среда, 11 сентября 2013 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы
(сентябрь, 2013 года)
Дорогие  коллеги!
Думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня, чтобы работать с читателем, нужна высочайшая компетенция современного библиотекаря, необходимо умение найти нужную информацию для читателя с применением новых информационных технологий.
Предлагаю вашему вниманию новые книги по библиотечному делу, которые  мы только что получили по подписке. Две из них  как раз связаны с применением информационных технологий в библиотеках. Эти книги, несомненно, актуальны  и будут  полезны и интересны  как библиотекарям-практикам, так и студентам – нашим  будущим  коллегам.
1) Алёшин, Л. И. Мультимедиа и реклама : учебное пособие / Л. И. Алешин. – Москва : Литера, 2012. – 376 с. – (Современная библиотека).
Автор пособия -  Леонид Ильич Алёшин – кандидат педагогических наук, доцент. Преподавал в разных московских вузах  дисциплины: Информатика, Технические средства информатизации, Информационные технологии и др. Работал в библиотеках вузов Москвы (МГУКИ, РГГУ и др). Имеет 130 публикаций, среди которых более 30 учебно-методических материалов и учебных программ, в том числе книги: Автоматизация в библиотеке (2001 г.), Информационные технологии (2004, 2005 гг.), Безопасность в библиотеке (2005 г.), Автоматизированные информационные системы (2006 г.), Информационные технологии и системы (2008 г.) и др.
Л. И. Алёшин
В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные теоретические и практические аспекты создания и дизайна мультимедийных презентаций и рекламных роликов, сайтов с использованием различного программного обеспечения, а также терминологический аппарат и др. сведения.
Пособие предназначено для учащихся, студентов библиотечно-библиографических, информационных, музейных, архивных, рекламных и иных специальностей и специализаций. Оно также представляет интерес для аспирантов, преподавателей и практиков. Книга может быть полезна для широкого круга читателей, в том числе специалистов, занимающихся информационными технологиями в различных организациях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЛЬТИМЕДИА
Контрольные вопросы
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЕКЛАМЫ
Контрольные вопросы
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИЗАЙНА
Контрольные вопросы
Тема 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА МУЛЬТИМЕДИА
Контрольные вопросы
Тема 5. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ  
Контрольные вопросы
Тема 6. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ
Контрольные вопросы
Тема 7. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В POWERPOINT
Контрольные вопросы
Тема 8. СОЗДАНИЕ ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЙ
Контрольные вопросы
Тема 9. ИНТЕРНЕТ-УСЛУГИ
Контрольные вопросы
Тема 10. ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ПРОДУКТЫ
Контрольные вопросы
Тема 11. WЕВ-САЙТЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА
Контрольные вопросы
Тема 12. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РЕКЛАМЫ
Контрольные вопросы
Литература
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

2) Голенок, Л. Н. Лидерство   в   библиотеках:   Региональный   профиль:   учеб.-метод. пособие / Л. Н. Голенок. - Москва: Литера, 2012. - 96 с. – (Современная библиотека)
Автор  данного пособия – ГОЛЕНОК  ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - профессор кафедры библиотековедения СГАКИ (Самарской государственной академии культуры и искусств), заслуженный работник культуры РФ. Автор более 150 учебно-методических и научных публикаций. Область профессиональных интересов: библиотековедение, информационный менеджмент, игровое моделирование, социология.
Автором предпринята адаптация профиля евроменеджера с целью ха-рактеристики инструментального пакета компетенций лидера региональной библиотеки.

Основная цель пособия - научить продуктивно использовать инструментарий лидерства в библиотеке. Оно является логическим продолжением учебной дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (БИД)». Инструментальный (деловой) подход к лидерству основан на ряде теоретических концепций, составивших содержание 1-й главы:
компетентностный подход к лидеру библиотеки в сравнении
с профилем евроменеджера;
• теория творческих стилей и ролевое поведение лидера:
• алгоритм шагов от менеджера до лидера в условиях экономического кризиса проиллюстрирован образцами преодоления его последствий руководителями муниципальных библиотек Самарской области.

Во 2-й главе модель лидерства представлена характеристикой ролевых функций лидеров библиотек в рамках основных сфер деятельности: техники принятия управленческих решений, презентаций, индивидуальной работы.
Схематичное изложение модели дополнено практическими образцами лидерства в форматах профессиональных эссе.

3-я глава включает культурно-этические и профессиональные характеристики лидеров региональных библиотек. Отмечена дискуссионность проблемы делового взаимодействия библиотечных интеллигентов-управленцев с интеллектуалами и его новым слоем - сетевой элитой информационного поля деятельности.
Образцы ролевого поведения харизматичных лидеров, а также соотношение интеллигентности и прагматизма среди сотрудников Поволжско-Уральокого региона  выявлены по результатам их тестирования/самотестирования.
Глава завершается классификацией деловых культур в организационном окружении библиотек и оценкой методов деловых контактов в диапазоне от столкновений  до взаимопонимания.

В 4-й главе интернет-деятельность лидеров библиотек представлена как результат применения имидж-технологий для построения коммуникативных связей с приоритетными сетевыми сообществами.
Теоретические модели и технологические инструменты лидерства проиллюстрированы образцами управленческих решений 20 лидеров библиотек Самарского региона. Сведения о них систематизированы в «Именном указателе».
Голенок  Л. Н.
В главах учебного пособия приведены образцы лидерства в инновациях библиотек Хабаровского края, Волгоградской области, Поволжско-Уральского региона, Западной Сибири, г. Москвы.
В приложениях даны схемы практических заданий, разработанных на основе современных технологий креативного менеджмента: тесты-анкеты, профессиональное эссе, экспертные оценки интернет-имиджа и культуры сетевого поведения библиотекарей-управленцев.
Дидактический тест «Лидерство в библиотеках» служит средством самоконтроля за степенью освоения содержания учебного пособия в целом.
Пособие адресовано студентам профильных вузов; библиотекарям, специализирующимся в современных технологиях управления.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. ЛИДЕРСТВО - ПРИЗНАК КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Основные понятия
1.2.Стиль лидерства
Глава 2.МОДЕЛЬ ЛИДЕРСТВА
2.1.Ролевые функции
2.2.Формат эссе
Глава 3. КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЛИДЕРОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
3.1.Интеллигентность и прагматизм
3.2.Деловая культура
Глава 4. ИНТЕРНЕТ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИДЕРОВ  РЕГИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
4.1. Инструментарий лидеров общедоступных библиотек
4.2.Интернет-усилия лидеров вузовских библиотек 
4.3.ВнутриОрганизационная интернет-деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений
Именной указатель

ПРИЛОЖЕНИЯ 1-7
1.Эссе «Выпускница СГАКИ – лидер библиотечного сообщества»
2.Тест «Харизматические признаки лидера региональной библиотеки»
3.Тест «Деловая культура: метод кросс-культурного сравнения»
4.Тест-анкета «Образ библиотеки глазами читателя/менеджера библиотеки»
5.Интернет-имидж лидера региональной библиотеки: схема экспертной оценки
6.Культура веб-поведения менеджера БИД: схема экспертной оценки блога/форума
7.Дидактический тест по дисциплине «Лидерство  в библиотеках»
3) Степанов, В. К. Применение Интернета в библиотечных процессах / В. К. Степанов. - Москва: Литера, 2013. - 320 с. – (Современная библиотека).
СТЕПАНОВ ВАДИМ КОНСТАНТИНОВИЧ - профессор Кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем Московского Государственного университета культуры и искусств. Один из основных российских экспертов в области применения Интернета в деятельности библиотек, автор более 120 публикаций на данную тему. С 1997 г. регулярно проводит очные и дистанционные авторские тренинги для библиотекарей России и СНГ по различным аспектам использования цифровых приложений в библиотечных процессах.
Web-сайт В. К. Степанова: www.vadimstepanov.ru

Степанов В. К.
Рекомендуемая книга позволит вооружить читателей всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими использовать Интернет в различных библиотечных процессах. Воспитать у библиотекарей готовность к новой реальности, информационной деятельности, в которой именно интернет-технологии будут определять стратегию, тактику и методы библиотечного обслуживания.
Эта книга имеет учебную направленность. Она будет интересна как библиотекарям-практикам, применяющим или планирующим применять Интернет в своей работе, так и студентам средних профессиональных и высших учебных заведений, готовящих библиотекарей и информационных менеджеров.
Издание дополнено  DVD-диском, содержащим помимо текста книги последние на момент его подготовки версии программного обеспечения, которое является обязательным для установки на компьютерах библиотек или может эффективно использоваться в отдельных библиотечных процессах.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
Глава 1. ИСТОРИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
1.1.Зарождение и эволюция глобальных компьютерных сетей
1.2.Организационно-технологическая структура Интернета
1.3.Система адресации в Интернете
1.4.Ключевые тенденции современного развития Интернета
Глава 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ
2.1.Программное обеспечение для работы в Интернете
2.2.Меры безопасности при работе в Сети
Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В КОМПЛЕКТОВАНИИ И ОБРАБОТКЕ ДОКУМЕНТОВ. ОПИСАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
3.1.Применение Интернета при комплектовании фондов библиотек
3.2.Применение Интернета в процессах каталогизации
3.3.Понятие «электронный документ» и библиографическое описание интернет-ресурсов
3.3.1.Библиографическое описание электронных документов
3.3.2.Правила использования электронных документов в научных трудах
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
4.1.Проект МАРС
4.2.Виртуальные справочные службы
4.3.Профессиональный поиск информации в Интернете
4.3.1.Инструменты информационного поиска
4.3.2.Стратегия и методика профессионального информационного поиск
4.4.Справочные и библиографические ресурсы Интернета
4.4.1.Справочные ресурсы Интернета
4.4.2.Библиографические ресурсы Интернета
4.4.3.Особенности библиографических разысканий в Интернете
Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТА В РАБОТЕ С ФОНДОМ И ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ
5.1.Правила предоставления доступа к Интернету читателям библиотек
5.2.Цифровые библиотеки как составная часть фонда
5.2.1.Электронные коллекции текстов
5.2.2.Коммерческие полнотекстовые базы данных
5.2.3.Электронно-библиотечные системы
5.3.Устройства для чтения и их применение в библиотеках
Глава 6.ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БИБЛИОТЕКИ В ИНТЕРНЕТЕ
6.1.Создание и продвижение веб-сайта библиотеки
6.1.1.Требования к веб-сайту библиотеки
6.1.2.Методы продвижения веб-сайта библиотеки
6.2.Веб 2.0 и Библиотека 2.0
6.2.1.Использование Веб 2.0 в библиотечных процессах
6.3.1.Библиотека 2.0
Послесловие
Краткий словарь интернет-терминов
Список рекомендуемой литературы
Полезные ссылки:

2 комментария:

  1. Уважаемые коллеги!!! А есть ли, что-то новое за 2015 год????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Новое есть в блоге у Мирославы - http://zapiski56789.blogspot.ru/p/blog-page_2.html , я не стала повторяться. Спасибо за вопрос, сейчас добавлю ссылочку в пост. Удачи Вам и успехов в нашем библиотечном деле!

      Удалить