пятница, 1 марта 2013 г.

Сам себе психолог

Я сгорел на работе, или потуши себя сам
Дорогие коллеги!
С внедрением ИКТ в жизнь библиотекаря нагрузка резко возрастает. Количество процессов, которые должен успевать делать библиотекарь, стремительно растет. Мы хотим всё успеть сделать, всё охватить, что запланировано; жалуемся, что катастрофически не хватает времени и испытываем постоянную усталость, стресс и раздражение от неуспевания и невыполнения. А что по этому поводу говорят психологи? 
Психологи утверждают, что стресс в разумных количествах даже полезен для человека. Но как быть, если уровень напряжения буквально зашкаливает, и это продолжается изо дня в день? К чему может привести такая нервотрепка?

Бывает, один из ваших коллег начинает жаловаться, что плохо себя чувствует и его буквально тошнит от работы. Зачастую мы просто отмахиваемся от назойливого нытья, хотя причитания могут быть (не всегда, конечно) симптомами синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального, или психического выгоранияэто реакция организма на профессиональные стрессы, процесc постепенной утраты энергии. Обычно это проявляется  в эмоциональном, умственном истощении, физическом утомлении, личной отстраненности и снижении удовлетворения от проделанной и  выполняемой работы.
Психологи утверждают, что выгорание – это механизм защиты человека от вредоносного воздействия стресса. Часто этим термином обозначается профессиональное истощение, что говорит об изменении личности человека под влиянием стресса.

Представители каких профессий наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания? 
Синдром эмоционального выгорания - это типичная профессиональная болезнь работников "альтруистических" специальностей, таких, которые сопряжены с оказанием помощи людям, в которых отзывчивость и сострадание - часть работы. Медики, психологи, учителя и воспитатели, соцработники, сотрудники правоохранительных органов - вот те, кто сталкивается с эмоциональным выгоранием в первую очередь.
Думаю, что сюда можно отнести и библиотекарей, т.к. наша работа тоже связана с общением с людьми разного психотипа и требует постоянного внутреннего контроля и внимания, умения не проявлять своих негативных эмоций и раздражения.

Почему так происходит?
Дело в том, что общаться с людьми вовсе не так просто, как кажется со стороны. Каждый контакт требует значительного расхода психической энергии.
Ежедневно представители "альтруистических" профессий сталкиваются с огромным количеством негативных эмоций, которыми невольно заражаются сами, кроме того, на их плечи ложится ответственность за здоровье, судьбу или даже жизнь клиента.
День ото дня нервное напряжение нарастает, и, в конце концов, резерв организма истощается, продуктивность работы падает, развивается синдром хронической усталости. К тому же, постоянное нервное напряжение и стресс могут привести к неврозу навязчивых состояний, о котором подробнее можно прочитать   здесь.

Благоприятствуют выгоранию и некоторые личные качества: синдром эмоционального выгорания чаще встречается у эмоциональных людей, склонных к сопереживанию, перфекционистов, и тех, кто стремится быть лучшим во всем.
При этом огромные затраты психической энергии вознаграждаются далеко не всегда. Несмотря на все приложенные усилия, не всегда удается успешно решить проблемы клиента, достигнув морального удовлетворения. Не всегда работа адекватно оплачивается, что невольно воспринимается специалистом, как низкая оценка своих заслуг. Не всегда работник ощущает эмоциональную поддержку со стороны начальства и коллег. В результате, самооценка падает, наступает фрустрация - создается ощущение, что все усилия бессмысленны. Работник может чувствовать себя настолько дискомфортно, что даже заболевает физически: головные боли, постоянные простудные заболевания на фоне сниженного иммунитета, проблемы с сердцем - вот только некоторые из возможных осложнений.
В конце концов, вырабатывается защитная реакция, и наступает эмоциональное выгорание в собственном значении слова. Человек больше не реагирует на то, что раньше его травмировало. Больше не интересуется вопросами, связанными с его профессией, коллег и клиентов воспринимает как досадное недоразумение. Кажется, достигнуто эмоциональное равновесие. Однако это означает, что работник утратил профессиональную пригодность, в связи с чем возникает новая волна объективных и субъективных проблем.
Факторы, способствующие возникновению СЭВ: 
постоянный цейтнот, несложившиеся отношения с коллегами, неясные требования, предъявляемые к работе, рутина, постоянная сверхурочная работа…
Кроме внешних (перечисленных выше) причин, способствующих возникновению СЭВ, есть и внутренние, те, которые кроются в личности самого сотрудника: постоянный самоконтроль, подавление негативных эмоций, перфекционизм (стремление к совершенству), повышенная тревожность и другие.

Психологи выделяют три этапа СЭВ:
 1) период повышенной активности
В результате наступает истощение и появляется постоянное чувство усталости.
 2) непроизвольное подавление эмоций
Утрата эмоционального отклика на все, что хоть как-то связано с работой.
 3) период падения самооценки
Человек не видит ценности в том, что он делает, утрачивает веру в себя как профессионала, как следствие, уменьшается удовлетворение от проделанной работы.
Как предотвратить СЭВ, если он уже начался? 
В первую очередь, следует обратить внимание на снятие стресса, повышение мотивации и создание оптимального уровня между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Эти несколько простых советов помогут вам постоянно оставаться в форме:
научитесь правильно дозировать рабочую нагрузку
• старайтесь переключаться с одного вида деятельности на другой
• не принимайте все близко к сердцу
• позвольте себе иногда совершать ошибки
• помните, что быть всегда лучше других, невозможно
• найдите время на занятия спортом.

Прежде всего, необходимо обеспечить себе достаточное количество отдыха, ведь синдром эмоционального выгорания чаще всего развивается именно у трудоголиков.
Пересмотреть свои ценности и ориентиры. Осознать, что идеальный результат недостижим. Не вступать в бессмысленное соперничество.
• Четко сформулировать свои цели, это поможет поддерживать свою мотивацию к работе.
• Как ни банально, порой необходимо поплакаться кому-то в жилетку.
• Если эмоциональное выгорание связано с взаимоотношениями в рабочем коллективе, очень полезно будет общение с коллегами не из вашего коллектива, это поможет более объективно взглянуть на собственную работу и поднять самооценку.
Вот такую молитву я нашла на сайте ПРОФЕССИОНАЛЫ.РУ
Очень похоже с молитвой Оптинских старцев. Я надеюсь, что прочитав и запомнив ее, вы во многом будете сдержаннее, спокойнее воспринимать все то, что иногда нас так будоражит. 
   
 «Господи дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течения дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением на все воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях, не дай мне забыть, что все ниспосланно Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течения дня.  Руководи моею волею и научи меня молиться, верить,  надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь".
Еще интересна, мудра и действительно дает духовную поддержку молитва известного французского писателя, военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери. Кто испытывает трудности в жизни, прочитайте эту мудрую молитву.   
                    
Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
МОЛИТВА
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.
Подари мне тонкое чутьё, чтобы правильно отличать первостепенное от второстепенного.
Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем.
Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринимать эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что всё в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растём и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать её любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.

Ещё ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий