воскресенье, 26 марта 2017 г.

В помощь библиотекарю

Инновационные формы массовой работы по экологии
Уважаемые коллеги!
Как известно, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Мы все хотим провести что-то новое и интересное по экологии в своих библиотеках. Предлагаю вашему вниманию интересные инновационные формы работы по экологии, которые собрала и систематизировала методист АОНБ им. Н. А. Добролюбова Л.В. Шамардина (г. Архангельск).
Эколо́гия (от др.-греч. ойкос – обиталище, жилище, дом, имущество и логос – понятие, учение, наука) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Этот термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Современное значение слова «экология» имеет более широкое значение; стало ясно, что предметом экологии должны быть не только биологические объекты, но и вся природная среда в совокупности и активном взаимодействии всех ее компонентов. Кроме того, сейчас под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды.
Библиотека – универсальная структура в сфере культуры, способная помочь экологическому просвещению населения. Её работу по экологическому просвещению населения можно разнообразить новыми интересными формами, нестандартными подходами для того, чтобы привлечь внимание к проблемам экологии.
Рассчитываешь на год – сажай рис. 
Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья. 
Рассчитываешь на сто лет - просвещай людей.
Гуан Цзы, китайский мыслитель
Основная цель деятельности библиотек по экологическому просвещению – это обеспечение доступности экологической информации, привлечение внимания местного сообщества к экологическим проблемам региона, воспитание экологической культуры.
Библиотеки должны как можно чаще информировать население об экологической безопасности, о состоянии окружающей среды, о рациональном использовании природных ресурсов, объединять усилия неравнодушных людей в деле экологического просвещения, привлекать население к участию в каких-либо проектах, программах, акциях, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе
Для того, чтобы деятельность по этому направлению была более эффективной, библиотекам необходимо:
  • изучать экологические проблемы своей местности и потребности населения в экологической информации;
  • в соответствии с потребностями формировать библиотечные фонды, интересно и доступно представлять материал по экологическим вопросам;
  • обеспечить доступ населения к достоверной информации по экологии;
  • развивать партнерские отношения со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений, с организациями, фондами, предприятиями, частными лицами, заинтересованными в улучшении экологической ситуации;
  • координировать работу с отделами культуры и отделами природных ресурсов и охраны окружающей среды администраций муниципальных образований, инженерами-экологами, писателями-краеведами;
  • привлекать добровольцев к организации и проведению мероприятий;
  • вести работу по целевым проектам и комплексным программам.  
Основные группы, с которыми библиотеки ведут работу по экологическому просвещению – это дошкольники, школьники, студенты, воспитатели и учителя. Но библиотеки не должны оставлять без внимания и другие группы населения, например, работающих людей или пенсионеров.
Инновационные формы массовой работы
Современные формы работы с читателями не возможны без инноватики, без тех интересных идей, которые возникают у библиотекарей, работающих с пользователями. Что же такое инновация?
Инновация – это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт. Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы. 
Инновационный подход к организации работы по экологическому просвещению населения  разнообразит библиотечную деятельность по этому направлению нестандартными подходами и интересными мероприятиями.
  • Для работы по экологическому просвещению с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с их родителями, воспитателями и педагогами эффективными будут: сказкотерапия, «сторисек», экологические уроки и часы информации с практическими занятиями. Для школьников, молодежи, работающего населения и людей пенсионного возраста можно предложить: информирование в формате «печа-куча», «сторителлинг», «живая библиотека», эко-микрофон, выездной эко-лекторий, дебаты, просмотр фильмов и другие мероприятия.
  • Кроме того, можно разработать экологические виртуальные фотовыставки, видео-презентации, эколого-этнографические экспедиции, заочные познавательные путешествия. Проводить селфи-конкурсы на фоне окружающей нас природы и публиковать в социальных сетях, в Instagram, на официальных сайтах. Также проводить всевозможные экскурсии, фестивали, акции, флешмобы, эко-марафоны, устраивать мастер-классы, квест-ориентирования, тесты, викторины и привлекать для этого волонтеров.
Живая книга или Живая библиотека
Как всегда, что-то новое – это хорошо забытое старое. Во времена древнего Рима богатый торговец Ицелл заставил своих рабов выучить наизусть книги. Этими «живыми книгами» он развлекал своих гостей во время приёмов, и весь Рим говорил о его «живой библиотеке».
Идею «Живой библиотеки» (Human Library) с большим успехом используют современные библиотекари. «Живая книга» форма мероприятия, где в роли книги выступает человек. Он выстраивает откровенный разговор по определенной теме и отвечает на вопросы. «Живые книги» приходят на встречу с читателями, делятся своими историями, увлечениями, мастерством. Когда книг становится много, получается своеобразная «Живая библиотека». 
«Живая Библиотека» – это современный вариант традиционной формы «вечер встречи»  с той разницей, что «живая библиотека» дает возможность пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») в формате «один на один». «Живая библиотека» предлагает поговорить с человеком, с которым в повседневной жизни пообщаться вряд ли удастся, дает возможность получить представление о человеке, социальной группе, профессии, нации.
Работает «Живая библиотека» так же, как и обычная: читатели приходят, заполняют «библиотечный формуляр», выбирают «книгу» и «читают» ее в течение определенного времени. «Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные работники, писатели и поэты и другие интересные люди.
В Год экологии, конечно, при выборе «живой книги» следует отдавать предпочтение людям, так или иначе связанным с проблемами охраны природы, рационального природопользования, путешественникам, биологам, лесничим, сотрудникам заповедников или национальных парков  и т.д.
Подробнее о том, что такое «Живая библиотека», кто ее придумал, какие вопросы можно задавать «живым книгам», чем общение в «Живой библиотеке» отличается от обычного общения в библиотеке, сколько времени отводится на «чтение», может ли книга отказаться от общения с читателями,  можно узнать из статьи «Акция «Живая библиотека» на сайте Централизованной библиотечной системы города Иркутска (ссылки в конце поста). 
Интересен опыт Детской экологической библиотеки г. Соликамска, где читателям «Живой библиотеки» были предложены «книга-эколог», «книга-поэт», «книга-художник», «книга-полицейский» и другие.
Мастер-класс
Мастер-класс – это интересная и актуальная форма обучения и обмена опытом, которая дает возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения .
Такая форма мероприятия будет отличной идеей для Года экологии. В 2017 году в библиотеке будут актуальны мастер-классы по изготовлению натуральной косметики в домашних условиях или натурального мыла, мастер-классы по сбору и хранению лекарственных трав, мастер-класс по чайной церемонии, мастер-классы по изготовлению изделий из вторсырья и т.п.
Можно провести в библиотеке экологический мастер-класс по изготовлению необычной упаковки, как альтернативы привычным полиэтиленовым пакетам. Упаковка – неотъемлемая часть подарка. Довольно интересно и необычно смотрятся презенты, упакованные в крафт-бумагу, ноты или газеты и дополненные лентами и бантами из  льна либо бечевки. В качестве декора можно также добавить шишки, еловые веточки, палочки корицы, сушеные фрукты, кофейные зерна и многое другое. Тканевые сумки – тоже непривычный, но придуманный с заботой о будущем вариант упаковки.

Мастер-класс по изготовлению эко-сумки
В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению, образуя устойчивое загрязнение. 4 триллиона пакетов в год используется в мире, они убивают 1 миллион птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимые косяки рыб. Пакеты с остатками упакованной в них пищи часто попадают в дыхательные пути поедающих их бродячих животных. 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в Мировой океан .
Поэтому оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные опасения экологов. По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено. Для борьбы с загрязнением окружающей среды полиэтиленовыми пакетами применяются различные меры, и уже около 40 стран ввели запрет или ограничение на продажу и (или) производство пластиковых пакетов. В России официальных ограничений по использованию пластиковых пакетов пока нет.
Что же делать, как изменить ситуацию? Можно призывать перейти на биоразлагаемую полиэтиленовую продукцию, а можно, как Центральная библиотека имени А.С. Пушкина г. Челябинска, провести мастер-класс по созданию эко-сумок.
Эко-сумка – это пакет из ткани, обычно хлопка, джута или льна. По сравнению с пакетами, у эко-сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Необходимые материалы, пошаговую инструкцию и советы по уходу за эко-сумкой можно посмотреть на станице блога Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска (ссылки в конце поста).  
Перед мастер-классом можно показать короткометражный фильм «Полиэтиленовый пакет», посвящённый проблемам экологии.

Мастер-класс «Фурошики (японское искусство складывания ткани)»
В 2015 году в Централизованной библиотечной системе Сормовского района г. Нижний Новгород прошел мастер-класс «Не навреди природе» по изготовлению эко-сумки в технике фурошики. Библиотекари предложили гостям изготовить собственную сумку в древней японской технике из отрезов ткани или платков. После небольшого экскурса в историю участники нашли множество способов применения для изготовленных ими эко-сумок и решили свести употребление пластиковых пакетов к минимуму .
Слово «фурошики» (Furoshiki) буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм и размеров.
Удобство фурошики состоит в том, что этот кусок ткани легко принимает форму предмета, который вы заворачиваете. Он будто приспосабливается к вашим потребностям, независимо от того, что именно вы упаковываете: большой или маленький предмет, продолговатый или круглый, квадратный или неопределенной формы. Использование фурошики даёт возможность сделать более выразительным ваш подарок. Изящные узлы ткани, многослойность, мягкость этого материала в отличие от жёсткости бумаги – всё это открывает поистине захватывающие возможности.
В настоящее время в экологических целях японцы вместо пластиковых и бумажных пакетов пользуются оберточной тканью, которую можно легко сложить и носить с собой, а при необходимости завернуть в нее какой-либо предмет и переносить его.
Комитет охраны окружающей среды Японии выпустил схему с изображением примеров использования оберточной ткани:
Фурошики экологически безопасны, позволяют проявить фантазию, индивидуальность и художественный вкус.

Печа-куча
Печа-куча (Pecha Kucha) – это новый, но активно развивающийся формат общения, в переводе с японского означает «бла-бла-бла» или «болтовня».
По форме это краткая презентация, ограниченная во времени по продолжительности. Презентация состоит из 20 слайдов, которые сменяются автоматически. Каждый слайд демонстрируется ровно 20 секунд, по этой причине печа-куча иногда называют еще презентацией 20x20. Итого весь доклад длится ровно 6 минут 40 секунд. После каждого доклада слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос докладчику. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов, тематика выступлений может быть самая разная. Печа-куча давно популярна во всем мире, в России тоже успешно осваивают эту удобную форму проведения мероприятий. 
  • Формат печа-куча очень подходит к проведению каких-либо конференций, открытых микрофонов и других мероприятий по экологической тематике, где предполагаются доклады или сообщения на какую-либо тему и большое количество выступающих.
В октябре 2014 года состоялась экологическая печа-куча в г. Озерске (Челябинская область), которую организовали активисты движения «Зеленый город». Формат «20×20» позволил делать презентации короткими и динамичными, выступления перемежались с показами коротких анимационных фильмов, выбранных Фестивалем зеленого кино ECOCUP. В ноябре 2016 года в Москве на Общественном гражданском форуме презентовали «Экологические истории» в формате печа-куча .
В этом же формате можно провести эко-микрофон, например, такой, как прошел в Сафоновской районной детской библиотеке (Смоленская область). Заведующая библиотекой провела открытый экологический микрофон «Энергосбережение в нашей жизни». Она рассказала о том, что энергосбережение – это не только технологический процесс, но и образ жизни каждого человека, о необходимости привычки к энергосбережению с детства. Представитель энергосберегающей компании рассказал о федеральном законе «Об энергосбережении», который направлен на уменьшение расхода электроэнергии при условии сохранения комфортных условий для жизни и работы, а также о новых технологиях, применяемых сегодня для энергосбережения дома и на производстве. Юные экологи обратились с призывом экономить энергию и предложениями о том, как это сделать .
А в одной из библиотек города Курска в рамках Всероссийского экологического фестиваля работал эко-микрофон «Давайте жить в согласии с природой», где каждый желающий мог прочесть свои любимые стихотворения о природе. Участникам представилась уникальная возможность познакомиться с творчеством курских писателей, рассказывающих о красоте природы .
Эко-микрофон – это разновидность «открытого микрофона», своеобразной площадки, где активные жители города, района, села имеют возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений – не более пяти.
Синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочное стихотворение, которое пишется по определенным правилам. Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. При написании синквейна происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. 
Синквейн - хороший способ заинтересовать и проверить знания по экологии. Синквейн можно провести как перед занятиями, так и после проведения экологических уроков, лекториев, часов информации, круглых столов.
Правила написания синквейна:
• 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна,
• 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль,
• 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы,
• 4 строка – фраза, несущая определенный смысл,
• 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна: 
Экология
биологическая географическая
изучает, исследует, рассматривает
наука об окружающей среде
взаимосвязь в природе
Составлять cинквейн очень просто и интересно не только подросткам, но и взрослым. Так, например, сотрудники Шестаковской сельской библиотеки Слободского района Кировской области во время экологического маршрута провели конкурс синквейнов «Люблю тебя, мой край родной». 
Сторисек
«Сторисек» (Storysack) – это интересный современный вариант такой традиционной библиотечной формы массовой работы, как «громкие чтения». Формат «сторисека» предполагает выбор какой-либо художественной книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге.
В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». Эта форма была придумана в Великобритании, и разработчики идеи считают, что взрослые должны много читать детям вслух, а «сторисек» («мешок историй») поможет сделать чтение интересным и увлекательным. Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи сторисека: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения, стимулирование интереса к книге.
Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей.
  • Рекомендуем в Год экологии провести Экологический «сторисек» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выбирая художественную книгу, отдавайте предпочтение тем, которые связаны с природой, охраной окружающей среды, здоровым образом жизни и т.д. 
Подготовку к «сторисеку» удобнее разбить на несколько этапов:
1.Определить произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек». Критерии отбора книги:
  • серьезное художественное произведение;
  • качественные иллюстрации;
  • произведение должно быть удобным для громкого чтения;
  • произведение должно быть доступным и интересным для детского восприятия.
Это может быть любимая книга детей либо книга, рекомендуемая родителями, педагогами, воспитателями.

2. В комплект к художественной книге необходимо подготовить дополнительные компоненты:
  • научно-популярную книгу на тему, близкую к художественному произведению (например, к художественной книге Ф. Зальтена «Бемби» подойдет энциклопедия животных, энциклопедия природы, энциклопедия леса и т.д.);
  • аудиокнигу по выбранному произведению;
  • DVD-диск с мультфильмом/ сказкой по произведению (при наличии);
  • игрушки (мягкие, деревянные или резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), изображающие героев выбранного произведения;
  • другие игровые компоненты: настольные игры, природные материалы и т.д.
3. Подготовить «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов):
  • малые печатные формы, например, списки дополнительной литературы;
  • список разных изданий выбранной художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций);
  • примеры вопросов для беседы по книге;
  • биографию автора книги в интересных фактах;
  • рекомендации по работе с художественным произведением.
4. Разработать домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создать коллаж из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

5. Для комплекта материалов необходимо изготовить мешок. Можно заранее провести мастер-класс с детьми по изготовлению «Волшебного мешка», «Экологической сумки» или «Экологического рюкзака». В этом случае дети будут с большим интересом участвовать в дальнейших мероприятиях, ведь они связаны с продуктом их творчества. Автор методической консультации «Что такое «сторисек» предлагает провести мастер-классы по украшению мешка пуговицами, бисером, можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка, без предваряющего мастер-класса (ссылки в конце поста).

6. Обязательно уделить внимание продвижению мероприятия, использовать для рекламы социальные сети, электронную рассылку и другие возможности, можно распространить информацию через дошкольные образовательные учреждения и школы.
Основной этап в работе со «сторисек» - это чтение, обсуждение и «обыгрывание» художественной и научно-популярной книг из комплекта. Подробные рекомендации по работе с книгами вы найдете в консультации «Что такое "сторисек"?» Н.В. Громовой, заведующей отделом инновационно-методической и исследовательской работы Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки. (Все ссылки в конце поста)
Сторителлинг
Сторителлинг (storytelling - рассказывание историй) – искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и размышления. 
Основа сторителлингаэто умело выстроенная история из реальной практики или в виде притчи, мифа, который прямо или косвенно можно соотнести с обсуждаемой темой. Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США,  сейчас этот способ воздействия на людей посредством увлекательных рассказов стал широко использоваться в бизнесе, политике, социальных сферах. 
Сторителлинг вполне можно применить в библиотеке и в Год экологии. Например, рассказать притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе. А для пользователей библиотеки можно провести конкурс на лучший экологический сторителлинг. 
Существуют определенные правила сторителлинга:
1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя. Обращайтесь к каждому присутствующему словом, жестом или взглядом, как бы вовлекая их в свой рассказ.
2. Используйте фразы, объединяющие вас: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете».
3. Вводите в рассказ цитаты, поэтические фразы, метафоричные сравнения, образы.
4. Пользуйтесь молчанием. Порой тишина оказывает воздействие сильнее, чем любой звук. Предоставьте аудитории возможность остаться наедине со своими мыслями. Расставляйте акценты в своем выступлении и выдерживайте паузы там, где это необходимо.
5. Используйте наглядные примеры, презентации, видео- и аудиосопровождение. Задействуйте как можно больше органов чувств у ваших слушателей, чтобы добиться максимального внимания и вовлеченности в ваш рассказ.
6. Обязательно продумайте концовку вашего выступления. Лучше всего люди запоминают начало и конец рассказов, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в  начале, и они же должны завершать выступление.
Правила проведения сторителлинга, особенности сторителлинга при работе с детьми, интересные примеры различных историй, мастер-классы по подготовке сторителлинга можно найти на сетевом ресурсе «Сообщество учителей информатики». 
Источник
Полезные ссылки
Экология как наука. Краткая история развития экологии [Электронный ресурс] .- URL : http://oop.sibsiu.ru/download.php?file=7df8d3d2d2fe40007dc9864200b62196 (дата обращения : 12.05.2016).
О проведении в Российской Федерации Года экологии : Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. ; №7 [Электронный ресурс] // Президент России . – URL : http://kremlin.ru/acts/bank/40400 (дата обращения : 12.05.2016).
О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий : Указ Президента РФ от 1 августа 2015 г. № 392 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал . – URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71049964/#ixzz4Si2fCjlj (дата обращения : 12.05.2016).
Акция «Живая библиотека» [Электронный ресурс] // Централизованная библиотечная система г. Иркутска . - URL : http://cbs.irkipedia.ru/aktsiya-gde-istorii-rasskazyivayut-ne-knigi-a-lyudi/ (дата обращения 14.12.2016).
Проект «Живая библиотека» в детской экологической библиотеке [Электронный ресурс] // Централизованная библиотечная система города Соликамска . – URL : http://bibl.solkam.ru/142/proekt-zhivaya-biblioteka-v-detskoj-ekologicheskoj-biblioteke/ (дата обращения 14.12.2016).
Что такое мастер-класс [Электронный ресурс]// Учитель года России: Всероссийский конкурс; Заруба Артур Викторович, кандидат пед. наук . – URL : https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av#0 (дата обращения 15.12.2016).
Полиэтиленовый пакет [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия . – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Полиэтиленовый_пакет (дата обращения 15.11.2016).
Мастер-класс по декору эко-сумки [Электронный ресурс] // ВО!круг книг . – URL : http://vokrugknig.blogspot.ru/2014/10/blog-post_9.html (дата обращения 01.11.2016).
Полиэтиленовый пакет (2009) [Электронный ресурс] // ONLine.Kinoshi.net : фильмы онлайн . – URL : http://online.kinoshi.net/korotkometrazhka/20046-online_kinoshi_net-polietilenovyy-paket.html (дата обращения 15.11.2016).
Мастер-класс «Не навреди природе» [Электронный ресурс] // Централизованная библиотечная система Сормовского района г. Нижний Новгород .- URL : http://sormlib.nnov.ru/master_klass_ne_navredi_prirode (дата обращения 28.11.2016).
Первая Печа-Куча в Озерске: как это было [Электронный ресурс] // Озёрск.ru /- URL : http://ozersk.ru/11033-pervaya-pecha-kucha-v-ozerske-kak-eto-bylo.html (дата обращения 14.12.2016).
Экологические истории расскажут на ОГФ-2016 [Электронный ресурс] // Общественный гражданский форум .- URL: https://civil-forum.ru/forums/2016/news/ekologicheskie-istorii-rasskazhut-na-ogf-2016.html (дата обращения 14.12.2016).
Открытый экологический микрофон «Чистое будущее – в чистом настоящем» [Электронный ресурс] // Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова . – URL :  http://detlib.admin-smolensk.ru/det_bib_obl/safonovo/index.html 
Книжно-иллюстративная экспозиция «Экология: от А до Я» [Электронный ресурс] // Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная система библиотек города Курска» . – URL : http://mkukcbs.ru/index.php?option=com_jalendar&view=articles&Itemid=&year=2015&month=6 (дата обращения 14.12.2016). 
Синквейн [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия . – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_note-1 (дата обращения 14.11.2016).
Информация о работе библиотек области по экологическому просвещению населения в 2011 году [Электронный ресурс] // Центр экологической информации и культуры . – URL : http://www.herzenlib.ru/ecology/region_center/detail.php?ID=12087 (дата обращения 14.11.2016).
Что такое «сторисек»? : письменная консультация / Детско-юношеская библиотека Минкультуры Чувашии ; сост. Н. В. Громова. – Чебоксары, 2016. – 26 с. – (Курс – на инновации ; вып. 15) . - URL : http://krchet-bibl.okis.ru/files/4/5/7/457/storicek/ТЕКСТ.pdf (дата обращения : 12.11.2016). 
Сторителлинг: основные правила [Электронный ресурс] // Edumart.kz: веб-маркет образовательных услуг . - URL : http://edumart.kz/ru/article/storitelling-osnovnye-pravila  (дата обращения : 12.11.2016).
Приемы сторителлинга на уроках [Электронный ресурс] // Сообщество учителей информатики .- URL : http://informatiki.tgl.net.ru/metodika-prepodavanija/storitelling.html (дата обращения : 12.11.2016).

10 комментариев:

  1. Людмила, спасибо за интересный пост, за богатый материал! Буду подробно изучать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, добрый вечер!
      Рада, что информация Вас заинтересовала. Удачи Вам и всех благ, всего самого доброго!

      Удалить
  2. Людмила, никак еще не могу за тему экологии взяться. Ваш богатый материал обязательно использую в работе, интересные новые формы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Олеговна, добрый вечер!
      Понимаю Вас, сама нахожусь в процессе "раскачки", только-только начали проводить мероприятия по экологии. Ничего, год длинный, успеете всё провести. Спасибо за отзыв, рада видеть Вас в блоге. Удачи Вам и креатива в работе, всех благ и благополучия!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила! Очень познавательный пост. Заинтересовала форма массовой работы Сторисек и Сторителлинг. Буду изучать и пробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, добрый вечер!
      Да, эти формы очень интересные, но нужна подготовка и правильная методика проведения, т.е. время на изучение этой формы и приспособление её к своей библиотеке. А времени, как всегда, не хватает... Мне еще понравился синквейн, наши читатели даже участвовали в конкурсе по созданию синквейнов - http://bibliokompas.blogspot.ru/2011/09/blog-post_30.html,
      правда, не по экологии, а на другую тему. Но это конкурс творческий, мне кажется, детям и подросткам понравится.
      Спасибо за комментарий и внимание к блогу. Удачи и всего самого доброго, творческого и позитивного!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Очень интересный пост- целая семинарская рекомендация! Рекомендация к действию. Сразу захотелось попробовать новые формы. С синквейнами я знакома, и применяла не раз, детьми очень хорошо воспринимается. А вот что такое- Сторисек и Сторителлинг, пока не встречала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, добрый вечер!
      Синквейны и их сочинение мне тоже очень нравятся, а про Сторисек и Сторителлинг очень популярно написано, можно попробовать, детей наверняка заинтересует новая необычная форма.
      Спасибо за комментарий и внимание к блогу. Рада видеть Вас в гостях. Всего Вам самого доброго, удачи и всех благ!

      Удалить
  5. Спасибо за актуальную подборку. Эта информация пригодится не только библиотекарям, но и учителям литературы. Отдельная благодарность за большое количество полезных ссылочек)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, добрый день!
      Искренне рада, что информация пригодилась и учителям. Год экологии, конечно, отмечается всеми учреждениями.
      Спасибо за комментарий и внимание к блогу. Рада видеть Вас в гостях. Удачи Вам и всех благ, всего доброго!

      Удалить