в полях».

Какие ключевые компетенции будут формироваться у цифрового библиографа? Предполагается ли выделение hard- и soft-skills?

— Опора в нашей программе будет сделана на системные знания на стыке библиографии, системологии, кибернетики, математики, социологии и психологии чтения, семиотики и информационных наук…

Цифровому библиографу предстоит анализировать большие объёмы информации, применять все области знаний, чтобы корректно обработать запрос читателя, понимать, что тому нужно, в каких источниках информация может находиться.

Важно, что наша программа использует подходы в подготовке руководителей или специалистов в сфере информационных технологий, работающих с данными и пр., но ни одна из существующих образовательных программ: CDO (Chief Data Officer, Chief Digital Officer) CDTO (Chief Digital Transformation Officer) — не готовит специалиста, аналогичного цифровому библиографу.
Цифровой библиограф на выходе должен будет уметь:

проектировать и внедрять управленческие решения с учётом анализа данных в работе библиотеки;

• ставить задачи доработки цифровых решений или их разработки;

• определять границы применимости цифровых решений для учреждения;

• применять современные методы и подходы к организации проектного процесса в цифровой трансформации учреждения.

Какие входные требования предъявляются к поступающим на программу? Уровень образования, стаж работы по профессии, квалификация?

— Входные требования будут теми же, что и к любому желающему обучаться в рамках магистратуры: бакалавриат или специалитет, желательно по библиотечной специальности или ИТ, но мы предполагаем, что это могут быть и лингвисты, и информационные работники, и все те, кто вместе с нами хочет работать над этим направлением.

Неплохо было бы, чтоб у поступающего имелся опыт работы по специальности, но принципиально мы никого и никак ограничивать не будем. Рассчитываем на синергетический эффект от взаимодействия магистрантов и преподавателей, участвующих в этой программе.

Как будет организовано обучение по программе? Есть ли у студента возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, выбрать курсы?

— Предполагается, что образовательный процесс по программе «Цифровая библиография» будет осуществляться по очной или очно-заочной форме обучения с использованием различных методик и технологий, в том числе дистанционных.

Мы также будем использовать активные методы обучения: деловые игры, деловые симуляции и тренажёры, метод кейсов, мастер-классы и др.

При разработке и реализации образовательных программ предполагается придерживаться принципов перевёрнутого обучения (flipped learning), при котором магистранты станут работать с теорией вне аудитории, а практические занятия будут интегрированы в обучающее пространство, где студенты начнут применять изученную теорию на практике, вырабатывать навыки и рефлексировать полученные результаты.

Какое техническое и программное обеспечение будет привлечено в рамках реализации программы?

— Цифровым библиографам будут предоставлены все технические и технологические возможности РГБ, в том числе Национальной электронной библиотеки.

— Найдут ли в ней применение такие современные технологии, как блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, Big Data и искусственный интеллект?

— Да, конечно. Сейчас продумываются и обсуждаются конкретные формы применения этих технологий как для обучения, так и в качестве изучаемых дисциплин.

В сегодняшних условиях классическое очное образование сталкивается с серьёзными трудностями, связанными с ограничительными противоэпидемическими мерами. Каким образом будет выстроено обучение, с тем чтобы избежать проблем перехода из офлайна в онлайн и обратно. Как это сопрягается с необходимостью осваивать сложные технологии, ведь для этого требуются значительные вычислительные мощности?

— Предполагается, что обучение будет происходить с использованием дистанционных образовательных технологий. Оно может быть включено в образовательную программу в виде отдельных элементов: синхронного обучения, когда все участники взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени, и асинхронного, когда участники смогут получать знания удалённо без ограничений по времени и месту.

Ну и, конечно, очные форматы обучения и взаимодействия мы будем по возможности использовать.

В каком формате будут оцениваться результаты обучения? Должны ли будут выпускники представить какой-либо собственный проект цифровой трансформации библиотеки или достаточно пройти итоговое тестирование?

— Цифровой библиограф, ещё будучи магистрантом, должен приносить пользу тому делу, которое он избрал… Разумеется, все формы промежуточной и итоговой аттестации, предписанные для обучающихся по магистерским программам, будут применяться.

В каких ещё сферах, кроме библиотечного дела, смогут работать цифровые библиографы? Будут ли они востребованы держателями ЭБС, издателями, книготорговцами? В отраслях, более отдалённых от книжного дела?

— Полагаю, да, во многих сферах, не только в библиотечной. Речь ведь идёт об умении работать со смыслами, качеством информации, с её систематизацией и хранением.

Новая программа подготовит специалистов, которые смогут сделать более эффективной реализацию многих федеральных проектов: «Цифровая культура» национального проекта «Культура», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».

Программа будет реализовываться на базе университета «Ленинка» или возможно её масштабирование? Какими технологическими и кадровыми ресурсами должно обладать образовательное учреждение, желающее её реализовывать?

— Программа будет реализовываться в формате базовой кафедры РГБ на площадке МГЛУ. Сейчас готовятся необходимые документы для создания базовых кафедр как в университете, так и в «Ленинке». Курировать работу базовой кафедры в библиотеке станут специалисты Департамента научно-образовательной деятельности РГБ.
 Фото предоставлены пресс-службой РГБ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий