четверг, 4 февраля 2021 г.

2021 – Год науки и технологий

Гордость России: Российские 
ученые в живописи
Дорогие друзья!
Как известно, 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. В нашем блоге выделена специальная страница, посвященная ему.
Сегодня предлагаю вашему вниманию материал, который можно использовать на массовых мероприятиях к Году науки и технологий – «Российские ученые в живописи».
Известные ученые живут вечно в своих открытиях и изобретениях. А также — в портретах, которые писали с них выдающиеся современники. Российские ученые и общественные деятели в подборке портретов с описанием. Их фамилии и заслуги перед отечеством должен знать каждый россиянин.
Кулибин И.П. (1818) Художник: Веденецкий П. П.
Кулибин Иван Петрович (1735-1818) — российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.

Фамилия Кулибина давно уже стала нарицательной: так называют умельцев, которые своими трудом и талантом достигают невиданных результатов. Главный механик Санкт-Петербургской Академии наук был поистине выдающимся человеком. Например, Екатерине II на Пасху 1769 года он преподнес чудесные часы-яйцо. А в 1790-х по просьбе императрицы сконструировал винтовой лифт — чтобы немолодой уже государыне было удобнее перемещаться по этажам Зимнего дворца. Еще одну работу Кулибина знают все, кто хотя бы однажды побывал в Эрмитаже: знаменитые часы «Павлин» английского мастера Джеймса Кокса прибыли в Россию в разобранном виде, а Кулибин собрал их. Механизм считается единственным крупным автоматом XVIII столетия, сохранившимся в неизменном виде и работающим по сей день.

Помимо этого, Иван Кулибин разработал проект одноарочного моста с деревянными фермами через Неву, а в 1811–1812 годах, создал и проект трехарочного железного моста, притом, что даже за рубежом в это время предпочитали строить из чугуна. 

Кулибин оставался верен своим привычкам и не старался угнаться за модой, потому для портрета Веденецкого он позировал в русском кафтане, который он не менял на европейское платье, и с бородой.
Михаил Ломоносов. Художник Миропольский Л.С. 1787
Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов ( 1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка.

Одним из выдающихся достижений Ломоносова стала его корпускулярно-кинетическая теория тепла, где он предвосхитил многие гипотезы и положения теорий строения материи, ставшие актуальными лишь сто лет спустя. В своих работах в 1740-ых годах он утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые, в свою очередь, являются «собраниями» элементов — атомов.
Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь.
Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. Провел более 4000 опытов.

Самый известный портрет Михаила Ломоносова и единственный созданный при его жизни был написан австрийским художником Георгом Каспаром Иосифом фон Преннером. В Россию Преннер приехал в 1750 году: на должность придворного живописца с годовым окладом в полторы тысячи рублей его пригласил вице-канцлер Михаил Воронцов. В течение трех лет Преннер портретировал императрицу Елизавету Петровну и придворных — канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, графа Петра Шувалова, графа Якова Сиверса. Написал даже одну икону по рисунку строителя Зимнего дворца и Петергофа Бартоломео Растрелли. Среди выполненных Преннером работ в России был и портрет Михаила Ломоносова, вероятно исполненный по заказу Воронцова.

Дела у Преннера складывались весьма удачно: в заказчиках недостатка не было, а финансовое положение позволяло ему с легкостью ссужать деньги вице-канцлеру. Однако характер у живописца был вспыльчивым, поэтому продлевать контракт с ним не стали — и по его окончании неуживчивый художник уехал в Рим.
Увы, оригинал портрета Ломоносова кисти Преннера был утерян. Однако в санкт-петербургском Музее антропологии и этнографии хранится копия этой картины, которую написал художник Леонтий Миропольский в конце XVIII века
Портрет П. П. Семенова–Тян-Шанского. 1874. Художник: Колесов А.М.
Петр Семенов – знаменитый ученый и общественный деятель, действительный член всех Российских университетов. За заслуги перед отечественной наукой получил право прибавить к фамилии Тян-Шанский в честь обследованного им горного хребта в 1856—1857 годах, недоступный до этого для европейцев.

Он и его брат Николай Семёнов работали в Редакционных комиссиях. Н. Семенов оставил записки о заседаниях Комиссий, которые легли в основу труда «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889-1893). Это сочинение является важным источником по истории освобождения от крепостного права.

Организатор первой переписи населения России в 1897 году.
При всей научной занятости П. Семенов-Тян-Шанский являлся очень крупным коллекционером и знатоком живописи. Его коллекция из 719 картин нидерландской живописи была самой значительной в России. В свое время коллекция была продана Эрмитажу.
Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1828 Художник: Алексей Венецианов.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).

Картина Алексея Венецианова - это портрет, который писался без натуры. Художник получил заказ на него от Российской академии русского языка и словесности через два года после кончины Карамзина. Живописец, который своим кредо считал «ничего не изображать иначе, как только в натуре», тем не менее, взялся за портрет. Таково было значение Карамзина — публициста, историка, издателя, что отказаться было решительно невозможно. Да и сами академики, выбирая, кому доверить такую работу, остановились на Венецианове, оказав ему тем самым большой почет.

Венецианов, вероятнее всего, встречался с Карамзиным в доме графа Валентина Мусина-Пушкина-Брюса, а в библиотеке художника бережно хранились труды Николая Михайловича. Портрет в результате вышел не формальным. Автор «Истории государства Российского» представлен на нем как человек, готовый продолжить прерванную ненадолго беседу, с интересом глядящий на своего собеседника.
Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) - Михаил Васильевич Нестеров (1917 год). 
Парный портрет Нестерова, где изображены С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский - выражение восхищения этими выдающимися личностями, столпами русской религиозно-философской мысли.
Двойной портрет выдающихся мыслителей прошлого столетия художник Михаил Нестеров написал незадолго до революции 1917 года. 
Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — русский православный священник, богослов, философ, учёный, поэт, автор трактата «Столп и утверждение истины». В 1920-е годы он работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Существует легенда, будто Флоренский с единомышленниками спрятал раку с мощами Сергия Радонежского, находившуюся в монастыре, чтобы сохранить ее. Долгие годы ее местонахождение хранилось в тайне, и только в 1946 году, когда лавра вновь открылась, мощи вернули на прежнее место.

Ученый, философ и богослов Сергей Булгаков прошел путь от последователя марксизма до создателя собственного философского учения о Софии Премудрости Божьей. На картине Нестерова Булгаков изображен еще в светской одежде, но уже в 1918 году он был рукоположен в сан священника.
Нестеров не просто создал портрет мыслителей, но метафорически отобразил духовные искания и предчувствия того времени. Это проявляется и в выборе цветового решения (отец Павел в светлом облачении, Сергей Булгаков — в черном костюме), и в выборе пейзажа, напоминающего о другой знаменитой работе Нестерова — «Видение отроку Варфоломею».
Иван Крамской. Портрет астронома Отто Струве. 1886
Выдающийся русский портретист Иван Крамской создал целую галерею выразительных портретов известных соотечественников. Он писал Льва Толстого, Павла Третьякова, императриц Марию Александровну и Марию Федоровну, Александра III. Наиболее плодотворным в его творчестве считается период 1880-х годов. Именно тогда художник создал портрет астронома Отто Струве.

Отто Васильевич Струве — русский астроном, член Петербургской Академии Наук (1852—1889). Открыл свыше 500 двойных звёзд, занимался наблюдением планет и их спутников, колец Сатурна, комет и туманностей.
Ученый на протяжении 27 лет возглавлял Пулковскую обсерваторию, сменив на этом посту своего отца, Василия Яковлевича Струве, первого ее директора. Крамской изобразил 60-летнего Струве на вышке пулковской башни: астроном сидит у телескопа, держа в правой руке лупу, а за его спиной виднеется звездное небо.
Примечательно, что два его сына, Людвиг Оттович и Герман Оттович и внук Отто Людвигович Струве также стали астрономами, продолжив семейную династию Струве.
Иван Крамской. Портрет философа B.C. Соловьева. 1885
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Михаил Нестеров Портрет академика физиолога И. П. Павлова. 1935
Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Илья Репин. Портрет военного инженера А. И. Дельвига
Дельвиг (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы.
Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.
Илья Репин. Портрет историка И. Е. Забелина
Забелин Иван Егорович (1820 — 1908/09) — русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, фактический его руководитель, тайный советник.
В 1860 году Иван Егорович частично исследовал Краснокутский курган — один из скифских курганов на правом берегу реки Днепр. В 1862 году, в Поднепровье, именно он раскопал знаменитый Чертомлыкский курган. Этот огромный курган высотой более двадцати метров и объемом около 100000 кубических метров, находился к северо-западу от Никополя.
Илья Репин. Портрет П. М. Третьякова. 1901
Третьяков (Павел Михайлович, 1832-98) — известный московский собиратель картин. Вместе с своим братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников, и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России. В 1892 г. картинная галерея, вместе с зданием, в котором оно помещено была принесена им в дар городу Москве.
Илья Репин. Портрет профессора Дмитрия Менделеева
Менделеев Дмитрий Иванович (1834 — 1907), российский ученый, педагог, общественный деятель. Открыл (1869) периодический закон. Оставил свыше 500 печатных трудов. Д. И. Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).

Автор фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению. Изучал Донецкие месторождения каменного угля.
Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.
Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева).

"Художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи и другие сидели до глубокой ночи. У Дмитрия Ивановича стены гостиной были украшены их произведениями", — вспоминала старшая дочь выдающегося химика Ольга Дмитриевна Менделеева. Ученый всегда интересовался искусством и с эстетической, и с практической точки зрения. Менделеев коллекционировал фотографии и пейзажи тех мест, которые посетил в своих научных поездках, неплохо рисовал, консультировал художников по поводу составов и свойств красок и даже читал им лекции по химии. Авторитет ученого среди живописцев был так велик, что его избрали действительным членом Российской академии художеств — до него это почетное звание присваивали лишь одному химику, Михаилу Ломоносову.

Менделеев был близок кругу передвижников и в 1870-е годы состоял в числе учредителей санкт-петербургского общества, в которое входили ученые, композиторы, писатели и художники. С 1878 года в его квартире стали проходить так называемые «менделеевские среды», в которых участвовали Иван Крамской, Иван Шишкин, Григорий Мясоедов и другие живописцы. Пробовал он себя и в роли художественного критика: в том же 1878 году в «Петербургском вестнике» вышла статья Менделеева «Перед картиной А.И. Куинджи», посвященная пейзажу «Лунная ночь на Днепре».

С Ильей Репиным ученого связывала многолетняя дружба: Менделеев следил за его творчеством и обучением в Академии художеств, а художник, бывало, обращался к нему за советом. Репин написал два портрета Менделеева. На картине 1885 года он запечатлел Дмитрия Ивановича в мантии доктора Эдинбургского университета. Эта почетная степень была присуждена ученому в 1884 году, когда он участвовал в торжествах по случаю 300-летия университета.
Илья Репин. Портрет хирурга Н. И. Пирогова
Пирогов Николай Иванович (1810-1881), хирург, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель, основоположник анатомо-экспериментального направления в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1847). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецкой (1877-78) войн. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя (1847), ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций.
Художник Крамской. Портрет Боткина Сергея Петровича
Боткин Сергей Петрович (1832-89) — русский врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.
Боткин стоял у истоков женского медицинского образования в России. В 1874 году он организовал школу фельдшериц, а в 1876 году — «Женские врачебные курсы»
Боткин стал первым в истории этническим русским лейб-медиком семьи самого императора.
Во многом именно благодаря деятельности С. П. Боткина появилась первая санитарная карета, как прообраз будущей «Скорой помощи».

В 1861 году Сергей Боткин открыл при своей клинике первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию. Боткин первым в России создал при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Он изучал также вопросы физиологии и патологии организма.
Лев Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского, между 1833 и 1836
Николай Иванович Лобачевский (1792 — 1856), великий русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.
Перов, Василий. Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872.
Погодин Михаил Петрович (1800-1875) — русский историк, коллекционер, журналист, публицист, писатель-беллетрист, издатель, академик.
Сын крепостного, получившего вольную в 1806 году. Начиная с 1820-х гг. с жаром отстаивал норманскую теорию, согласно которой народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
«В течение пятидесяти лет Погодин был центром литературной Москвы, и его биография (в двадцати четырех томах!), написанная Барсуковым, фактически представляет собой историю русской литературной жизни с 1825 по 1875 годы».

Погодиным было собрано «Древлехранилище» — значительная коллекция предметов старины: около 200 икон, лубочные картины, оружие, посуда, около 400 литых образов, около 600 медных и серебряных крестов, около 30 древних вислых печатей, до 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг, около 2000 рукописей, включая древние грамоты и судебные акты. Отдельный раздел составляли автографы знаменитых людей, как российских, так и зарубежных, включая бумаги российских императоров начиная с Петра I.
В 1852 году Николай I приобрёл собрание Погодина для государства, заплатив за него 150 тысяч рублей серебром. Рукописи были переданы в Публичную библиотеку, археологические и нумизматические древности (включая минц-кабинет) поступили в Эрмитаж, а древности церковные — в патриаршую ризницу (ныне в Оружейной палате).

Главное лицо литературной Москвы на протяжении полувека — так говорили современники о Михаиле Погодине, писателе, издателе, участнике философского кружка «Общество любомудрия». Он выпускал альманах «Урания», в котором печатались Александр Пушкин, Евгений Боратынский и Дмитрий Веневитинов, а также журнал «Москвитянин», который публиковал фрагменты из гоголевского «Ревизора». Погодин был наставником Афанасия Фета и готовил его к поступлению в Московский университет, помогал Николаю Гоголю с редактурой «Тараса Бульбы», когда писатель гостил в его доме на Девичьем поле.
Василий Перов написал портрет Михаила Погодина по заказу Павла Третьякова: меценат к тому времени уже приобрел его «Тройку» и «Сельский крестный ход на Пасхе» и заказал серию портретов выдающихся литераторов и ученых.
И. Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова, 1900
Стасов Владимир Васильевич — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.
Во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы.
В 1900 году одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.
Стасов также был активным критиком антисемитизма, и был ценителем еврейского искусства.
Владел в совершенстве 6 языками.

И. С. Тургенев о Стасове:
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! ни славы ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым!»
И. Репин. Портрет невропатолога и психиатра В. М. Бехтерева. 1913
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Умер В. М. Бехтерев 24 декабря 1927 года внезапно в Москве, спустя несколько часов после того, как он отравился как будто некачественной едой, то ли консервами, то ли бутербродами. Причем это отправление произошло как будто бы после очень знаменательного события: после консультации, которую он дал Сталину.
По мнению правнука В. М. Бехтерева, С. В. Медведева, директора «Института мозга человека»:
«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину».
После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.
И. Репин. Портрет физиолога И. М. Сеченова. 1889
Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905) — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог, анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог, нарколог, гигиенист, культуролог, приборостроитель, военный инженер.
М. Е. Салтыков-Щедрин полагал, что русским, подобно тому, как французы считают Бюффона одним из основоположников своего литературного языка, следует также почитать и И. М. Сеченова как одного из основателей современного русского литературного языка.

Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».
Сеченов, по принятому в России мнению, превратил физиологию в точную науку и клиническую дисциплину, используемую для постановки диагноза, выбора терапии, прогноза, разработки любых новых методов диагностики, лечения и реабилитации, любых новых лекарств, для защиты человека от опасных и вредных факторов, исключения любых экспериментов на людях в медицине, общественной жизни, всех отраслях науки и народного хозяйства.

Если эксперименты на людях были нужны, то Сеченов всё проверял только на самом себе. Любитель исключительно самых лучших вин, он не только с отвращением глотал неразбавленный спирт, но однажды выпил даже колбу с туберкулёзными палочками, чтобы доказать, что только ослабленный организм подвержен этой инфекции — направление, которое потом развивал его друг и ученик лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников.
Сеченов считал крепостное право самым вредным экспериментом, и перед смертью отправил крестьянам своего села Тёплый Стан 6000 рублей — деньги, которые за счёт крепостных своей матери потратил на своё образование.
В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя И. М. Сеченова кратеру на обратной стороне Луны.
Портрет В. И. Вернадского работы И. Э. Грабаря, 1934. Москва
Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — русский и советский естествоиспытатель украинского происхождения, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.
Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика Александра Бородина. 1888. 
Портрет-реквием, портрет-памятник — Репин писал эту картину после смерти Бородина. Художник опирался на собственные воспоминания о композиторе, использовал в работе фотографии. И, кроме того, нашел человека, фигурой схожего с Бородиным. 
Портрет воссоздал мизансцену, привычную для участников «Могучей кучки». Когда в Дворянском собрании давали концерты, композиторы нередко стояли у колонн рядом с дверью. Репин изобразил Бородина прислонившимся к колонне, как тот обычно и делал. В 1889 году картину экспонировали на выставке передвижников наряду с портретами Михаила Щепкина и Александра Глазунова.
Интересные ссылки

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Чудесный материал для актуальной темы! Спасибо Вам большое! Сил и здоровья Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Благодарю за добрый отзыв и пожелания. Так бывает - ищешь один материал, а тебе попадается, причем неоднократно, - другой! Вот мне сегодня несколько раз открывалась информация по теме "наука и искусство". Подумала - может, пригодится этот иллюстративно-познавательный материал к мероприятиям к Году науки и технологий.
      Удачи Вам, здоровья, успехов и вдохновенной работы на благо библиотекарей не только Тулы, но и России. Вашими замечательными блогами пользуется огромное число колег со всей страны! Всего самого доброго, светлого, позитивного!

      Удалить
  2. Спасибо за идею!!! Очень интересный у вас блог!!! Много полезного материала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега!
      Спасибо за добрый отзыв. Искренне рада, что информация блога нужна, востребована коллегами.
      Удачи Вам, успехов, добра и позитива!

      Удалить