суббота, 16 ноября 2013 г.

Метод. подсказки

 По библиографии в помощь планированию на 2014 год
Интересные   формы  информационно-библиографической  работы  с читателями.
Дорогие коллеги!
Сегодня на общем семинаре городских и сельских библиотек по планированию на 2014 год выяснила, что большую трудность для сельских библиотек составляет планирование по информационно-библиографической работе. Наш примерный план по СБО (справочно-библиографическое обслуживание) и ИБО (информационно-библиографическое обслуживание) я давала в блоге  ЗДЕСЬ. 
Предлагаю также интересные формы по информационно-библиографической работе  с читателями, которые можно использовать при планировании работы по библиографии.
Новые задачи при библиотечно-библиографическом обслуживании современного пользователя:

1) учет тенденции существования книги в виде сетевого электронного продукта, а не только  в традиционной форме печатного издания.
2) изучение изменения  практики чтения в молодежной среде, где активно используются многофункциональные мобильные телефоны и ПК.
3) изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением   технологий, в т. ч. технологии 2.0.
4) высокопрофессиональное библиотечное обслуживание в виртуальной реальности.
5) предоставление удаленным пользователям  через web-сайты библиотек такие  формы сервисных услуг как доступ к виртуальным выставкам, виртуальной справке, продление литературы он-лайн.
Массовые  формы: 
1) Обзоры:
а) «библио - экспресс»  (быстрый, краткий  обзор);
б) «библио - ретро»  (обзор  старых, редких  книг); «Книги - старожилы нашего фонда», «Книжные раритеты нашей библиотеки», «Запечатленная память столетий»: раритеты  нашей библиотеки», «Сокрвища нашей библиотеки» и др.
в) «библио - константа» (книги, пользующиеся  постоянным спросом читателей); примерные названия: «Этот нестареющий детектив…», «Страницы этих книг – история сама»: Исторический роман», «Взрослые родители, о детях не хотите ли послушать и узнать?» (тема воспитания детей) и др.
г) «библио - пресс»  (обзор  периодических  изданий). Примерные названия: «Периодика – твой друг, поможет  скоротать  досуг», «Газета – окно  в  мир, где  живёт  твой  кумир», «Что  лист печатный нам  готовит?» и др.
2) Библиографическое  ревю  -  (в  переводе  с  французского – «обозрение»). «Познавая  тайны  книжного  мира». Страницы  ревю: 
а) «Учись! Узнавай! Удивляйся!» (обозрение  словарей, энциклопедий, справочников).
б) «Студенту  и  не  только…» (обзор  книг  в  помощь  учебному процессу).
в) «Суперновинка!» (обозрение  новых  книг).

3) Библиографическая  викторина: «Библиография – это весело!»,
«Библиография – процесс  творческий»  и  др. (по книге Моргенштерна И.Г., Уткина «Занимательная  библиография»).

4) Пресс - марафон  (для  детей  и  подростков).
Участники  по  алфавиту называют  журнал или газету (играющие сидят по кругу). За  кем  останется  последнее  слово, тот  и получает жетон и тогда  играющие  переходят  к  следующей  букве.        
Например:  А – «АиФ», «А  почему?»
                  Б -  «Бумеранг», «Бурда»  и т.д.
5) Пресс – мозаика.
Играющим  выдаются  конверты  с  отдельными  буквами, из  которых нужно составить  названия журналов и  газет. Названия подбираются так, чтобы в каждом названии были похожие буквы. Например: «Пульс», «Семья», «Сам», «Сайта».
        
6) Пресс – весы.
Играющие  делятся  на  две  команды. Каждой  команде  выдаётся по изданию, которое  нужно  «взвесить».  Одна  команда ищет положительные качества журнала, другая – отрицательные. Победит та команда, которая последней предъявляет аргумент.  Можно  «взвешивать»  два  издания.

7) Пресс – рулетка.
Игра  проходит  на  4-х  полях  разного  цвета. Чем  темнее  поле, тем труднее  вопросы, четыре  поля – четыре  темы.
Например: 1-е поле – рубрики  из журналов, 2-е поле – год издания журнала, 3-е поле – тираж издания, 4-е поле – местная  периодика.  
8) Библиографический  марафон: 
«Мир  искусств  в  энциклопедиях и словарях» (тематические продолжающиеся  занятия-игры  по  искусству).

9) Библиографический  КВН, библиографические турниры  и  конкурсы:
«Счастливый  поиск», «Страна  библиография» и др.

10) Библиографический  калейдоскоп:  
«История  библиотек России  в лицах, событиях, фактах»; «Мы – лоцманы  в море  информации». «Калейдоскоп»  в  переводе  с греческого означает «красивый вид» и …скоп; это трубка  с зеркальными  пластинками и осколками  разноцветного  стекла, в которой  можно  наблюдать  быстро сменяющиеся симметричные цветовые  узоры. Это  детская  игрушка. А  в переносном  смысле – калейдоскоп – это  быстрая смена фактов, событий, сведений, в данном  случае, связанных  с  библиографией.

11) Библиографический  форум, симпозиум, олимпиада. Есть математическая  олимпиада, а это  олимпиада  по  библиографии, поиску информации, популяризации  ББЗ, информационной культуре личности. В основе  форума  лежит  взвешенный  диалог, поиск ответов на вопросы  в процессе  дискуссии  на профессиональные темы   для библиотекарей (по библиографии). «Симпозиум»  - переводится  буквально «пиршество» – совещание  по  какому-либо  научному  вопросу, в данном  случае – библиографии.   

12)  Библиографический  журнал, альманах, «блокнот».  
В основе структуры  мероприятия – страницы; самое  оптимальное – 3 страницы; бывает до 7 страниц. Очень хорошо, если они оформлены художником или в компьютерной графике, и  мы их перелистываем в буквальном и переносном смысле слова. Материал  журнала, альманаха, «блокнота» связан с библиографией, с информационным поиском, популяризацией   ББЗ и т.п. 
    
13) Пресс – журнал, пресс – альманах, пресс – блокнот.  
То же самое, что в пункте 12, только в качестве исходного материала берутся периодические издания; например, пресс – журнал: «Интересное. Необычное. Спорное» (путеводитель по страницам периодики с тематическими  рубриками или подразделами: «Страницы истории», «Проблемы современности», «Тайны  планеты  Земля» и др.)

14) Деловой  брифинг – в  переводе с английского «инструктаж» - это короткое  информационное  сообщение  для  группы журналистов (читателей), которое  делается  обычно  официальным лицом (у нас – библиотекарем). Например, деловой брифинг: «Положительный имидж. Как  его  создать?» Информационный брифинг: «Библиотека – окно  в мир» (в  такой форме  можно провести  общественный  отчёт  перед населением).
Библиографический брифинг – короткие информационные сообщения на библиографические темы  (начиная от библиографических минуток до веб-обзоров сайтов, блогов и т.п.)

15) Праздник  библиографических  открытий  (библиотекари усваивают эффективные  модифицированные  формы  обновления информационной деятельности, такие как: информ – релиз: «Что читать о знаменитых россиянах?»; библиографическая игра: «Загадки русских слов»; СD – ROM конкурс: «Знаете ли  вы историю  живописи?»;  калейдоскоп интересных фактов: «Какие тайны хранят каталоги?»; библио-дайджест: «Справочные  издания ответят  всегда  на  ваши  вопросы: Кто? Где? Когда?» (о  новых энциклопедиях, справочниках, словарях). 
Нетрадиционные  рекомендательные  списки  литературы, пособия-игрушки. 
Это небольшие списки, помещённые на различных макетах, сделанных своими  руками. Например:
1) Макет «Ворон». Крупный  макет  ворона  с  распахнутыми крыльями и эмблемой: «Я – ворон». На  раскрытых  крыльях – общая  информация  о птице. На груди ворона – рекомендательный список литературы о том, в каких источниках можно почерпнуть информацию о нём.

2) Макет «Музыкальная  шкатулка». Поднимаешь  крышку  и слышишь мелодию, на  её  фоне звучит текст: «Дорогой  друг! Попробуй  немного помолчать, прислушайся… Звуками  наполнен весь  окружающий мир. Они бывают  разные: звонкие  и  глухие, мягкие  и  звенящие, свистящие  и даже  скрипящие. Одни мелодичные, другие  похожи на  шум. Звуки можно воспроизвести голосом  или  на  музыкальных инструментах. Например, звуки флейты очень похожи  на  пение птиц, переливы  арфы  напоминают волнение  воды… А хочешь  больше узнать  о музыке  и музыкантах, читай эти  книги». Таково  вступление к  красочно  оформленному списку литературы. 
                                               
3) Макет «Дачникам  на  заметку». Объёмное  изображение корзины, на ней  надпись «Дачникам  на  заметку». В  корзину вставлены  из плотного картона  овощи: морковь, помидор, огурец, перец, баклажан, капуста и т.д. На  обороте – перечни литературы, в которой  написано о конкретном овоще. По  корзине «ползёт»  картонный  жук. Его  легко снять и  прикрепить. На обороте – список  литературы  по борьбе  с вредителями.

4) Макет «Библиоглобус». Он  предназначен  для  проведения библиотечных уроков. Материки  и  континенты  носят  названия: «Каталоги», «Картотеки», «Справочники», «Словари», «Энциклопедии», «Рекомендательные  указатели».

5) Макет «Платный  абонемент  предлагает». 
Вращающаяся  тумба, открытая  сверху. На  каждой  из  4-х  сторон изображено  то, что  предлагает платный  абонемент: фантастика, детективы, женский  роман и популярные журналы. Всё  это сопровождается эмблемой  и значком (круг, сердце, квадрат  или  звезда). В  тумбу  сверху  вставлены  списки литературы.    
О библиографических пособиях-игрушках еще можно почитать в  блоге "Копающаяся в методиках"

8 комментариев:

  1. Спасибо Вам огромное! Нужная и полезная информация!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Christina, благодарю за то, что Вы находите время оставлять комментарии. Спасибо большое. Это очень важно, чтобы знать настроения коллег и нужен или не очень предлагаемый материал. Комментарии своего рода барометр востребованности предлагаемой информации. Всегда рада видеть Вас на страницах блога. Удачи и всего самого доброго!

      Удалить
  2. Спасибо Вам большое за полезную и интересную информацию, многое возьму для своего планирования!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за полезную информацию!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада, что смогла Вам помочь. Заходите еще, будет и другая интересная и полезная информация. Спасибо за комментарий, за то, что заглянули в гости.

      Удалить
  4. Очень нравится ваш сайт много полезного

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, рада, что смогла Вам помочь. Спасибо большое за добрый отзыв, за то, что нашли время заглянуть в блог. Каждый комментарий очень важен, он дает возможность почувствовать настроение коллег, узнать степень востребованности того или иного материала.. Хорошей Вам рабочей недели и всего самого доброго!

      Удалить