От Индии до Китая: книги о восточных женщинах
Дорогие друзья!
Тема Востока неизменно вызывает интерес у читателей. Когда 2018 год был объявлен в нашей стране Годом Японии в России, мы почувствовали возросший интерес к литературе и культуре этой страны
В массовой культуре и в школе больше внимания уделяется западным странам, но, тем не менее, Индия, Китай, Корея, Япония неизменно влекут нас своей самобытностью. Как живут женщины в этих странах? О чем они мечтают? От чего страдают и чего боятся? И отличается ли современная девушка от своих предшественниц из прошлых веков?
Здесь собраны романы о восточных женщинах. Эти героини выросли в разных семьях, странах и эпохах, но их судьбы неуловимо похожи: каждой из них приходится раз за разом доказывать свое право на полноценную жизнь, любовь, карьеру и место под солнцем.
Индия
Художница из Джайпура.
Алка Джоши
Индия, 50-е годы прошлого века. Лакшми родилась в эпоху, когда у женщин в ее стране не было ни собственного голоса, ни права выбора. Еще в пятнадцать лет главную героиню романа «Художница из Джайпура» насильно выдали замуж за жестокого, своенравного человека. Жизнь Лакшми могла бы пройти в покорности и смирении — точно так же, как и у тысяч других индийских женщин того времени, — но эта девушка оказалась не из тех, кто готов терпеть унижение и насилие.
Лакшми удалось совершить побег и добиться невиданных для женщины тех лет высот в карьере. Она стала лучшей художницей мехенди в Джайпуре. Представительницы высшего общества приходят к ней, чтобы расписать руки хной, а заодно, будто по мановению волшебной палочки (или кисти), избавиться от недугов, забот и тяжких мыслей. Жизнь Лакшми размерена и спокойна, но однажды все меняется: ее находит бывший муж. И он жаждет восстановить порядок, так бесстрашно нарушенный художницей.
Писательница Алка Джоши на примере Лакшми демонстрирует читателю судьбу целого поколения индийских женщин, чьи особенности жизни могут поразить и напугать. Но одновременно с этим стойкость и смелость главной героини, выступившей против устоявшихся законов и традиций, точно способны вдохновить.
Залив девочек.
Александра Нарин
Александра Нарин собрала в своем романе «Залив девочек» сразу несколько ярких образов женщин, чья жизнь полностью подчинена жестоким законам и обычаям Индии. Невозможность выйти замуж по любви из-за разницы в вероисповедании, сиротство, нищета, одиночество, бесправность — все это испытали на себе девушки из книги писательницы.
Грейс с самого детства помогает отцу содержать приют для брошенных девочек и должна забыть о своей мечте стать художницей. Аафрин, спасаясь с матерью от жестокого отца, попадает на шелковую фабрику, где эксплуатируют детский труд. Васундхара вынуждена всю жизнь терпеть одержимого кастовым превосходством мужа и хоронить дочерей, ведь супруг запрещает ей оставлять новорожденных девочек в живых, требуя сына.
Впрочем, всех этих женщин объединяет одно: сила духа, которая помогает им даже в безвыходных обстоятельствах оставаться несломленными, любящими, надеющимися на маленький кусочек счастья. А будет ли это счастье, решат всемогущие боги, под пристальным взглядом которых живут индийцы.
Япония
Пятьдесят слов дождя.
Аша Лемми
Маленькая Нори никогда не знала материнской любви и ласки. Она появилась на свет в середине XX века в богатой и знатной семье — поговаривали, будто в дальних родственниках у Камидзе числится кто-то из императорского рода. Вот только Нори была рождена незаконно. Чтобы скрыть позор, бабушка забрала малышку к себе. На протяжении долгих лет девочке запрещено было покидать пределы дома, а кроме того, она вынуждена была терпеть бесконечные процедуры отбеливания — так бабка пыталась хоть немного приблизить цвет ее кожи к аристократическому идеалу.
Все изменилось лишь с появлением в доме старшего брата — Акиры. Талантливый музыкант, он познакомил сестренку со скрипкой и подарил ей возможность увидеть внешний мир. Вот только счастье было совсем кратким, и впереди Нори ждала целая череда тяжких испытаний.
Роман Аши Лемми «Пятьдесят слов дождя» — сторонний взгляд на японскую культуру, консервативные нравы и обычаи прошлого века. Вместе с Нори читателям предстоит узнать самые неприглядные факты о Японии, испугаться, разочароваться и пролить немало слез в беспокойстве за ребенка, которому просто суждено было родиться не в то время и не в том месте.
Корея
Непостижимая ночь, неразгаданный день.
Пэ Суа
Актрису Аями увольняют из сеульского аудиотеатра. Лишившись единственного заработка, она в расстроенных чувствах отправляется бродить по летнему городу в компании своего бывшего начальника. Позже ее попутчик уступает место таинственному поэту, с кем Аями проводит долгие часы в философских разговорах об искусстве, любви, еде и загадочной, пугающей Северной Корее.
Постепенно реальность будто бы смазывается, все больше начиная напоминать сюрреалистический сон или безумное видение — плод воспаленной фантазии Аями. Отличить бред от реальности практически невозможно. И удастся ли бывшей актрисе выбраться из плена дурного сна, не знает даже она сама.
Роман «Непостижимая ночь, неразгаданный день», написанный одним из ведущих авторов корейской литературы, лишь на первый взгляд может показаться потоком сознания сумасшедшей актрисы. Отсутствие четкой сюжетной линии сполна компенсируется яркими, гипнотическими образами, которые, будто разноцветные детали, в конце концов составляют большую мозаику под названием «Южная Корея» — с ее странностями, неясными для европейца, удивительными традициями и совершенно иными взглядами на жизнь.
Прошу, найди маму.
Син Гёнсук
Героиня романа Син Гёнсук «Прошу, найди маму» не присутствует в сюжете физически. Ее исчезновение случается в самой завязке книги. Но постепенно из воспоминаний детей и мужа и внезапно открывающихся фактов возникает портрет пожилой Пак Сонё, буквально растворившейся в толпе Сеульского вокзала.
Жизнь кореянки даже в современном обществе, не говоря о прошлом веке, подчинена довольно строгим правилам. Так, Сонё отдали замуж без ее согласия — за человека, которого та практически не знала. А вся ее жизнь была посвящена воспитанию детей, тяжкой работе, мужу, — и времени для самой себя за долгие годы у нее так и не нашлось. Родные привыкла воспринимать жертвенность Сонё как должное, но была ли она хоть раз по-настоящему счастлива в своем безусловном служении семье?
«Прошу, найди маму» — пронзительная история женщины, вынужденной много лет хранить свою тайну. По иронии судьбы секрет до самого ее исчезновения оставался нераскрытым лишь по одной причине — никто не интересовался переживаниями Сонё. И теперь у родственников есть достаточно времени, чтобы узнать маму поближе, пожалеть ее и попытаться понять. Но не слишком ли поздно делать это сейчас?
Китай
Большая грудь, широкий зад.
Мо Янь
Шангуань Лу — мать по призванию. Долгие годы ей не удавалось исполнить единственную свою мечту — родить сына. На свет появлялись одни дочки, и вот, наконец, после восьми девочек — долгожданный мальчишка. Правда, вместе с радостью в дом героини романа Мо Яня пришла беда. Японское вторжение и гражданская война в родной стране вынудили Шангуань в одиночку поднимать детей, бесконечно работать и забыть о собственном благополучии. А залюбленный сын учится у нее честности, силе духа и настоящей любви.
«Большая грудь, широкий зад» — это роман-путешествие в Китай прошлого века. Но будьте готовы к тому, что эта прогулка вовсе не будет легкой. Мо Янь демонстрирует своим читателям самые неприглядные, а порой и откровенно омерзительные стороны жизни в Поднебесной. Вместе с тем ему удастся воссоздать глубокий, отчасти трагический портрет не только отдельно взятой семьи, но и целой страны, история которой знает немало кровавых смен власти, войн и других потрясений.
Интересные ссылки
Комментариев нет:
Отправить комментарий