вторник, 16 июля 2013 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые издания по библиотечному делу,  недавно полученные  и пока еще только бегло просмотренные.  Особо понравилась монография Головко С.И. «Креатив-технологии в библиотечной сфере», написанная доступным языком и с конкретными примерами. Очень много полезного.  Практическое руководство «Электронное библиографическое  пособие», к сожаленью,  2008 года выпуска, хотя уже вышли и более поздние переиздания. «Путеводитель библиографа по Интернету» (автор И.С. Галеева), 2013 года  - новое интересное пособие в помощь работе библиографа, которое рассматривает  современные методы, организацию и стратегии  интерактивного библиографического   поиска. Для руководителей и методических служб больших библиотек  будет интересна  новая книга М. Захаренко  (2013 года выпуска)  - «Молодые кадры современной  библиотеки»: организационно-управленческий подход» - научно-практическое  пособие.  Помимо аннотации и библиографического описания, я разместила оглавления книг для более детального знакомства. Приглашаю вас, коллеги, в мир профессиональной литературы!
Галеева, И. С. Путеводитель библиографа по Интернету / учеб.-практ. пособие / И. С. Галеева. — Санкт-Петербург : Профессия, 2013.-240 с. 
При поиске библиографической информации в Интернете существует множество подводных камней, о которых многие пользователи, и даже профессиональные библиографы, не догадываются. Как правильно построить запрос, как определить достоверность найденной информации, как изучают пользователей Интернета и их поисковые запросы — на эти и другие вопросы читатели получат ответы, прочитав книгу.
Издание адресовано библиографам библиотек различных типов, обслуживающих пользователей в электронной среде.
ББК 78.5я73
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Современные методы изучения интерактивного поиска
1.1.Видеоокулография, или регистрация движений глаз пользователей
1.2.Исследования поисковых запросов пользователей Интернета
2.Традиционные исследования поиска
2.1.Использование интервью при изучении поискового поведения пользователей
2.2. Статистические исследования как основа оптимизации обслуживания пользователей
3. Организация интерактивного поиска информации в библиотеке
3.1.Средства поиска информации в Интернете
3.2.Методика поиска
3.3.Достоверность найденной информации
3.4.Элементы организации интерактивного поиска  
4.Поиск информации и его развитие
4.1.Формирование взглядов на библиографический поиск
4.2.Специфика интерактивного поиска в библиографическом  деле
5.Теоретические аспекты интерактивного поиска
5.1.Модели информационного поиска
5.2.Стратегия и тактика интерактивного поиска
Заключение
Список рекомендуемой литературы
Приложения

Головко, С. И. Креатив-технологии в библиотечной сфере : монография / С. И. Головко. – Москва : Пашков дом, 2012. – 168 с. – (От традиции – к инновации)
В книге С. И. Головко предложены и подробно рассмотрены оптимальные варианты использования креативных технологий в образовании, развитии и поддержке библиотечных специалистов нового поколения в условиях инновационного развития общества. Большое внимание уделено интерактивным формам обучения, формирования профессиональной компетентности, стимулирования познавательной активности и преобразовательной деятельности библиотечных лидеров, способных к принятию решений, максимально способствующих обновлению формальной и содержательной деятельности в библиотечной сфере.
Светлана Ивановна Головко — кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и библиотековедения Ставропольского государственного университета, автор книг, учебно-методических пособий и статей по проблемам истории, теории и методики библиотековедения и библиографоведения, профессионального библиотечного образования и модернизации библиотечной деятельности.
Издание адресовано преподавателям и студентам вузов и колледжей культуры и искусств, НR-менеджерам, библиотекарям-практикам.
ББК 78.342

Предисловие
БИБЛИОТЕЧНАЯ СФЕРА: КРЕАТИВНО-СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК: СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ      
Формирование прогрессивных взглядов на организацию общественного пользования книгами в России второй половины XIX - начала XX века
Восстановление и сохранение исторической памяти о библиотеке как объекте культуры
Забвению не подлежит: изучение исторического опыта  развития российской библиографии
«Роскошные» издания — от прошлого к современности: эффективные формы распространения информации о  книжных редкостях в читательской среде
Путеводитель как средство популяризации книжных памятников: проектная модель
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ О БИБЛИОТЕКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НК-ТЕХНОЛОГИЙ В КОММУНИКАЦИОННОМ  ПРОЦЕССЕ
РиЬliс ге1аtions (PR) - деятельность библиотеки: развитие, поддержка и адаптация к изменяющимся условиям
Результативные методы и приемы обеспечения консолидации и взаимодействия библиотек с общественностью
Привлечение перспективных источников финансирования и поддержки библиотек: поиск конструктивных технологий.
ПРОФЕССИЯ - БИБЛИОТЕКАРЬ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ 
Профессиональная подготовка библиотечных специалистов: доминирующие компоненты и технологии интер-активного характера
Информационно-консалтинговый сервис методических служб: креативные решения  
Стимулирование креативности библиотечных лидеров: выбор оптимальных вариантов
Заключение
НОВОМУ ВРЕМЕНИ – НОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ:  ВЕКТОРЫ  ДВИЖЕНИЯ В БУДУЩЕЕ  
ЛИТЕРАТУРА

Цитаты из книги: Только творческий, креативный взгляд дает возможность осознавать присутствие нового в настоящем. (Маршалл Маклюэн)

… «паблик рилейшнз»… это успешно зарекомендовавшее себя средство создания доверительного и уважительного отношения окружающих к библиотеке, предполагающее пропаганду всей её деятельности. (В. В. Клюев)

Библиотекари… «должны знать библиографию, иностранные языки, строго исполнять правила службы», …  отличаться «добропорядочностью поведения, честностью и бескорыстием».  (А.Н. Оленин)

Библиотечному социальному институту… предстоит сдать экзамен на жизнеспособность в ХХI веке. Изменения неизбежны, и хорошо бы заблаговременно осмыслить их направленность. (А.В. Соколов)

Захаренко, М. П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие  / М. П. Захаренко; предисл. Ю. Н. Столярова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2013.— 240 с.
Материал пособия отражает актуальную для библиотековедения и современной библиотечной практики проблему управления профессиональной мотивацией молодых библиотечных специалистов.
Аналитически оценивается состояние кадровой ситуации в библиотечной отрасли, сопоставляются и логически интерпретируются социально-демографические параметры молодых библиотечных специалистов. На основе обобщения практического опыта и материала проведенного автором эмпирического социологического исследования представлены факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных сотрудников, аргументированы мотиваторы и демотиваторы их профессиональной деятельности, обоснован необходимый комплекс организационно-управленческих условий формирования и развития позитивной профессиональной мотивации молодого библиотечного персонала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды библиотеки.
Содержащийся в книге методологический и теоретико-прикладной материал представляет научно-практический интерес, вводит в профессиональный оборот новые подходы к управлению молодым персоналом библиотеки с использованием принципов и методов мотивационного менеджмента в его интерпретации к библиотечной сфере. Сформулированы предложения по оптимальным условиям мотивационного управления молодыми библиотечными специалистами применительно к отдельной библиотеке.
Издание адресовано руководителям, специалистам кадровых и методических служб библиотек, а также студентам и преподавателям профильных вузов, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Оно может быть использовано в качестве учебного пособия при подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности и аспирантов.
ББК 78.34(2)707

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводное слово. Исследование глубинных основ мотивации молодежи к библиотечной работе (Ю. Н. Столяров)
Введение
Глава 1. Научно-практические подходы к профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов
1.1.Эволюция взглядов на мотивацию в управлении персоналом как
основа формирования профессиональной мотивации библиотечных
специалистов
1.2.Интерпретация понятий «мотивация» и «стимулирование» в кадровом менеджменте библиотеки
1.3.Проявление мотивации в сфере профессиональной библиотечной
деятельности
1.4.Молодые специалисты как особая социальная группа трудовых ресурсов библиотеки
Глава 2. Формирование, поддержка и развитие профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: эмпирическое исследование
2.1.«Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»: характеристика авторского эмпирического исследования
2.2.Факторы формирования профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов
2.3.Мотиваторы и демотиваторы профессиональной деятельности молодых библиотечных специалистов
2.4.Организационно-управленческие условия развития профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов
Заключение
Список литературы

Приложения
Приложение 1. Социологические исследования кадровых аспектов библиотечной деятельности (1993-2011 гг.; по материалам профессиональной печати и данным анкетирования)
Приложение 2. Различные трактовки понятия «мотивация»
Приложение 3. Отражение понятия «молодежь» в законах о молодежной
политике субъектов Российской Федерации 
Приложение 4. Анкета 1 — молодого сотрудника библиотеки (I этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек  России»)
Приложение 5. Анкета 2 — руководителя библиотеки (II этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 6. Анкета 3 — молодого сотрудника библиотеки (II этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России») 
Приложение 7. Перечень библиотек — баз II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»
Приложение 8. Перечень должностей молодых сотрудников библиотек — респондентов исследования
Приложение 9. Образовательный уровень молодых сотрудников библиотек — баз исследования (сводная таблица по городам на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый  ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 10. Образовательный уровень молодых сотрудников библиотек — баз исследования (сводная таблица по библиотекам на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 11. Семейное положение респондентов исследования (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 12. Восприятие молодыми сотрудниками своей работы в библиотеке (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек  России»)
Приложение 13. Привлекательные особенности работы в библиотеке молодых сотрудников (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 14. Причины неудовлетворенности работой в библиотеке молодых сотрудников (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 15. Интенсивность повышения квалификации молодых сотрудников библиотек — баз исследования (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)
Приложение 16. Примерное положение о социально-экономической поддержке молодых сотрудников библиотеки/библиотечной системы
Приложение 17. Примерное положение о Молодежном библиотечном объединении
Приложение 18. Примерное положение о Молодежном совете при директоре библиотеки/библиотечной системы

Панкова, Е. В. Электронное библиографическое пособие : Практическое руководство для библиотечных работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. - Москва: ФОРУМ, 2008. - 128 с.
Создание электронного библиографического пособия — это трудоемкое, но очень увлекательное занятие. Сделав первый шаг с помощью этой книги, вы сможете освоить и иные программы и технологии.
Книга последовательно проведет вас через все этапы создания электронного библиографического пособия.
Предлагаемое практическое пособие позволит работникам библиотек самостоятельно создавать электронные библиографические ресурсы стандартными средствами Word.
ББК 78.5

ОБ АВТОРАХ:
ПАНКОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРИЕВНА, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ТЕХНИКУМА. ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

БЕРКУТОВА ЛЯЛЯ СЕРГЕЕВНА, КАНДИДАТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, АВТОР ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ВНЕДРЁННЫХ В БИБЛИОТЕКАХ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:  БИБЛИОТЕЧНАЯ  ИННОВАТИКА, ИЗУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АИБС, СПРАВОЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СЕТЕВОЙ СРЕДЕ.
ИМЕЕТ БОЛЕЕ ДВАДЦАТИ ПУБЛИКАЦИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВСЕРОССЙСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. ПРЕПОДАЁТ В СПБ БИБЛИОТЕЧНОМ ТЕХНИКУМЕ.

Предисловие  
Глава 1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ  ЭЛЕКТРОННОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО  ПОСОБИЯ  
1.1. Создание плана-проспекта информационного продукта 
1.2. Выявление информации. Источники данных  
1.2.1.Создание библиографической записи вручную   
1.2.2.Сканирование с последующим распознаванием 
1.2.3.Копирование
1.2.4.Выходная форма из электронного каталога
1.3. Отбор документов
Глава 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ  
2.1.Группировка библиографических записей
2.2.Дообработка библиографической записи  
2.3.Организация навигации внутри ЭБП. Гиперссылки  
2.4.Создание научно-вспомогательного аппарата
2.4.1.Предисловие
2.4.2.Вступительная статья  
2.4.3.Колонтитул (верхний и нижний)
2.4.4.Примечания (в том числе ссылки, отсылки, сноски)   
2.4.5.Приложения
2.4.6.Оглавление (содержание)  
2.4.7.Вспомогательные указатели
2.5. Выделение ключевых слов для создания указателей   
2.5.1.Анализ содержания документов
2.5.2.Формирование нормированного перечня КС   
2.5.3.Формирование предметной рубрики
Глава 3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СОСТАВЛЕНИЯ  ЭЛЕКТРОННОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ  
3.1.Редактирование  
3.2.Оформление структуры
3.3.Художественное оформление  
3.3.1.Шрифты
3.3.2.Буквица  
3.3.3.Использование  WordArt  в оформлении  документа
3.3.4.Иллюстративный материал  
3.3.5.Режимы представления документа
3.4.Верстка
3.5.Техническое размещение  
Заключение
Список рекомендуемой литературы  
Указатель алгоритмов
Список использованных сокращений  
Приложение 1. Пользовательский интерфейс. Элементы окна  
Приложение 2. Примеры библиографических описаний 

2 комментария:

  1. Какая Вы молодец! Ваш бложик всегда служит источником вдохновения! Океан полезной информации, море идей! Все современно, полезно и интересно! Спасибо за Ваши прекрасные публикации:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Christina, каюсь, но мне приятно читать Ваши добрые слова в мой адрес. Ведь они служат поддержкой, придают силы, уверенность и желание сделать еще что-то более интересное и полезное для библиотекарей, читателей блога! Спасибо Вам большое за то, что читаете постоянно блог, что неравнодушны,за Ваше доброе сердце и светлые слова. Очень тронута...

      Удалить