суббота, 17 октября 2015 г.

Библиография

Некоторые библиографические термины 
Дорогие коллеги!
Предлагаю коллегам разъяснения и определения некоторых библиографических терминов в доступной форме. Материал был подготовлен к семинару библиотекарей, 15 октября 2015 г.  
Что такое информационно-библиографическое обслуживание (ИБО)?
Давайте разберемся с более широким понятием – библиографическое обслуживание. Если просто - это обеспечение потребителей библиографической информацией. Библиографическое обслуживание – это совокупность процессов доведения библиографической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными информационными потребностями и запросами.
А что такое библиографическая информация? Это информация о документах (книгах) для их идентификации и использования. 
Библиографическое обслуживание является обязательной функцией библиотеки.
Виды библиографического обслуживания:
1) Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)это обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и др. библиографических услуг. 
2) Библиографическое информирование (БИ)это систематическое обеспечение  библиографической информацией абонента без запроса и/или в соответствии с его долговременно (постоянно действующим) запросом (синоним – информационно-библиографическое обслуживание). Основная цель библиографического информирования – активное доведение новой библиографической информации до потенциальных и реальных потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки как центра информации. 
По охвату потребителей различают массовое (МБИ) и дифференцированное библиографическое информирование. Массовое БИ – это регулярное и эпизодическое доведение библиографической информации до широкого круга потребителей
Главная цель МБИ пропаганда фондов документов и информирование о новых поступлениях. Аудитория – широкие круги читателей и пользователей, население города, а также: посетители сайта или блога библиотеки, читатели газет и журналов, радиослушатели и телезрители и др.
Каналы распространения БИ:
Радио
Телевидение
Интернет
Библиотека
Формы распространения массового БИ:
Выставки новых поступлений, в т.ч. виртуальные
Библиографические обзоры
Бюллетени новых поступлений
БД новых поступлений.
Дифференцированное библиографическое информирование делится на групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование.
Групповое (коллективное) БИ – это регулярное и эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, которые объединены по признаку сходства информационных потребностей, т.е. другими словами - удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших групп пользователей, объединенных общими интересами (клубы по интересам – садоводов, рукоделия, изучения языков, любителей фантастики или сотрудники одного учреждения, фирмы). 

В массовом и групповом (коллективном) информировании используют комплексные формы информирования. Это Дни информации, Дни специалиста.

День информациикомплексное мероприятие, призванное оповестить пользователей библиотеки о новых поступлениях. В программу Дня информации входят:
Выставка новых поступлений
Обзоры
Консультации
Разновидности Дня информации – День новой книги (пример), День новой периодики, День новой литературной информации (по сайтам и блогам Рунета), День виртуальной информации (пример)
День специалистакомплексное мероприятие, сочетающее непосредственный показ первичных и вторичных документов с другими мероприятиями. 
В программу Дня специалиста включаются:
Выставка новых поступлений
Тематический список литературы
Библиографический обзор
Лекции
Демонстрация фильма (научного, научно-популярного, учебного)
Консультации по поиску профессиональной информации
Обучение
Профессиональное общение участников
Разновидности Дня специалиста – День педагога, День руководителя, День делового человека, День политика, День фермера и др.

Индивидуальное библиографическое информирование – это процесс, который обеспечивает непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого (определение тематики чтения, выбор конкретной литературы, обсуждение прочитанного, воспитание культуры чтения,  информационной грамотности, оказание помощи в поиске информации).
Формы индивидуального информирования
1Избирательное распространение информации (ИРИ)
Отличительные черты:
  • ориентация при обслуживании на весь документальный поток, а не только на новые поступления;
  • наличие карт обратной связи, позволяющих  постоянно  уточнять представление   о   потребностях абонентов;
  • двухконтурность, предполагающая сначала предоставление библиографической  информации, а в случае ее положительной оценки и удовлетворение специального требования — выдачу полных текстов документов.
2. Дифференцированное обеспечение  руководства (ДОР)
Система  ДОР  —  аналитическая    переработка информации, в результате которой руководителям передают:
  • тематические подборки,
  • дайджесты,
  • фирменные досье,
  • таблицы  фактических  сведений.
 Источники:
  • Абросимова, Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учебно-практическое пособие / Н. В. Абросимова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии)
  • Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки : организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. - Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 304 с.
  • Справочник библиографа / науч. Ред. Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. И доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 768 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий