вторник, 26 марта 2019 г.

2019 – Год театра в России

27 марта – Всемирный день театра. 
СТИХИ о ТЕАТРЕ
Дорогие друзья!
Год театра в самом разгаре. 27 марта мы отмечаем Всемирный день театра. Он был установлен 10 июня 1961 года на IX конгрессе Международного института театра.
Ежегодно 27 марта отмечают не только мастера сцены и работники театра всех стран мира, но и миллионы неравнодушных зрителей.
Традиционно праздник проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
Слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron, что значит «место, где смотрят». 
Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.
Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. 
Первая театральная игра состоялась в Древнем Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии о боге Осирисе.
По случаю этого замечательного праздника в современных театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей, а лучшие работники театров и художественных коллективов в этот день получают поздравления и награды.
В 1965 году в честь этого праздника была выпущена почтовая марка «27 марта - Международный день театра» номиналом 6 копеек тиражом 4 000 000 экземпляров.
На марке художник П. Бендель изобразил здание Государственного академического Большого театра СССР (архитектор О. Бове, проект А. Михайлова, скульптурная группа П. Клодта).

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию подборку стихов о театре, которая состоит из стихов как известных, так и неизвестных широкому кругу читателей имен поэтов. Возможно, вам пригодятся стихи в проведении массовых мероприятий.
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Ю. Ким

ТЕАТР
Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Театр - и работа, и дом, где живем,
Театр - здесь себя до конца отдаем.
В театре родимся, в театре умрем.
Ведь чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Я по натуре жуткий театрал,
Я с детства подцепил эту заразу,
Во многих я театрах умирал -
И лишь в анатомическом ни разу.

В полумраке зала прожекторы светят,
И снова на сцену актёрам пора.
Заботы и беды пусть останутся дома.
Здесь сказка и правда, здесь жизни игра.

Идей суматоха и соли три пуда,
Волнения дрожь и таланта искра.
Из книжного образа рождается чудо,
И нашей частицей уходит в сердца.

Уходит от нас, след щемящий оставив,
Но мы переполнены трепетным чувством.
Когда на мгновенье касаются души,
Того, что на свете зовётся искусством.

И может запомнят, а может забудут.
Не так это важно и нас не пугает.
Ведь зеркало сцены, как зеркало жизни,
Лишь искренность сердца в себе отражает.
Юрий Солов
Так непросто вернуться на землю из мира молчания,
Обретая надежду, что это еще не финал...
Снова занавес. Снова партер. И немое признание
Расстояния нас разделяющих сотен зеркал.

Я прошла сквозь отчаянье, скорбь и немое смирение,
Растеряв вдохновение и не подняв головы…
…Только взгляд, пробуравивший душу на долю мгновения…
Только искра… И пламя… И недоуменное: «Вы?!.»

Я ловлю отрешенно изменчивость Вашего голоса,
Ощущая неведомой силы упругую нить…
И проносятся мимо, звеня, черно-белые полосы.
Я могу восхищаться, сгорать! Это значит – и жить!...

Принимая букеты, читая девичьи послания,
Вы утонете в плюшевых зайцах, негромко смеясь…
Я хочу, чтобы слышали Вы и такие признания:
«Я сегодня была на спектакле! Я вновь родилась!»
Ксения Гришкина

Театр
Театр! Мой смысл, затерянный в пространстве,
Манящий души, словно в мир иной,
Увековечен в клоунском убранстве,
Сокрытый плюша мёртвой тишиной.

Лишь отголоском пробудившей веры,
И эхом таинства, и шелестом кулис,
Заставил в невозможное поверить,
И музой Гения над миром вознестись.

Театр! Мой Бог, моё святое бремя -
Возможность жить, творить и созидать.
Пронзил века, пространство он и время,
Чтоб править бал и миром управлять.

Там запах слёз и счастья, и страданий,
Там боль и страх, рыдания и смех,
Там, затаив в волнении дыханье,
По праву ждёт заслуженный успех.

Оваций бурных верная награда -
За тяжкий труд, за пот и кровь порой.
За жизнь и смерть, от рая и до ада -
Отмечен путь блистательной игрой.

Театр! Мой мир, введя в свои покои,
В свой храм добра, надежды и любви,
От груза дней прошедших успокоит -
И от недуга будней исцелит.
Галина Юдина

Я выхожу на сцену (песня)
Миг наступил бесценный,
в этом вся жизнь моя.
Я выхожу на сцену:
- Здравствуйте, вот он Я.
Верьте в моё старание,
слово я вам даю.
Всё, чем живу, сыграю,
всё, что смогу - спою.

Так уж актёр устроен,
радуясь и скорбя.
Он оставляет в роли
часть самого себя.
Слёзы и смех наш бодрый,
нашу мечту и боль
Можно назвать работой,
лучше назвать судьбой.

В ней мы кричим от счастья,
встретив свою любовь,
И умираем часто,
и воскресаем вновь.
И никогда не тужим,
бедам любым назло.
Нам согревает душу,
ваших сердец тепло.

Даже стареть не страшно,
всё ещё верю я -
Встретится мне однажды
лучшая роль моя.
Встретится мне однажды,
может быть, главная роль моя. 
Ресурс «Стихи о театре и актёрах» (https://poemata.ru/poems/theater-and-actors/) содержит 275 стихотворений русских и зарубежных поэтов-классиков о театре и актёрах, а также интересные произведения современных авторов (ниже приведены некоторые из них)

Наш мир - театр. На сцене света...
Наш мир — театр. На сцене света
Играть нам роли суждено,
В репертуаре жизни этой
Пиесы те же уж давно:
Любовь — ошиканная драма,
Честь — историческая быль,
Приязнь — на век наш эпиграмма,
И Совесть — шутка-водевиль.
Мы в жизни бенефицианты.
Вся трудность в том, что надо знать,
Чтоб показать свои таланты,
Какую пьесу разыграть:
В Любви и Дружбе мало смеху,
От Чести выгодой не льстись,
А Совесть дай толпе в потеху,-
Так схватишь славный бенефис!  
Н. А. Некрасов

За кулисами
Идет спектакль,- 
испытанное судно, 
покинув берег, в плаванье идет. 
Бесповоротно, слаженно и трудно, 
весь — действие, 
весь — точность, 
весь — расчет, 
идет корабль. 
Поскрипывают снасти. 
Идет корабль, полотнами шурша. 
Встает актер, почти летя от счастья, 
почти морскими ветрами дыша. 
Пускай под гримом он в потоках пота, 
пускай порой вздыхает о земле, 
ведет корабль железная работа, 
и он — матрос на этом корабле. 
Он должен рассмешить и опечалить, 
в чужие души истину вдохнуть, 
поспорить с бурей, к берегу причалить 
и стаю чаек с берега спугнуть! 
1945
Маргарита Алигер

Старая актриса
В позолоченной комнате стиля ампир, 
Где шнурками затянуты кресла, 
Театральной Москвы позабытый кумир 
И владычица наша воскресла. 

В затрапезе похожа она на щегла, 
В три погибели скорчилось тело. 
А ведь, Боже, какая актриса была 
И какими умами владела! 

Что-то было нездешнее в каждой черте 
Этой женщины, юной и стройной, 
И лежал на тревожной ее красоте 
Отпечаток Италии знойной. 

Ныне домик ее превратился в музей, 
Где жива ее прежняя слава, 
Где старуха подчас удивляет друзей 
Своевольем капризного нрава. 

Орденов ей и званий немало дано, 
И она пребывает в надежде, 
Что красе ее вечно сиять суждено 
В этом доме, как некогда прежде. 

Здесь картины, портреты, альбомы, венки, 
Здесь дыхание южных растений, 
И они ее образ, годам вопреки, 
Сохранят для иных поколений. 

И не важно, не важно, что в дальнем углу, 
В полутемном и низком подвале, 
Бесприютная девочка спит на полу, 
На тряпичном своем одеяле! 

Здесь у тетки-актрисы из милости ей 
Предоставлена нынче квартира. 
Здесь она выбивает ковры у дверей, 
Пыль и плесень стирает с ампира. 

И когда ее старая тетка бранит, 
И считает и прячет монеты,- 
О, с каким удивленьем ребенок глядит 
На прекрасные эти портреты! 

Разве девочка может понять до конца, 
Почему, поражая нам чувства, 
Поднимает над миром такие сердца 
Неразумная сила искусства! 
1956
Николай Заболоцкий
После театра
… Бутафория формы, 
фонари из фанеры, 
кровельный гром, 
граммы грима, а князь 
Мышкин — 
актёр Смоктуновский… 

Но из театра вышел — 
покрупнели звёзды. 
Листья 
сухие, как эрмитажная мумия жреца, 
стали живыми — наступить боюсь. 

Людей увеличивая 
в несколько веков, 
городом иду. 
1979
Валентин Катарсин

В театре
Переходы, коридоры, уборные, 
Лестница витая, полутемная; 
Разговоры, споры упорные, 
На дверях занавески нескромные. 

Пахнет пылью, скипидаром, белилами, 
Издали доносятся овации, 
Балкончик с шаткими перилами, 
Чтоб смотреть на полу декорации. 

Долгие часы ожидания, 
Болтовня с маленькими актрисами, 
По уборным, по фойе блуждание, 
То в мастерской, то за кулисами. 

Вы придете совсем неожиданно, 
Звонко стуча по коридору, — 
О, сколько значенья придано 
Походке, улыбке, взору! 

Сладко быть при всех поцелованным. 
С приветом, казалось бы, бездушным, 
Сердцем внимать окованным 
Милым словам равнодушным. 

Как люблю я стены посыревшие 
Белого зрительного зала, 
Сукна на сцене серевшие, 
Ревности жало! 
1907
Михаил Кузмин

Актриса
На сцене я для всех загадка: 
Иначе действую, хожу, 
Смотрю так весело, так сладко, 
Что хоть кого обворожу. 
Но посмотрите за кулисы, 
Там изменяюсь я тотчас — 
Театр, актеры и актрисы 
Не то на деле, что для глаз! 

Что вас в театре занимает, 
Что вас из кресел и из лож 
Так веселит, так поражает — 
Всё подражание, всё ложь! 
У нас поддельные картины, 
Умны мы — от чужих речей, 
Природа наша — из холстины, 
А солнце наше — из свечей. 

Рассчитаны движенья наши. 
Суфлер — вот наше волшебство, 
И сами мы, кумиры ваши,- 
Актеры, больше ничего! 
За нами можно волочиться 
В честь нашей славе и красе, 
Мы даже любим тем гордиться — 
Мы те же женщины, как все. 
Поклонников у каждой вволю, 
На сцену явится едва! 
И на мою, признаться, долю 
Их также есть десятка два! 

Они болтливы все, любезны, 
И даже остры на полдня, 
Притом они мне и полезны: 
Они так хвалят все меня! 
В честь мне дрожат в театре стены 
От их здоровых, крепких рук, 
А я за то порой со сцены 
Им глазки делаю — всем вдруг! 
1841
Николай Некрасов
Реформа театра
Диспут 
«Нам не надо режиссера!» — 
С жаром вымолвил актер. 
«Обойдемся без актера!» — 
Крикнул пылкий режиссер. 

«Для меня марионетка 
Интересней, чем актер!» — 
Пояснил умно и едко 
Гениальный режиссер. 

«Лучше воля коллектива, 
Чем единый режиссер!» — 
Заявил красноречиво 
Образованный актер. 

«Нам не нужен литератор!» — 
Произнес свой приговор 
Режиссер-импровизатор, 
Радикальный режиссер. 

«Не нужны нам декоратор, 
Костюмер и бутафор. 
Будет голым наш театр, 
Голым будет и актер!..» 

Зритель молвил: «Слышу слышу! 
Все вы — лишний элемент!» 
И отправился «на крышу» 
Посмотреть дивертисмент.
Самуил Маршак

Театры
Рассказ о взлезших на подмосток
Аршинной буквою графишь,
И зазывают в вечер с досок
Зрачки малеванных афиш.
Автомобиль подкрасил губы
У блеклой женщины Карьера,
А с прилетавших рвали шубы
Два огневые фокстерьера.

И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
Владимир Маяковский

Олегу Ефремову
Мы из породы битых, но живучих, 
Мы помним все, нам память дорога. 
Я говорю как МХАТовский лазутчик, 
Заброшенный в Таганку — в тыл врага. 

Теперь в обнимку, как боксеры в клинче, 
И я, когда-то МХАТовский студент, 
Олегу Николаевичу нынче 
Докладываю данные развед… 

Что на Таганке той толпа нахальная, 
У кассы давятся — Гоморр, Содом!- 
Цыганки с картами, дорога дальняя, 
И снова строится казенный дом. 

При всех делах таганцы с вами схожи, 
Хотя, конечно, разницу найдешь: 
Спектаклям МХАТа рукоплещут ложи, 
А те, без ложной скромности, без лож. 

В свой полувек Олег на век моложе — 
Вторая жизнь в замен семи смертей, 
Из-за того, что есть в театре ложи, 
Ты можешь смело приглашать гостей. 

Таганцы ваших авторов хватают, 
И тоже научились «брать нутром», 
У них гурьбой Булгакова играют, 
И Пушкина — опять же впятером. 

Шагают роты в выкладке на марше, 
Двум ротным — ордена за марш-бросок! 
Всего на десять лет Любимов старше, 
Плюс «Десять дней...» — но разве это срок?! 

Гадали разное — года в гаданиях: 
Мол, доиграются — и грянет гром. 
К тому ж кирпичики на новых зданиях 
Напоминают всем казенный дом. 

В истории искать примеры надо — 
Был на Руси такой же человек, 
Он щит прибил к воротам Цареграда 
И звался тоже, кажется,… 

Семь лет назад ты въехал в двери МХАТа, 
Влетел на белом княжеском коне. 
Ты сталь сварил, теперь все ждут проката — 
И изнутри, конечно, и извне. 

На МХАТовскую мельницу налили 
Расплав горячий — это удалось. 
Чуть было «Чайке» крылья не спалили, 
Но слава богу, славой обошлось. 

Во многом совпадают интересы: 
В Таганке пьют за старый Новый год, 
В обоих коллективах «мерседесы», 
Вот только «Чаек» нам недостает. 

А на Таганке — там возня повальная, 
Перед гастролями она бурлит,- 
Им предстоит в Париж дорога дальняя, 
Но «Птица синяя» не предстоит. 

Здесь режиссер в актере умирает, 
Но — вот вам парадокс и перегиб: 
Сева — Севу каждый знает — 
В Ефремове чуть было не погиб. 

Нет, право, мы похожи, даже в споре, 
Живем и против правды не грешим: 
Я тоже чуть не умер в режиссере 
И, кстати, с удовольствием большим… 

Идут во МХАТ актеры, и едва ли 
Затем, что больше платят за труды. 
Но дай Бог счастья тем, кто на бульваре, 
Где чище стали Чистые пруды! 

Тоскуй, Олег, в минуты дорогие 
По вечно и доподлинно живым! 
Все понимают эту ностальгию 
По бывшим современникам твоим. 

Волхвы пророчили концы печальные: 
Мол, змеи в черепе коня живут… 
А мне вот кажется, дороги дальние, 
Глядишь, когда-нибудь и совпадут. 

Ученые, конечно, не наврали. 
Но ведь страна искусств — страна чудес, 
Развитье здесь идет не по спирали, 
A вкривь и вкось, вразрез, наперерез. 

Затихла брань, но временны поблажки, 
Светла Адмиралтейская игла. 
Таганка, МХАТ идут в одной упряжке, 
И общая телега тяжела. 

Мы — пара тварей с Ноева Ковчега, 
Два полушарья мы одной коры. 
Не надо в академики Олега! 
Бросайте дружно черные шары! 

И с той поры, как люди слезли с веток, 
Сей день — один из главных. Можно встать 
И тост поднять за десять пятилеток — 
За сто на два, за два по двадцать пять! 
1977 
Владимир Высоцкий
Театр
Все мы, святые и воры, 
Из алтаря и острога 
Все мы — смешные актеры 
В театре Господа Бога. 

Бог восседает на троне, 
Смотрит, смеясь, на подмостки, 
Звезды на пышном хитоне — 
Позолоченные блестки. 

Так хорошо и привольно 
В ложе предвечного света. 
Дева Мария довольна, 
Смотрит, склоняясь, в либретто: 

«Гамлет? Он должен быть бледным. 
Каин? Тот должен быть грубым…» 
Зрители внемлют победным 
Солнечным, ангельским трубам. 

Бог, наклонясь, наблюдает, 
К пьесе он полон участья. 
Жаль, если Каин рыдает, 
Гамлет изведает счастье! 

Так не должно быть по плану! 
Чтобы блюсти упущенья, 
Боли, глухому титану, 
Вверил он ход представленья. 

Боль вознеслася горою, 
Хитрой раскинулась сетью, 
Всех, утомленных игрою, 
Хлещет кровавою плетью. 

Множатся пытки и казни… 
И возрастает тревога, 
Что, коль не кончится праздник 
В театре Господа Бога?!
Николай Гумилев

ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
1946 г.
Борис Пастернак

ОПЕРЕТТА
Периферию и столицу,
как ни бывало тяжело,
на «Сильву» или на «Марицу»
с невнятной силою влекло...
Зачем России оперетта?
При том романсе про звезду!
При наших чувствах без ответа,
в минорном явленных ладу!
При свадьбах, но – с идейной ссорой! 
При судьбах, что вершат свой путь
со всей беспечностью, в которой
нет легкомыслия ничуть!
При нашей тяге к идеалам!
При нашем знании войны!
При том, что поднятым забралом
поэты русские сильны!
При том, что медная монета
звенит – не надо серебра!
При наших поисках добра,
при том, что – дождь как из ведра, –
зачем России оперетта?!
Не знаю... Но сейчас едины
и этот зал, и этот граф,
который с первой же картины
глядит на женщин, как удав.
Вогнав пион в петлицу фрака,
он тем одним – не наш, чужой.
А в зале все свои. Однако!
Что делать с русскою душой?
Зачем ей, песенной, былинной,
роман парижского хлыща
с какой-нибудь Карамболиной,
сверкающей из-под плаща?
А вот пришла же. Есть, наверно,
какой-то хмель и для Руси
в любви, изложенной манерно,
но всем понятной, как «мерси».
Иль это дружба молодая,
уют парижских кабачков,
на наши головы слетая,
их закружил – и был таков!
Среди земли простой и грозной
опять, земляк, нам жизнь дана
пленительной и несерьезной,
какой не может быть она..
Юрий Ряшенцев
БАЛЛАДА ОБ АРТИСТЕ КОНЬКОВЕ
Артист Коньков прошел служебным ходом.
Его талант, не признанный народом,
готов был волновать и удивлять,
И он, со всею щедростью таланта,
уже вживался в образ оккупанта,
чей текст на протяжении двух актов
был сух, но органичен: «Расстрелять!»

Аншлагом и не пахло в «Русской драме»,
а пахло штукатуркой и коврами.
Но был Коньков и честен, и не стар.
Главреж не на Конькова делал ставку,
но был репертуар подобен танку,
и меж других заклепок и шурупов
Коньков, как винт, входил в репертуар.

...Коньков сидел в холодной грим-уборной
и клал на щеки тон рукой проворной,
когда вбежал растерянный помреж
и сообщил, что Жорку Папазяна
разбил инсульт. Кто будет партизана
играть пред школьным зрителем сегодня?
Ведь никого не сыщешь — ну хоть режь!

Надежда коллектива — на Конькова.
Он — оккупант? Ну, что же тут такого?
Успеет: паклю в зубы и –– хорош!
Всем трудно! Что он, из другого теста?
А роль — мечта. К тому же мало текста.
Весь текст на протяжении двух актов —
Отличная реприза — «Хрен возьмешь!»

Коньков, игравший Гамлета на курсе,
не стал кричать о честности и вкусе,
а будучи своим в своем цеху,
пошел в кулисы: встать там — «зарядиться»
на выход, заодно и убедиться,
что около эсэсовской шинели
приткнули партизанскую доху.

...И грянул бой... Уж зрители мужались.
События к финалу приближались.
И падал в снег расстрелянный герой.
Но, как ни жал Коньков, един в двух лицах:
был тощ — в перчатках, плотен — в рукавицах,
а зрители с растущим подозреньем
следили за двойной его игрой.

Зал осознал — привычка подсказала,—
что немец — свой. Нет, не обманешь зала!
А то, что сам себя он расстрелял,
есть трюк геройский, Штирлицу на зависть.
Нет, «хрен возьмешь!» — у зала есть глаза ведь!
И вместо слез, скупых, но плодотворных,
неплодотворно улыбался зал...

...Коньков смыл грим. Он вышел из театра,
гадая, что за роль сыграет завтра.
Еще гремели выстрелы в ушах —
опять помреж переборщил с расстрелом.
Но жив Коньков! Душою жив и телом!..
Что до таланта, то таланта жалко...
Коньков вздохнул и чуть прибавил шаг.
Юрий Ряшенцев

Мой Гамлет
Я только малость объясню в стихе,
На все я не имею полномочий...
Я был зачат, как нужно, во грехе, -
В поту и нервах первой брачной ночи.

Я знал, что отрываясь от земли, -
Чем выше мы, тем жестче и суровей.
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Я знал - все будет так, как я хочу.
Я не бывал внакладе и в уроне.
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы - короне.

Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер -
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Я знал, мне будет сказано: "Царуй!" -
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег,
И я пьянел среди чеканных сбруй.
Был терпелив к насилью слов и книжек.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом.
Шут мертв теперь: "Аминь!" Бедняга! Йорик!

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий.
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа...
Я объезжал зеленые побеги.

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я видел - наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал: недвижность и движенье.
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить, -
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над вопросом "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед.
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов, - сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все, и - как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я, Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону.
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
1972г.
Владимир Высоцкий.
Монолог Жака из комедии "Как вам это понравится"
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
В. Шекспир

Актер
Все кончается, как по звонку,
На убогой театральной сцене
Дранкой вверх несут мою тоску -
Душные лиловые сирени.

Я стою хмелен и одинок,
Будто нищий над своею шапкой,
А моя любимая со щек
Маков цвет стирает сальной тряпкой.

Я искусство ваше презирал.
С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,
Если кто-то роль мою сыграл
На вертушке роковых событий?

Где же ты, счастливый мой двойник?
Ты, видать, увел меня с собою,
Потому что здесь чужой старик
Ссорится у зеркала с судьбою.
Арсений Тарковский

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Белла Ахмадулина

Мы на сцене играли с тобой
И так нежно тогда целовались,
Что все фарсы комедии той
Мне возвышенной драмой казались.
И в веселый прощания час
Мне почудились дикие стоны:
Будто обнял в последний я раз
Холодеющий труп Дездемоны...
Позабыт неискусный актер,
Поцелуи давно отзвучали,
Но я горько томлюся с тех пор
В безысходной и жгучей печали.
И горит, и волнуется кровь,
На устах пламенеют лобзанья...
Не комедия ль эта любовь,
Не комедия ль эти страданья?
Алексей Апухтин
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Я в кукольном театре. Предо мной,
Как тени от качающихся веток,
Исполненные прелестью двойной,

Меняются толпы марионеток.
Их каждый взгляд рассчитанно-правдив,
Их каждый шаг правдоподобно-меток.

Чувствительность проворством заменив,
Они полны немого обаянья,
Их modus operandi прозорлив.

Понявши все изящество молчанья,
Они играют в жизнь, в мечту, в любовь,
Без воплей, без стихов, и без вещанья,

Убитые, встают немедля вновь,
Так веселы и вместе с тем бездушны,
За родину не проливают кровь.

Художественным замыслам послушны,
Осуществляют формулы страстей,
К добру и злу, как боги, равнодушны.

Перед толпой зевающих людей,
Исполненных звериного веселья,
Смеется в каждой кукле Чародей.

Любовь людей — отравленное зелье,
Стремленья их — верченье колеса,
Их мудрость — тошнотворное похмелье.

Их мненья — лай рассерженного пса,
Заразная их дружба истерична,
Узка земля их, низки небеса.

А здесь — как все удобно и прилично,
Какая в смене смыслов быстрота,
Как жизнь и смерть мелькают гармонично!

Но что всего важнее, как черта,
Достойная быть правилом навеки,
Вся цель их действий — только красота.

Свободные от тягостной опеки
Того, чему мы все подчинены,
Безмолвные они "сверхчеловеки".

В волшебном царстве мертвой тишины
Один лишь голос высшего решенья
Бесстрастно истолковывает сны.

Все зримое — игра воображенья,
Различность многогранности одной,
В несчетный раз — повторность отраженья.

Смущенное жестокой тишиной,
Которой нет начала, нет предела,
Сознанье сны роняет пеленой.

Обман души, прикрытый тканью тела,
Картинный переменчивый туман,
Свободный жить — до грани передела.

Святой Антоний, Гамлет, Дон Жуан,
Макбет, Ромео, Фауст — привиденья,
Которым всем удел единый дан:—

Путями страсти, мысли, заблужденья,
Изображать бесчисленность идей,
Калейдоскоп цветистого хотенья.

Святой, мудрец, безумец, и злодей,
Равно должны играть в пределах клетки,
И представлять животных и людей.

Для кукол — куклы, все — марионетки,
Театр в театре, сложный сон во сне,
Мы с Дьяволом и Роком — однолетки.

И что же? Он, глядящий в тишине,
На то, что создал он в усладу зренья,
Он счастлив? Он блаженствует вполне?

Он полон блеска, смеха, и презренья? 
Константин Бальмонт

С ЭСТРАДЫ
Вот я перед вами стою. Я один.
Вы ждете какого-то слова и знанья,
А может- забавы. Мол, мы поглядим,
Здесь львиная мощь или прыть обезьянья.

А я перед вами гол, как сокол.
И нет у меня ни ключа, ни отмычки.
И нету рецепта от бед и от зол.
Стою пред вами, как в анатомичке.

Учитесь на мне. Изучайте на мне
Свои неудачи, удачи, тревоги.
Ведь мы же не клоуны,
но мы и не боги.
И редко случается быть на коне!

Вот я пред вами стою. Я один.
Не жду одобрения или награды.
Стою у опасного края эстрады,
У края, который непереходим.
Давид Самойлов
ФИНАЛ
Любить, терзать, впадать в отчаянье.
Страдать от признака бесчестья
И принимать за окончание
Начала тайное предвестье.

Утратить волю, падать, каяться,
Решаться на самоубийство,
Играть ва-банк, как полагается
При одаренности артиста.

Но, перекраивая наново
Все театральные каноны,
Вдруг дать перед финалом занавес
И пасть в объятья Дездемоны.
Давид Самойлов

«Театр»
О, Театр! Чем он так прельщает, 
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает 
Артистов, клоунов, шутов.
Зачем в святое мы играем, 
На душу принимая грех,
Зачем мы сердце разрываем, 
За деньги, радость, за успех?
Зачем кричим, зачем мы плачем, 
Устраивая карнавал,
Кому-то говорим – удача, 
Кому-то говорим – провал.
Что за профессия такая, 
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя, 
Живет совсем, совсем не так.
Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую, 
Нам представлять в своем лице.
Я мертв, но видно, что дышу я, 
Убит и кланяюсь в конце.
Но вымысел нас погружает, 
Туда, где прячутся мечты,
Иллюзия опережает
Все то, во что не веришь ты.
Жизнь коротка, как пьесы читка, 
Но если веришь, будешь жить,
А театр – сладкая попытка 
Вернуться, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье, 
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем. 
Играем! Разрешает Бог!
Валентин Гафт 

В час, когда пьянеют нарциссы
В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...

Арлекин, забывший о роли?
Ты, моя тихоокая лань?
Ветерок, приносящий с поля
Дуновений легкую дань?

Я, паяц, у блестящей рампы
Возникаю в открытый люк.
Это бездна смотрит сквозь лампы
Ненасытно-жадный паук.

И, пока пьянеют нарциссы,
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы
Кто-то плачет, жалея меня.

Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.

14 комментариев:

  1. Замечательные стихи! Спасибо! С удовольствием устроила себе поэтическую пятиминутку в начале рабочего дня. Обязательно сегодня прочитаю старшеклассникам на мероприятии в библиотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, здравствуйте!
      Хорошее дело - рабочий день начинать с поэзии! Настроение сразу поднимается и заряд бодрости прибывает. Я рада, что стихи понравились и пригодятся в мероприятии. На "носу" еще Библионочь, посвященная Году театра.
      Спасибо за отзыв, Светлана, рада видеть Вас в гостях, читать Ваш комментарий. Удачи Вам, здоровья, радости сердечной, прекрасного весеннего настроения, добра и всех благ!

      Удалить
  2. Ответы
    1. Анна Борисовна, Вам спасибо огромное за постоянное внимание к моим блогам, которые Вы не только читаете, но и комментируете. Искренне рада всем Вашим визитам, для меня -это большая честь. СПАСИБО!!!
      Удачи Вам, весеннего настроения и радости, хорошего отдыха в дни каникул, добра и благополучия!

      Удалить
  3. Сколько отличных стихов о театре! Даже не знала раньше! Спасибо, Людмила Борисовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, их намного больше, просто нужно еще поискать. Рада, что Вы заглянули в гости. Спасибо за отзыв и постоянное внимание к блогу.
      Удачи Вам, здоровья, добра и благополучия!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Вот сижу читаю и наслаждаюсь! Спасибо!Если вам интересны театры Сибири, я приглашаю вас прогуляться по реконструированному театру в г. Омске http://serdzerasum.blogspot.com/2019/03/blog-post_28.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте!
      Спасибо за приглашение, познакомилась с Вашим реконструированным театром "Галёрка", очень впечатляет! Настоящий Дворец, Храм Театра!
      Благодарю за отзыв, искренне рада Вам. Удачи, успехов, добра и всех благ!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Людмила Борисовна! Благодарю за чудесную подборку стихотворений! К этому посту мы обратимся еще не один раз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте!
      Да, стихи о театре будут нужны и в сценариях, и др. мероприятиях. Если будут еще попадаться - буду размещать их здесь, чтобы были собраны в одном месте.
      Спасибо за отзыв, всегда Вам рада. Удачи, успехов в работе и майских мероприятиях, позитива, добра и благополучия!

      Удалить
  6. Людмилочка, спасибо за подборку! Библионочь посвящена театрам, готовлюсь и уже не раз "прогулялась" по твоим блогам, рада новому метариалу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириночка, здравствуй, дорогая!
      Очень рада видеть тебя в гостях. Рада, что информация востребована, нужна коллегам. В планах есть еще по Году театра выложить, но время...Времени катастрофически не хватает, я осталась одна, мою коллеги сократили совсем, а её нагрузка, чуть уменьшенная, осталась. Работаю за чит.зал и абонемент, мероприятий много + обслуживание читателей. Не успеваю по блогам коллег "ходить", знакомиться с информацией. Извини, что редко комментирую, хотя все твои посты читаю с большим удовольствием.
      Спасибо за отзыв и внимание к блогу, искренне рада тебе, Ириночка! Удачи, здоровья, радости, прекрасного весеннего настроения, добра и всех благ!

      Удалить
  7. Спасибо за интересный материал. Будем использовать в работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогие коллеги, искренне рада, что материал пригодился. Год театра - длинный, еще много информации можно выложить...Заглядывайте в гости, пожалуйста!
      Спасибо за отзыв. Удачи Вам, добра и позитива, новых интересных проектов, радости, здоровья, благополучия!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...