вторник, 1 января 2013 г.

Книга и чтение

Самые важные книги года.
Топ-15 книг 2012 года, которые никогда не поздно прочитать
Дорогие друзья!
Самые значимые книжные новинки 2012 года — в обзоре «Московских новостей». Лучшие отечественные и зарубежные романы, мемуары, книги по истории искусства и даже полиграфический шедевр — они определенно украсят любую библиотеку, в том числе электронную.

Лучший отечественный роман
М.: Астрель, 2012
Александр Терехов. Немцы
Роман, главные герои которого — московские чиновники с немецкими фамилиями, представители коррумпированного варяжского клана. В центре сюжета — неразрешимый конфликт между любовным переживанием и долгом, на периферии истории — наглядные схемы распилов и откатов. Критики ошибочно предположили, будто Александр Терехов написал памфлет о  лужковской и батуринской Москве. Но «Немцы» — роман о тотальной оккупации. О политической и экономической, но не только. «Немецкая» оккупация — это метафора, которая вскрывает инородность сложившейся властной системы и ее неукорененность в собственной стране. Одним словом, главный русский роман нового десятилетия.

Лучший переводной роман
М.: ЭКСМО, ДОМино, 2012, перевод с англ. Елены Петровой
Джулиан Барнс. Предчувствие конца
Роман — обладатель Man Booker Prize-2011 и самый хитроумный текст Барнса. В центре сюжета — несостоявшаяся любовная история, мучающая героя до самой старости. Ошибочно думать, будто «Предчувствие конца» — про ожидание смерти. Скорее, про ненадежность и неудовлетворительность любого финала — жизни или романа, все равно. Интрига в том, что в The Sense of an Ending вмонтирована секретная пружина, которая, разжавшись, в какой-то момент насильно разворачивает течение сюжета. И этот сюжетообразующий механизм надежно сокрыт  от читателя вплоть до самой последней сцены.

Лучшая детская книга
М.: Розовый жираф, 2012
Лаймен Фрэнк Баум. Великий чародей 
страны Оз
Первая часть сказочной эпопеи про страну Оз — первоисточник «Волшебника изумрудного города» — вышла в замечательном переводе Ольги Варшавер, Дмитрия Псурцева и Татьяны Тульчинской. Иллюстрации Юлии Гуковой, исполненные почти два десятилетия назад для немецкого издания, повторяют логику сновидения, где одной детали достаточно, чтобы перенестись в другой сюжет и иное измерения. Помня о том, что суть волшебства кроется в разноцветных очках, художница трактует логику сказки посредством цвета: первая часть представлена в охре, вторая исполнена множества оттенков зелени. А знаменитая дорога, вымощенная желтым кирпичом, долгой лентой вьется от страницы к странице, объединяя буквы и рисунки в неделимое пространство сказки.

Лучший альбом по искусству
СПб: Амфора, 2012
Александр Боровский. История искусства 
для собак
Самая необычная версия современной Истории искусств рассказана от лица пары четвероногих посетителей Русского музея — придворной таксы Табакерк  Двадцать Седьмой и дворняги Рыжего. Уступив авторство двум деловитым собачкам, заведующий отделом Новейших течений не только избавил читателя от высоколобого стиля, изобилующего непроизносимыми терминами, но и помог сменить угол зрения. Ученая такса смотрит на произведение искусства с уровня пола, откуда заметны недоступные человеку подробности. Взгляд простодушной дворняжки свободен от принятых в искусствоведческой среде условностей: «Какая абстракция!  Я в черной комнате всегда кота найду». Проиллюстрировала альбом замечательная питерская художница Ольга Тобрелутс.

Полиграфический шедевр
И.: Издательский дом Мещерякова, 2012, иллюстрации Павла Татарникова
Принцесса в подземном царстве
Самая красивая книга года — сборник белорусских сказок «Принцесса в подземном царстве» в интерпретации известного на весь мир минского художника, обладателя премии «Золотое яблоко» (лучшему европейскому иллюстратору) Павла Татарникова. Его рисунки не являются иллюстрациями в классическом смысле слова: каждый графический лист представляет собой хитро сконструированный лабиринт образов.

Лучший трэвелог
М.: Corpus, Астрель, 2012
Виктор Сонькин. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Автор — переводчик, историк и путешественник — написал неформальный путеводитель по Вечному городу, без пугающего количества фактов, дат и терминов. Его Рим — это современный город, пусть и стоит без малого три тысячелетия. Здесь бездомные кошки греются на солнце, на месте убийства Юлия Цезаря, а бюрократы из министерства финансов буквально сидят на скелетах весталок. Получилась очень живая книга про город-организм, сложно и бестолково устроенный, но постоянно обновляющийся и бодро функционирующий.

Лучший нон-фикшн

М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
Гасан Гусейнов. Нулевые на кончике языка: Краткий путеводитель по русскому дискурсу
Остроумный дневник наблюдений за речевым поведением горожан в эпоху первого десятилетия нового века, прозванную в народе «нулевые». Когда родилось «ми-ми-ми» и стало неактуальным «сю-сю-сю»? В какой момент исчезли «сейшены» и устарели «тусы»? Несколько десятков очерков о событиях, словах и смыслах нашей недавней еще «теплой» истории, выполнены филигранно, в смешанной технике: на светлый грунт легкой ностальгии деликатно кладутся тонкие и ироничные филологические эскизы.

Лучшая научно-популярная книга
М.: Corpus, Астрель, 2012
Ричард Докинз. Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции
Знаменитый биолог и популяризатор науки Ричард Докинз написал  страстную и захватывающую книгу о том, почему теория эволюции по-прежнему актуальна. Название книги дала надпись на футболке. Докинз терпеливо и остроумно объясняет, почему мы и правда «близкая родня шимпанзе, более далекие родственники мартышек, муравьедов и ламантинов, седьмая вода на киселе бананам и турнепсу…». Цель автора — не дать темной волне невежества потопить научные достижения, и не допустить, чтобы выросло поколение, полагающее будто люди, мамонты и динозавры были современниками.

Лучшая книга по урбанистике
М.: Strelka Press, 2012 
Рем Колхас. Нью-Йорк вне себя
Важный текст сорокалетней давности, отсутствие которого на русском ощущалось и мучило. Одновременно манифест урбанизма и ода Нью-Йорку от одного из самых влиятельных архитекторов и теоретиков города. Колхас пишет о том, с какой стороны и вооружившись какими понятиями вообще подходить к исследованию городской среды. «Это интерпретация, стремящаяся представить Манхэттен, продуктом некой несформулированной теории манхэттенизма, основная программа которой — жить в мире, целиком  созданном людьми, иначе говоря, жить внутри фантазии».

Лучшая книга по теории искусства
М.: Ад Маргинем Пресс, ЦСК «Гараж», 2013, перевод с анг. Виктора Голышева.
Сьюзен Сонтаг. О фотографии
Книга о том, как бытовая фотокамера откалибровала наш взгляд на мир и самих себя, превратив в вуайеристов и позеров одновременно. Эссе Сонтаг, опубликованные в New York Review of Books в середине 70-х, выходят в России с почти сорокалетним опозданием. Наряду с «Camera Lucida» Ролана Барта, самый важный текст о фотографии и самая долгожданная книга последних двадцати лет.

Лучший сборник рассказов

М.: Издательство Ольги Морозовой, 2012
Уэллс Тауэр. Дверь в глазу
Девять остроумных, ловко скроенных и психологически точных рассказов от автора, которому американские критики прочат славу Сэлинджера и Апдайка. В свои тридцать девять Тауэр попал в составленную The New Yorker двадцатку лучших англоязычных писателей. В конце — на девятом рассказе — читателя ждет совершенно неожиданный поворот, обещающий в перспективе отдельную прекрасную историю.

Лучшая документальная книга
М.: AdMarginem,  2012 .
Джонатан Литтелл. Чечня, год третий
Повесть-репортаж автора скандального романа «Благоволительницы» о поездке в Чечню в мае 2009 года.  В книге собран разнородный фактический материал: похищения, убийства, пытки, реконструкция Грозного, Кадыров — великий кормчий, тотальная коррупция.  Все очень страшно, но главный ужас впереди. Шок наступает тогда, когда Литтелл ясно показывает, что все эти противоречивые и пугающие факты — звенья длинной политической цепи, которая заканчивается вовсе не в Кремле, а ведет в Лондон и дальше в Нью-Йорк. Так на костях и крови крепнет и утверждается в мире новая политическая сила, с которой постепенно начинают считаться.

Лучшая литературная критика
М.: Текст, 2012
Пьер Байяр. Искусство рассуждать о книгах, которые вы не читали
Французский филолог и острослов рассуждает об эфемерности границы, пролегающей между «чтением» и «не чтением». Отношения с непрочитанными книгами могут быть сложными и глубокими, а прочитанный роман-однодневка не оставить в памяти и следа. Вывод простой: откинуть культурные условности, книга — не продукт потребления, а повод для самостоятельной мысли.

Лучшая биография
СПб-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012
Рассел Миллер. Приключения Конан Дойла
Биография Конан Дойла вышла на волне моды на викторианскую эпоху  и попала в самый разгар «шерлокомании», спровоцированной сериалом  Sherlock и выходом романа Энтони Горовица про новые приключения старого сыщика. Со своей задачей — представить Конан Дойла персонажем, чьи похождения сами по себе достойны экранизации — Миллер отлично справился. Получив доступ к ранее закрытому эпистолярному архиву, автор обнаружил в этих пыльных коробках чудаковатого «человека  в кепке» — мистика, спиритуалиста, сыщика-консультанта, врача и путешественника, чей образ сильно отличается от канонического представления о сэре Артуре Дойле.    
   
Лучшие мемуары
М.: Corpus, Астрель, 2012
Сергей Гандлевский. Бездумное былое
«Бездумное былое» сам автор определил как «беглые мемуары» — это совсем небольшой текст в сто шестьдесят страниц, практически конспект.  Как поясняет автор в предисловии, эти заметки написаны для проекта писательницы Линор Горалик «Частные лица: биографии поэтов, рассказанные ими самими». То есть автор поставил перед собой почти невозможную задачу — вкратце рассказать свою жизнь — от рождения до современного состояния, то есть до декабря 2011 года. И это экстремальный для мемуариста опыт отсечения лишнего («О жене своей я могу говорить долго, поэтому скажу коротко») и становится главной интригой книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий