понедельник, 15 января 2018 г.

В помощь библиотекарю. К Году добровольца (волонтера)

Волонтеры и библиотеки – нужны ли они друг другу? (пост №2)
Уважаемые коллеги!
Отряд волонтеров –
Порыв подростковый!
Ему по плечу
Все благие дела,
А помощь друзей,
С этим трудно поспорить,
Библиотеке
Как воздух важна.
Н.Ф. Дик
Могу признаться честно, что в нашей деятельности мы не привлекали волонтеров, не работали в этом направлении. Для нас это неизведанная область библиотечной деятельности. Да, друзья библиотеки есть, но как мне кажется, это немного разные понятия. С целью самообразования, а также информирования таких же библиотекарей как мы, буду размещать информацию о волонтерском  движении, формах работы с ним, чтобы понять – как мы можем организовать работу в библиотеке по этому новому для нас направлению. 

Волонтёрство в промышленных масштабах
Для тех, кто хочет привлечь волонтёров для помощи в своей работе, М. Олчман, П. Джордан из университета Джона Хопкинса написали специальное пособие «Добровольцы — ценный источник». Ниже - некоторые моменты из пособия.

Что такое волонтёрство?
Волонтёрство — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.

Кто может стать волонтёром?
Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить своё время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтёром, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Что могут волонтёры?
Можно вовлекать волонтёров в те сферы деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. Любая работа может выполняться волонтёрами. Волонтёр — это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.
Волонтёры могут:
• Выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам; 
• Добавить новое измерение и новых людей к организации; 
• Принести новые идеи в организацию; 
• Создать общественное мнение об организации в обществе; Распространять информацию об организации в личном общении с людьми; 
• Помочь в сборе средств; 
• Поощрять гражданскую активность.

Мотивация волонтёров.
Часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми, преодоление чувства одиночества. Волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтёр может полностью соответствовать. Факторы мотивации отражены в результатах опроса:
Хочу помогать нуждающимся людям 61%
Надеюсь научиться чему-то новому 46%
Хочу иметь какое-то занятие 41%
Для собственного удовольствия 31%
Хочу познакомиться с новыми людьми 29%
Хочу ответить людям за добро добром 11%
Хочу бороться с определённой проблемой 7%
У меня есть свободное время 4%

Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтёрский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.
Да, «пособие» лаконично и сухо, оно лишено той романтики и тайны, которой было окутано памятное всем нам тимуровское движение, нет в нём и установок на добровольно-принудительный принцип, по которому собирались дружины — «добровольные помощники милиции». Но если использовать все возможности, которые предоставляет сегодня Интернет – блоги, социальные сети и т. д., — найдётся немало людей с такой же мотивацией, которые придут на помощь библиотекам и будут не только заниматься там полезной работой, но и укрепят её социальный статус.
Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам?
(статья из газеты ТЕРРИТОРИЯ L (РГБМ))
Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно?

Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?
Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».
И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года»: «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”».

В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом: 
а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское, 
б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое), 
в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).
Само понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке: так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец». (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты. Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах. Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России: в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия, в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).
Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве)», адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России. Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны, и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды.
Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах. Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах: событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство, которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.
У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом. Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

Как правило, к формам поощрения волонтёров относятся бесплатный формуляр читателя библиотеки; свободный доступ к информационным источникам и материалам; первоочередное чтение новой литературы; вручение значка (бейджа), футболки, бейсболки с логотипом библиотеки и надписью «Волонтёр»; приглашение на благотворительные мероприятия; популяризация их деятельности в школах, микрорайоне; постоянная реклама в библиотеке; статьи об их деятельности в СМИ. В 1997 году мы, работая тогда в ЦБС «Киевская» (Москва), «обменивали» часы работы волонтёров, которые помогали обслуживать посетителей в компьютерной библиотеке, на равное количество часов бесплатного «сидения за компами» с редким тогда доступом в Интернет.
Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

Молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

Во взаимодействии и по согласованию с добровольческими (волонтёрскими) организациями можно привлекать волонтёров к проведению информационной, культурной, просветительской, научной, образовательной деятельности (с последующей выдачей им сертификатов участия). Это участие в опросах и обработке анкет, рассылка приглашений, рекламных библиотечных материалов, оповещение задолжников, помощь в организации библиотечных мероприятиях и формировании их аудитории (регистрация, встреча, сопровождение, подготовка питания, уборка помещений).

Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей. В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.
Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Библиотечный молодёжный совет — формат взаимодействия с волонтёрами, чрезвычайно развитый в некоторых странах, прежде всего, в США. Вот как предлагает использовать возможности такого совета при реализации библиотечных программ бывший директор по развитию Американской молодёжной ассоциации (YALSA), автор книги «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодежи, подростков, детей» Дж. Лиллиан: «Зачем делать все в одиночку? Если у вашей библиотеки есть молодежный совет, узнайте, какие маркетинговые стратегии они использовали бы, чтобы заинтересовать своих друзей. На очередной встрече молодежного совета попросите его участников помочь вам сделать флаеры и рекламные листовки. Пусть они распространят флаеры в своей школе (разумеется, с разрешения администрации школы, для этого вам стоит заручиться поддержкой медиаспециалистов школьных библиотек)… Возможно, члены молодежного совета знают, какие магазины и кафе вашего города чаще всего посещают их сверстники. Узнайте у руководства этих магазинов и кафе, можно ли в них раздавать библиотечные флаеры. Предложите им предоставлять купоны на скидку или подарки тем, кто посещает библиотечные мероприятия для молодежи…». И т.д.
Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы. Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Таким образом, мы подошли к другому виду волонтерской деятельности — библиотечно-информационной. Перспективы у него очень неплохие. Однако здесь не всё так радужно и однозначно.

Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.
Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

«Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт.

Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.
А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины. Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

В последние два десятилетия по мере того, как модернизируется библиотека, меняются и виды библиотечной деятельности, в которых участвуют добровольцы. Например, в европейских библиотеках появилось «наставничество по чтению», надомное обслуживание, помощь в организации и проведении мероприятий, экскурсий по библиотеке, помощь школьникам в подготовке домашних заданий, справочно-информационное обслуживание, создание баз данных. Волонтёры руководят библиотечными кафе и обслуживают там читателей, занимаются фандрейзингом и френдрейзингом — привлекают средства благотворителей к осуществлению библиотечных проектов, укрепляют связи между библиотекой и населением, осуществляют рекламную деятельность, работают с общественностью. «Информационные скауты» оказывают помощь пользователям библиотек в работе с компьютером и ознакомлении с Интернетом, участвуют в создании сайта и других интернет-проектов библиотеки.
Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.
В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело»). Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города, которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.
Подведём итог ко всему вышесказанному.
Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.
Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы. Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.
При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами.
В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.
Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.
Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета. Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.
Автор Ирина Михнова

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила! Очень интересный, нужный и актуальный материал. Исходя из опыта работы нашей Центральной библиотеки им.Пушкина г.Челябинска, волонтеры нужны. У нас в прошлом году к 100-летию библиотеки стартовал новый проект "Культурный волонтер", в этом году мы его будем продолжать. Волонтеры-студенты участвовали в проекте "Книги в больницы" (с нашими молодыми сотрудниками выходили в детские отделения больниц с книгами, литературными композициями), в акциях "Библионочь", "Ночь с Пушкиным", квестах. И некоторые волонтеры - студенты Челябинского института культуры, опробовав себя "в деле", сейчас работают библиотекарями в нашей библиотеке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, добрый вечер!
      Ого, какой у Вас большой опыт работы с волонтерами! Очень интересные проекты! Ирина, если есть возможность, опишите опыт и поделитесь с нами, неопытными и только начинающими работу в этом направлении.Если по тематике в Ваш блог не подходит, то можете у нас разместить гостевой пост. Мы с превеликой радостью это сделаем! Для нас это большая честь. Живой опыт - он намного интереснее теории. Для многих библиотекарей это будет примером как и в каком направлении действовать, как организовать и наладить работу. Подумайте, Ирина, пожалуйста!
      Спасибо огромное за Ваш вдохновляющий отзыв. Удачи Вам, успехов, креатива и процветания Вашей замечательной библиотеке и её сотрудникам! Всего самого доброго!

      Удалить
    2. Людмила, спасибо за предложение! Подумаю, кому поручить) Вам успехов и процветания, всегда рада с Вами пообщаться)

      Удалить
    3. Ирина, добрый вечер!
      Очень буду рада, если получится идея с постом - Вашим опытом. Сейчас эта тема самая горячая!
      Спасибо за комментарий. Удачи и всех благ!

      Удалить
    4. Ирина, добрый день! Очень своевременно Вы написали о проекте "Культурный волонтер". Не смогли бы выступить он-лайн Вы или кто-либо из вашей библиотеки на семинаре библиотечных работников Кондопожского района Республики Карелия? Были бы очень признательны. Семинар будет 26 февраля 2018.

      Удалить
    5. Уважаемые коллеги!
      Вам нужно срочно связаться по поводу вашего семинара с сотрудниками ЦГБ им. А. С. Пушкина г. Челябинска, написав комментарий в ИХ БЛОГЕ - http://vokrugknig.blogspot.ru/. Лучше было бы по электронке, но к сожалению, у меня нет их электронного адреса. Попытайтесь связаться через их блог с помощью комментариев. Удачи и успехов в проведении семинара!
      С уважением Людмила Лоневская

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    7. Коллеги, добрый вечер!
      Тема волонтерства очень актуальная. Об опыте обмолвилась Ирина из ЦГБ г. Челябинска, ведущая блог ВО!круг книг - http://vokrugknig.blogspot.ru/.
      Попытайтесь с ней связаться в их блоге с помощью комментариев, может быть, они смогут выложить этот проект в блог или хотя бы описать его, работу по нему. Я готовлю пост по волонтерству с различными ссылочками, постараюсь разместить его в блоге в ближайшее время. Заглядывайте в гости, может быть, эта информация вам тоже пригодится. С уважением Людмила Борисовна Лоневская

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Спасибо Вам большое - очень содержательный пост! Я уже думала, какую помощь я могу попросить у волонтёрского отряда, если в школе он создастся... Очень широкий спектр - реклама книг, организация акций, работа с учебниками, да и ещё много чего. Школьные библиотекари работают в основном на 1 ставку, а дел много...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, добрый вечер!
      Это мы еще не все возможности волонтерского движения знаем. Вот поделятся коллеги опытом - столько интересный идей появится! Уже сейчас начинают спрашивать планы на Год добровольца (волонтера), а мы еще не донца разобрались - как конкретно действовать каждой библиотеке.
      Спасибо Вам за комментарий, рада видеть Вас в гостях. Удачи и всех благ, всего самого доброго и светлого!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Вы совершенно правы, и я, как методист, уже жду, когда спросят с нас план мероприятий по году волонтера. А мы еще и не разобрались, действительно. Надо срочно садиться делать свою методичку по волонтерству, собирать формы работы, названия - иначе из чего составить тот самый план?) А вы наш мощный катализатор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, добрый вечер!
      Согласна с Вами, методичку надо делать и вникать тоже надо. Хотя в Интернете есть опыт коллег, кто-то уже давно работает по этому направлению. Вот обобщить бы всё это и выложить библиотекарям в помощь. Было бы здорово!
      Спасибо за отзыв, рада, что Вы заглянули в гости. Удачи Вам, успехов, креатива и процветания! Всего самого доброго!

      Удалить
  4. Здравствуйте Людмила,ваша информация стала очень полезной для меня.Я ученица 9 классов,с недавних пор я стараюсь продвинуть волонтерское движение в школе и моем поселке.Если вы сможете,подскажите пожалуйста,какие проекты можно провести на уровне поселка, чтобы о наших волонтерах знала не только школа,но и поселок! Большое спасибо заранее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Беян, здравствуйте!
      К сожалению, тема волонтерства еще только изучается нами, мы в этом направлении пока не работали. Готовлю пост с полезными ссылочками по волонтерству, в течение ближайших дней размещу в блоге. Может быть, он окажется Вам полезен...
      Спасибо за комментарий, за внимание к блогу. Удачи Вам, успехов, добра и благополучия!

      Удалить
    2. спасибо за ответ)

      Удалить
    3. Беян, здравствуйте!
      Вот здесь - https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/2018/03/blog-post.html - можно скачать пособие " Служение обществу": пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования (2009, 183 стр.), еще можно посмотреть вот это пособие: "Волонтерство и добровольчество в современной школе" - https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/09/03/volontyorstvo-i-dobrovolchestvo-v-sovremennoy-shkole
      Может быть, Вы что-то для себя найдете... Очень хотелось Вам помочь... Удачи и успехов, всего самого доброго!

      Удалить
  5. Добрый день Людмила! Хотелось бы знать,как у Вас, в Челябинской области, включаются в волонтерство школьные библиотекари?Или Вы занимаетесь только муниципальными детскими библиотеками? Заранее,благодарю за ответ.С Днем Победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, здравствуйте!
      Мы из Волгоградской области, г. Михайловка (наш основной блог - http://bibliokompas.blogspot.ru/), про опыт в комментариях упоминала Ирина из Челябинска, ЦГБ им. А. С. Пушкина. Опыта у нас почти нет, в этом направлении только начинаем работать. У нас муниципальная библиотека городского округа, мы входим в ЦБС. Про школьные библиотеки ничего не могу сказать, информацией не обладаю.
      Спасибо за поздравление с праздником. Удачи, всех благ, добра и успехов!

      Удалить