среда, 18 мая 2016 г.

В помощь библиотекарю

Летчик А. П. Маресьев
К 100-летию Алексея Петровича Маресьева
«Герои неба, Герои войны»: Алексей Маресьев и другие летчики с его судьбой» (патриотическая беседа для школьников младших и средних классов)
Уважаемые коллеги!
Ранее материалы  к юбилею А. П. Маресьева размещали здесь.
Сотрудник нашей библиотеки Алла Иосифовна Михеева подготовила к 100-летию легендарного летчика, Героя Советского Союза  Алексея Петровича Маресьева патриотическую беседу, которая рассчитана на школьников. В доступной и понятной для современных детей форме она рассказывает не только о жизни, фронтовой судьбе и подвиге Алексея Маресьева, но и приводит интересные данные о других летчиках, которые повторили его подвиг – они тоже летали без ног, на протезах.
При использовании материала беседы, ссылка на блог обязательна!
ЛЕГЕНДАРНЫЙ   МАРЕСЬЕВ.
Алексей Петрович Маресьев. 
Пример воли, мужества, жизнелюбия. От своей мечты он не мог отказаться, даже когда потерял ноги, он упрямо шел к ней, так как очень любил небо. Он никогда не кичился своими победами и не считал их подвигами. Просто не умел жить по-другому.
Родился на Волге в городе Камышине 20 мая 1916 года, четвёртым ребенком в семье. Когда ему было три года - умер отец. Он скончался от ран, полученных на 1-ой мировой войне, где служил окопным солдатом. Мать работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и воспитывала своих мальчиков Петю, Колю, Лешу в строгости. Имела волевой характер, с детства приучала детей к труду. Алёша в детстве был болезненным мальчиком. Сам он про себя говорил, что больше был похож на китайца, чем на русского мальчика, так как часто болел малярией. А ещё у него были серьёзные проблемы с суставами, боли были настолько сильны, что он еле передвигался. Мучили его и головные боли. Ни о каком летном училище не могло идти речи, но мальчик мечтал о небе. После окончания семилетки Алексей пошел учиться в училище ФЗУ на токаря. Так началась его трудовая деятельность.
г. Комсомольск-на-Амуре. 1935 г.
Алексей мечтает стать летчиком и отправляет документы в Московский авиационный институт – МАИ. Но райком комсомола направляет его на строительство г. Комсомольска – на – Амуре. Сначала он отказался от комсомольской путевки, но время было суровое, и ему предложили сдать комсомольский билет. Сгоряча он положил его на стол, но остыв и поговорив с матерью, вернулся в райком комсомола. Как бы сложилась его жизнь, если бы он не поехал на Дальний Восток? Стал бы он летчиком? Проходя медкомиссию перед отъездом, он мог отказаться. Но врач посоветовала ему сменить климат – если он ступит на ту землю, пройдут его болезни. Как в воду глядела. Прибыв на место, Алексей работал обычным лесорубом, строил бараки, кварталы и занимался в аэроклубе. Здоровье стало улучшаться. В 1937 году он призывается в ряды Красной Армии. Его направляют в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Но полетать ему так и не удалось. И только тогда, когда он поступил в Батайское авиационное училище, он впервые поднялся в небо. После окончания училища остался работать в нем инструктором.
Воздушный бой.
Началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года его направили на Юго-Западный фронт. Здесь и произошел его первый боевой вылет, а уже к марту 1942 года им было подбито четыре вражеских самолёта. Затем его направили на Северо-Западный фронт. Четвёртого апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом самолет ЯК-1 Алексея Маресьева был подбит  и приземлился на вражеской территории. Пилот получил ранение в обе ноги. Планируя, он собирался сесть на лесном болоте, занесённым снегом, но мощности самолёта не хватило, и он рухнул на стволы деревьев. Очнувшись, летчик пытался пробраться к линии фронта сначала на ногах, а потом ползком. 18 дней и ночей полз он к линии фронта. Как он выжил - неизвестно. Сам он не любил рассказывать об этом. Питался замерзшими ягодами, корой деревьев, снегом. Его обнаружили еле живого мальчики Саша Вихров и Серёжа Малин из деревни Плав Валдайского района. Около недели колхозники ухаживали и заботились о нём, но обмороженные ноги были сильно воспалены, начиналась гангрена. На телеге еле живого его доставили в госпиталь. Врачи вынесли приговор. Предстояла ампутация обеих ног. Значит -  летать он не сможет никогда! Но Алексей не мог отказаться от своей мечты, от неба и полётов. Не мог он стать инвалидом и обузой. Лёжа в госпитале он начал упорно тренироваться. Не только себя, но и врачей он убедил, что сможет летать. У него был отличный пример – летчик 1-й Мировой войны Прокофьев – Северский.
А.Н. Прокофьев-Северский
Александр Николаевич Прокофьев–Северский русский военный летчик. Учился в Морском кадетском корпусе, окончил его в декабре 1914 года. Умел летать, так как отец был одним из первых самолетовладельцев в России. Шла Первая Мировая война. В России стали создавать авиационные группы для морской разведки. Среди молодых моряков, направленных в Севастопольскую авиационную школу был мичман Прокофьев - Северский. 2 июля 1915 года сдал экзамен и получил звание военного летчика. Летом 1915 года подорвался на собственной бомбе во время боевого вылета и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Но он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, затем на протезе. Летать ему не разрешали. Работал на Петербургском заводе наблюдателем, затем конструктором. Чтобы доказать, что он может летать, во время показательных выступлений без разрешения заменил летчика. Об этом узнал император Николай Второй и захотел увидеть офицера. После величайшего разрешения ему разрешили летать. Молодой авиатор показал себя, как выдающийся летчик. 3 февраля 1917 года ему присвоили чин лейтенанта флота «за отличие». К началу Октябрьской революции он был одним из самых известных летчиков – асов в России. Налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почетное Золотое оружие и орден Святого Георгия 4 степени. Ему посвящены страницы в романе Валентина Пикуля «Моонзунд». История русского летчика послужила примером для возвращения Алексея Маресьева в строй.
В феврале 1943 года он впервые поднялся в небо с протезами вместо ног в летной школе. Тогда же он добился отправки на фронт и прибыл в истребительный полк. На Брянском фронте ему сразу не поверили, но он доказал, что сможет воевать, когда сбил немецкого истребителя. Это была его личная победа и его подвиг. Лишившись обеих ног, он вновь оказался в строю. На Курской дуге в кровавом сражении А. Маресьев доказал, что по праву носит звание одного из лучших Советских летчиков – истребителей. После  ампутации ног совершил 86 боевых вылетов. Сбил 7 самолётов противника и спас жизнь двух советских летчиков. А всего сбил 11 самолетов противника.
После сражения на Курской дуге его направили в лучший санаторий ВВС. Здесь и застал его указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. В представлении командир полка писал, что А. Маресьев не жалея себя, своей крови и жизни сражался против неприятеля, добиваясь отличных результатов в бою, несмотря на физический недостаток. Боевая слава о нем распространилась по всему фронту. К нему приезжали военные
Писатель Борис Полевой
корреспонденты, среди которых был и автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой. Автор дал герою другое имя - всем известное – Мересьев. Книга была издана впервые в 1946 году. Издавалась на русском языке более 80 раз, 49 раз на языках народов СССР. 39 раз издавалась за рубежом. Книга удостоена Сталинской премии.
После своего выхода в отставку Алексей Петрович постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаванием, катанием на коньках, лыжах и велосипеде. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1965 году аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук, народный депутат СССР, с 1983 года – первый заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Подполковник. Награжден орденами и медалями, как советскими, так и зарубежных стран. 8 мая 1967 года участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного солдата в Москве, доставив его из Ленинграда с Марсова поля. 
20 мая 2006 года в день 90–летия со дня рождения А.П. Маресьева в его родном городе Камышине был открыт бронзовый памятник. В историческом краеведческом музее г. Камышина открыт зал Маресьева с уникальными композициями. Почетный гражданин ряда городов: Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре, Стара-Загора Болгарии.
Памятник А. П. Маресьеву в Камышине
Летчики, повторившие подвиг Алексея Маресьева
В числе героев Великой Отечественной войны имя Алексея Маресьева обычно называют одним из первых. Лётчик, потерявший ноги и вопреки судьбе вернувшийся в строй, вызывал восхищение не у одного поколения. Однако немногие знают, что помимо Маресьева в Красной армии было немало и других безногих, безруких и даже полуслепых пилотов. 
Вот краткая информация о летчиках, которые тоже летали, воевали на протезах, без ног. Читаешь и поражаешься мужеству и силе духа этих летчиков и думаешь про себя: «Да, ТАКИЕ люди не могли не победить в войне. Огромное им спасибо и искренняя благодарность от всех ныне живущих в мире и спокойствии россиян».

СОРОКИН ЗАХАР АРТЁМОВИЧ.
(17 марта 1917 – 19 марта 1978)
Лётчик З. А. Сорокин
Советский летчик, герой Советского Союза, герой ВОВ. Летал и воевал без обеих ступней. Он повторил подвиг А. Маресьева. После окончания семи классов, учился в школе ФЗУ и  одновременно в аэроклубе. В 1937 году призван в армию, Окончил Ейское  военно - морское училище, и с 1939 года служил в Севастополе. Война застала его на Черноморском флоте. В июле 1941 года переведён на север. 17 сентября 1941 года награжден Орденом Красного Знамени после сбитых 4-х фашистских самолетов. 25 октября 1941 года во время боя Сорокин совершил воздушный таран, при этом его собственный самолет потерял управление и упал в тундре. Шесть суток летчик добирался до расположения советских частей. Прополз около 70 километров, отморозил обе ноги. Лишился обеих ступней, но вернулся в строй и продолжал уничтожать врагов. Свой седьмой самолет сбил в феврале 1943 года, будучи на протезах. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил ему высокую награду – Орден Британской империи. При этом сказал: «Пока в России есть такие люди, она непобедима». К моменту присвоения звания Героя Советского Союза совершил 117 боевых вылетов, участвовал в 19 воздушных боях, лично сбил 18 самолетов противника, при этом 12 из них будучи на протезах. Служил с 1945 по 1955 год на Черноморском флоте, летал на подаренном лично ему самолете «Тихорецкий комсомолец». После ухода в отставку жил в Москве, работал в Советском комитете ветеранов войны, был членом Союза журналистов СССР. Автор 15 книг.
МиГ-3 лейтенанта З. А. Сорокина

ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ КУЗЬМИН
(21 апреля 1913 – 18 августа 1943)
Летчик Г. П. Кузьмин
На Южном фронте воевал майор Григорий Кузьмин. В конце 1941 года, патрулируя небо в районе Брянска, он обнаружил девять немецких бомбардировщиков. В ходе завязавшегося боя Кузьмин сбил два вражеских самолёта, после чего пошёл на вынужденную посадку. Раненного в ноги лётчика подобрали и выходили крестьяне, однако затем о нём прознали немцы. Попав в плен, Кузьмин бежал из лагеря, месяц воевал в партизанском отряде, пока его не переправили через линию фронта. Уже в госпитале выяснилось, что всё это время пилот ходил на обмороженных ногах. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. После усиленных тренировок он всё же научился ходить на протезах, добился разрешения вернуться в строй и освоил новую модель самолёта. В апреле 1943 года, за четыре месяца до Маресьева, Кузьмину была вручена Золотая Звезда. Но Героем Советского Союза он успел пробыть недолго – в августе 1943 г. лётчик погиб в бою.
"Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нём в городе Заозёрном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя Героя также носит Рыбинская средняя школа. Помнят его и в Донбассе, где красные следопыты школы № 1 города Красный Луч создали стенд, посвящённый его жизни и боевым подвигам.
Имя Героя Советского Союза гвардии майора Георгия Павловича Кузьмина навечно останется в человеческой памяти.

БЕЛОУСОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ
(3 марта 1909 – 7 мая 1998)
Летчик Л. Г. Белоусов
Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник ВОВ. Родился в Одессе, во время Гражданской войны остался без отца. Прибился к отряду красноармейцев-разведчиков и прослужил три года в качестве воспитанника. В 1930 году поступил в Одесское пехотное училище, после его окончания был направлен в Борисоглебск, в Краснознаменную школу военных летчиков. В 1935 году вместе с друзьями направляется на Балтийский флот. Его, как отличника, назначают командиром звена. В 1938 году его ИЛ-16 терпит аварию в сложных метеоусловиях. При вынужденной посадке возник пожар. У Леонида обгорело лицо. Он перенёс 35 пластических операций без наркоза.  Не окончив лечения, возвращается в полк и участвует в войне с финнами 1939-1940 г. С ноября 1940 года назначается командиром 4-й эскадрильи 13-го истребительного полка на полуострове Ханко. С 7 ноября 1941 выполняет задачи по прикрытию «Дороги жизни» на Ладожском озере. В один из боевых дней почувствовал, что ноги перестают слушаться. Казалось, что обгоревшие ноги стали, как гири. В результате началась газовая гангрена правой ноги. В тыловом госпитале Алма-Аты ему ампутировали правую ногу выше колена, а затем и левую. После выписки возвращается в Ленинград, где с помощью боевых товарищей восстанавливает навыки полётов на ПО-2, ЯК-40, ЛА-5,УТИ-4. В этом же 1944 году возвращается в свой полк. В его составе совершает боевые вылеты по прикрытию кораблей, и морскую разведку. Гвардии майор Белоусов произвел 300 боевых вылетов, лично сбил три самолета. Воевал до конца войны. После войны ушел в отставку. В июле 1945 года назначен начальником Ленинградского аэроклуба. Тридцать лет обучал летному делу молодежь. А высокая награда – Герой Советского Союза - нашла Леонида Белоусова только в 1957 году. За мужества и доблесть.

ЛЕБЕДЬ АНАТОЛИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
(10 мая 1963 – 27 апреля 2012)
Летчик А. В. Лебедь
Офицер 45-го отдельного Гвардейского орденов Кутузова и Александра Невского, разведывательного полка специального назначения, гвардии подполковник спецназа ВДВ, Герой Российской Федерации (2005г.), кавалер Ордена Святого Георгия 4-степени (2008г.) Родился в Эстонии. Во время учёбы в ПТУ №11 занимался парашютным спортом. Имел около 300 прыжков. С первого раза не поступил в Борисоглебское летное училище, и в 1981 году был призван в ряды Советской Армии. Служил в должности командира отделения в отдельной десантно-штурмовой бригаде в Казахстане. В 1986 году окончил Ломоносовское военное авиационно-техническое училище. Получил направление в 307-й вертолётный полк в Забайкалье, но вскоре был направлен в Туркестанский военный округ, где проходил подготовку к выполнению задач в Афганистане. Полтора года прослужил в Афганистане в составе вертолетной эскадрильи. Совершал боевые вылеты в качестве борттехника вертолета МИ-8. Эвакуировал раненных, участвовал в поисках и уничтожении караванов оружия, захвата боеприпасов и снаряжения противника. Позже служил в Группе Советских войск в Германии, Забайкальском и Сибирском военных округах в вертолетных полках. 
В 1994 году уволился в запас, работал в фонде ветеранов Афганистана в Подмосковье. Добровольцем воевал на Балканах, но не любил об этом рассказывать. Купив экипировку, заключил в Москве контракт и в 1999 году принял участие в военной операции на Северном Кавказе. Воевал в Махачкале, защищая Дагестан от нападения боевиков. 
Когда военная операция переместилась на территорию Чечни, служил в войсках ВДВ  в Гудермесе, в Аргуне, Грозном. 25 июня 2003 года в горах под Улус-Кертом подорвался на мине в Аргунском ущелье, в результате чего ему ампутировали правую ступню. Командование пошло навстречу боевому офицеру и разрешило продолжать службу на протезе. 
9 января 2005 года лично уничтожил трех боевиков в неравном бою и спас своих раненых товарищей. В одном из последующих боев прикрыл собственным телом рядового солдата от выстрела гранатомета. Получив осколочное ранение в поясницу, продолжал командовать головным дозором. В результате была захвачена база боевиков и уничтожен связной Шамиля Басаева. За мужество, героизм, проявленные при исполнении воинского долга, капитану Лебедю А. В.,  присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2008 году за участие в боевых действиях  с Грузией награжден Орденом Святого Георгия. Нелепая смерть  в дорожно-транспортном происшествии оборвала жизнь Героя. Похоронен он на Аллеи Героев Преображенского кладбища в Москве.

Так сражались и сражаются Герои России. Подвиг их передается из поколения в поколение. И нам надо просто помнить об этом всегда, рассказывая своим детям и внукам о бесстрашии и мужестве наших легендарных летчиков.
Полезные ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий