среда, 5 ноября 2014 г.

В помощь библиотекарю

Новинки профессиональной литературы (ноябрь 2014 г.)
Дорогие коллеги!
Предлагаю вашему вниманию новые издания по библиотечному делу, полученные по подписке  (2013 – 2014 гг.). Обратите внимание на книгу Татьяны Михайловны Плохотник «Детский библиотекарь», которая содержит очень интересный, полезный и востребованный материал в помощь библиотекарям, работающим с детьми и молодежью. Татьяна Михайловна ведет известный библиотечный блог «Библио-S-путник», под псевдонимом «Веста». Многие материалы её блога перекликаются со статьями книги. Очень полезны будут статьи и Ирины Николаевны Огневой, зав. методическим отделом центральной городской библиотеки им.А.М. Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Ведет библиотечные блоги "Библиомания", "Одиннадцатый". Итак, знакомимся с новинками…
Елизарова, Р. У. Информационно-коммуникационные технологии: готовность библиотек к электронному развитию: Научно-практическое пособие / Р. У. Елизарова. – Москва : Литера, 2013. - 136 с.
В издании в контексте формирования глобального информационного общества рассмотрен феномен информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечной сфере, даны показатели оценки развития и использования этих технологий в библиотеках. Проведен анализ использования ИКТ для развития библиотек в регионах России, открывающего принципиально новые возможности предоставления информационных услуг, производства ресурсов по культуре и доступа к ним населения и специалистов. Анализ основан на применении интегрального показателя и отдельных показателей
Елизарова Р. У.
использования ИКТ в культуре, разработанных Институтом развития информационного общества, по двум направлениям: доступ к ИКТ учреждений культуры, использование ИКТ в учреждениях культуры.
На примере сети муниципальных библиотек Республики Татарстан представлены направления использования ИКТ, освещена технология корпоративной деятельности в рамках автоматизированной библиотечно-информационной системы «Руслан». Большое внимание уделено порталу Национальной электронной библиотеки Татарстана, который является единой точкой доступа к информационным ресурсам библиотек республики.

Предисловие
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1.Тенденции информатизации библиотечно-информационной сферы 
1.2.Мониторинг использования информационно-коммуникационных технологий в библиотеках
1.2.1.Методология мониторинга использования информационно-коммуникационных
технологий
1.2.2.Информационно-коммуникационные технологии в библиотеках, 2007-2010 гг.
Глава II. КОРПОРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - БАЗА УСКОРЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
2.1.Нормативно-правовые основы деятельности библиотек Республики Татарстан
2.2.Информатизация сети библиотек Министерства культуры Татарстана
2.3.Использование корпоративной технологии. Портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан
Заключение
Список сокращений

Кашкаров, А. П. Новации в читальном зале: Развивающие игры, мотивационные конкурсы. / А. П. Кашкаров. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 112 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 153)
В книге описаны апробированные приёмы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексыИспользуя непридуманные истории, автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов, проведённых в системе дополнительного образования среди учащихся разных возрастных групп. Сформулированы многочисленные полезные рекомендации. В заключение издания даются списки рекомендуемой литературы.
Пособие адресовано библиотекарям, психологам, руководителям детского чтения, а также родителям школьников.

Вступление. ПОЧЕМУ БУДУЩЕЕ ДОЛЖНО БЫТЬОРИЕНТИРОВАНО НА БИБЛИОТЕКУ И СЕМЬЮ....
1-я глава. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ: ИДЕИ О ПРАКТИЧЕСКОЙРАБОТЕ В БИБЛИОТЕКЕ
1.1. Привычка к чтению
1.1.1.Что такое чтение?.
1.1.2.Для чего нужно чтение?.
1.1. Специфика современного читательского развития
1.2.1.Техника малого разговора
1.2.2.Чтение — элемент творческого развития личности...
1.2.3. О читательском развитии личности
1.3.Читательское развитие в библиотеке
1.3.1.Предпочтения читателя в библиотеке
1.3.3.Современные новации в читальном зале
1.4. Финский библиотечный опыт и рекомендации для детей
1.4.1.Практические рекомендации: для чтения взрослыми детям
1.4.2.Библионовинки 2013 года. Открытие русскоязычной библиотеки в Финляндии
2-я глава. ЧТЕНИЕ КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАННОСТИДЕТЕЙ
2.1. О проблеме выбора молодёжи или значимости библиотечного психолога
2.1.1.Почему в библиотечном деле для нас важны харизматичные личности?
2.1.2.«Аз, буки учат, на всю избу кричат»
2.1.3.Быстрое чтение текста или быстрое понимание смысла?
2.2.Психология чтения: мотивы, эмоции, воля или квинтэссенция процесса
2.2.1.Мотивация как обязательное условие чтения
2.2.2.Мысль как результат чтения
2.2.3.Воля как компонент чтения
2.3.О проблематике библиотечной психологии, или Чтение как ресурс гуманизации детей
2.4.Приёмы приобщения младшеклассников к чтению в школьной библиотеке
2.4.1.Дома
2.4.2.В школе
2.4.3.В библиотеке
2.5. Условия усиления культуроведческих функций домашнего чтения
2.6. Качество текстов и проблемы формирования библиотечных фондов
2.7. Метод выявления читательских библиотечных предпочтений
2.8. Практические приёмы приобщения к чтению
2.8.1. Игры со словами для детей 10-12 лет
2.8.2.«Волшебные» вопросы для развития логики и запоминания литературных героев
2.8.3. Список сказок, используемых в играх с текстами
2.9. Анализ, основания, обобщение, выводы
3-я глава. БИБЛИОТЕЧНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
3.1. Вечера чтения
3.1.1.Личный пример
3.1.2.Практические шаги
3.2. Необычные приёмы приобщения к чтению
3.2.1.Совместимость законов развития сюжета и законов детского интереса
3.2.2.Эффективные практические приёмы возбуждения детского интереса к книге
3.3.Проверено исследованиями: каждый достоин поддержки
3.4.Правила и рекомендации по анкетированию детей
3.4.1.Анкетирование-самодиагностика
3.4.2.Субъективность в анкетировании
3.4.3.Диагностика читателей библиотеки: этические нормы и практика работы
3.4.4.Смотреть не значит видеть
3.4.5.Тестология
3.5.Какие ошибиться в выборе профессии?
3.6.Технология анализа развития библиотеки SWOT.
3.7.Детские упражнения (из возможных творческих занятий в библиотеке)
3.8.Не бойтесь вдохновлять оригинально!
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Книги и статьи по тематике издания
Полезные ресурсы
Литература для чтения вслух взрослыми детям
Рекомендации для подростков, увлекающихся фэнтези

Культурная среда России: формирование личности. Сценарии и игровые программы. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 96 с.
Понятие культуры очень ёмкое: включает в себя нравственность, быт и язык народа, круг идей и творчество человека и многое другое.
В рамках предлагаемого сборника собраны сценарии праздников, развлечений и занятий для детей дошкольных общеобразовательных учреждений, учащихся начальной и средней школы, которые помогут библиотекарям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования не только провести разнообразные мероприятия, включающие викторины, устные журналы, игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др., приуроченные к тому или иному событию и явлению культуры, но и показать вступающему в жизнь ребёнку и подростку необходимость овладения культурным наследием своей Родины и привлекательность в современных условиях понятия «культурный человек».

СОДЕРЖАНИЕ:
ФОЛЬКЛОРНЫЕ  МОТИВЫ
Г.Кузянин Ода лаптю русскому
С. Ничипорова, Н.Полуэктова Около кола бьют в колокола
Л. Худякова Оберег защищает дом от бед!
О. Макшеева Уж ты, прялица, кокорица моя!
РОДНОЙ  ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
В. Чижова Путь цивилизации
Г. Богомолова Строим Музей сказки
МУЗЫКА
Л. Пешкун Обитатели города Динь-Динь
А. Глотова Симфонический оркестр
ПАТРИОТИЗМ—ЭТО  СЛУЖЕНИЕ  РОДИНЕ
Н.Турубанова Его девиз «Скромность, труд и дело!»
КРИТЕРИИ  НРАВСТВЕННОСТИ И  НОРМЫ  ПОВЕДЕНИЯ
Л. Геншель «Добро по указу — не добро» (И. Тургенев)
Е. Попова Души озарение
Ю. Демченко Волшебные слова
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Пантюхова, Т. В. Проекты и гранты. От замысла — к реализации: сборник-тренажёр. / Т. В. Пантюхова. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. — 144 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 151)
Предлагаемый сборник представляет собой методическое пособие по проектной деятельности библиотек. Он выстроен как «методическая лоция», состоящая из глав - «акваторий». Каждая глава содержит теоретический материал и конкретные проектные разработки, апробированные на практике. Обобщён обширный опыт специалистов Нижегородской государственной областной детской библиотеки. В Приложениях приведены полные тексты ряда библиотечных проектов, а также сопутствующая деловая документация.
Сборник-тренажёр предназначен для библиотекарей, работающих с детской аудиторией; руководителей библиотек любых типов, выдвигающих свои проекты на получение грантов; преподавателей и студентов вузов культуры.

СОДЕРЖАНИЕ
На проектной волне — в будущее
1 -й раздел. Методическая лоция
Акватория «Проект-Теория»
Акватория «Проект-Практика»
Волна «Праздничная»
«Берега культуры». Праздник открытия Недели детской книги
Создание информ-карты «Вокруг друзья»
Техническое задание «Открой зонт. Подари улыбку»
Волна «Краеведческая»
Положение о проведении областного интернет-конкурса по созданию мультимедийных ресурсов «День в нижегородской истории»
Волна «Историческая»
Проект «Подвиг ополченцев в нижегородской литературе»
Проект «Вы — библиотекарь!»
Проект «Мы все — нижегородцы»
Проект «Рождественская — это наша история»
Проект «Спортивная слава нижегородцев»
Проект «Для них спорт — жизнь»
Проект «Немцы-градостроители и Нижегородский край»
Проект «Имена на все времена, или История в историях о знаменитых земляках»
Волна «Филологическая»
Проект «Слово — душа языка»
Волна «Литературная»
Проект «Евгений Николаевич Чириков — писатель, драматург и публицист»
Волна «Декоративная»
Проект «Нижегородское чудо»
Акватория «Библиография»
2-Й раздел. Приложения
Приложение №1 Проект «Нижегородцам  ПРО Чтение»
Приложение №2 Программа «Летнее  чтение — семейное чтение»
Проекты «Мы читаем - загораем!», «Я на солнышке лежу и сценарии пишу» Проект «Удиви родителей, прочитай книгу!»
Проект «Страсть. Наваждение. Мечта. Дело»
Проект «От профессии к профессии»
Приложение №3  Проект «Мир кончиками пальцев»
Приложение №4. «Проект «Любить Отечество, как Минин»
Проект  «С помощью АТОМа»
Приложение № 5. План мониторинга проекта
Приложение № 6. Оформление титульного листа
Приложение № 7. Схема описания проекта
Приложение № 8. Программа по формированию и развитию исторического сознания юных читателей средствами библиотечной педагогики «Читаем историю вместе».

Плохотник, Т. М. Детский библиотекарь : Практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы и др. / Т. М. Плохотник. — Москва : Либерея-Бибинформ, 2014.— 128 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 155)
Плохотник Татьяна Михайловна, заместитель директора Центральной городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина, г. Саров Нижегородской области.
Окончила Московский государственный университет культуры и искусствСфера профессиональных интересов — методики читательского развития и внедрение их в работу библиотеки, библиотечная инновационная деятельность.
Автор около 40 публикаций в профессиональной периодике. Инициатор виртуального проекта «Библиотечный Либмоб» (2011 г.).
Предлагаемое пособие характеризует современные формы
Плохотник Т. М.
деятельности библиотеки по раскрытию фондов, продвижению книги к читателю, активизации общественного интереса к чтению
. В нем содержатся разработки мероприятий, осуществляемых с использованием разнообразных наглядных материалов и средств коммуникации и проводимых непосредственно в виртуальной среде или в традиционных условиях, но с опорой на новые информационные технологии. В приложениях приведены конкретные проекты и сценарии. Издание представляет собой продолжение ранее вышедшего в данной серии (выпуск № 146) сборника Т.М. Плохотник «Методист в детской библиотеке» (М., 2013)
Издание адресовано широкому кругу библиотекарей, работающих главным образом с молодёжной аудиторией.

ПРЕДИСЛОВИЕ
1-я глава. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ СРЕДЫ
Г. М. Пальгуева. Наглядные формы позиционирования книги
(библиотечный плакат, инфографика, электронная презентация, буктрейлер)
Т. М. Плохотник. Буктрейлер. Опыт создания
2-я глава. НОВОЕ И «ИНОЕ»
Т. М. Плохотник. БиблиоВидеоСтудия в детской библиотеке: за и против
Т. М. Плохотник. Библиотечный квест
Т. М. Плохотник. Странные акции нашего времени. Библионочь
3-я глава. БИБЛИОТЕКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ
И. Н. Огнева. Использование социальных сетевых сервисов в работе методиста библиотеки
И. Н. Огнева. Продвижение библиотеки в социальных медиа
Т. М. Плохотник. Вебинар-формат: заметки участника и организатора 
Т. М. Плохотник. Мастер-класс «Библиотечный блог как коммуникативная виртуальная площадка. От идеи к реализации»
ПРИЛОЖЕНИЯ
И. Н. Огнева. Портфолио библиотекаря
И. Н. Огнева.  Библиографическая игра «Классики»
И. Н. Огнева. Хоррор (Информ-обозрение)
Т. М. Плохотник. Проект создания инициативной творческой молодёжной волонтёрской группы при детской библиотеке
Т. М. Плохотник. Анкета для библиотекарей «Детская библиотека как коммуникативная среда»
Т. М. Плохотник. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Встреча-предчтение по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» для учащихся 1—4-х клас
Т. М. Плохотник. «Откуда я родом?» (Литературная слайд-презентация по биографии Антуана де Сент-Экзюпери для учащихся 5—9-х классов)
Т. М. Плохотник. «Шершеля... France» (Материалы к интерактивной выставке-презентации для учащихся 5—11-х классов)
ОБЩИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Литература
Интернет-источники

Шуминова,  И. О. Роль библиотеки в многонациональном пространстве: программы, проекты, сценарии. / И. О. Шуминова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2013. — 160 с. - (Библиотекарь и время. ХХI век; вып. 149).
Взаимодействие национальных культур стало для библиотек предметом осмысления и одним из важнейших факторов поступательного развития. Библиотеки стремятся вносить свой вклад в стабилизацию отношений между людьми разных национальностей, участвовать в воспитании почтительного отношения к культуре каждого этноса. Предлагаемое пособие акцентирует внимание на основных тенденциях и проблемах библиотечного обслуживания многонационального региона.
Рассматриваются такие темы, как «Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации межкультурного взаимодействия»; «Воспитание культуры межнационального общения: формы и методы»; «Работа библиотек с художественной литературой как средством межкультурного взаимопонимания» и др.
В разделе «Культура приграничья: место и роль библиотеки» характеризуется специфика организации библиотечного обслуживания населения приграничных территорий.
Публикуются многочисленные практические материалы: программы, проекты, сценарии и т. д. Пособие рассчитано на широкий круг библиотечных работников.

ВВЕДЕНИЕ
1-я глава. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
1.1.Библиотека как ресурс поликультурного пространства: теоретико-методологические подходы
1.2.Библиотека как центр сохранения языков и культур
многонационального региона
Приложение 1.Примерная программа проведения урока толерантности «Единство разных»
Приложение 2.Примерный план проведения акции для молодых читателей «Мир, который мы создаём»
2-я глава. БИБЛИОТЕКА В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1.Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации
межкультурного взаимодействия
2.2.Воспитание культуры межнационального общения:
формы и методы
2.3. Работа библиотек с художественной литературой
как средством межкультурного взаимопонимания
3-я глава. КУЛЬТУРА ПРИГРАНИЧЬЯ: МЕСТО И РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ
3.1.Приграничье как объект интеркультурного развития
3.2.Особенности библиотечного обслуживания населения
в условиях приграничья
Приложение 1.Концепция проведения Дней православной книги
Приложение 2.Анкета «Толерантность»
Приложение 3.Галерея народных традиций «Культура разная важна,
культура разная нужна»

2 комментария:

  1. Людмила, как всегда актуально и полезно! Спасибо за обзор :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Евгеньевна, рада, что Вам понравилась информация.
      Спасибо за добрый отзыв, за то, что заглянули в блог. Хороших Вам выходных и всего самого доброго!

      Удалить