суббота, 14 июля 2012 г.

Библиотечный урок

«Развитие  динамического  чтения – веление времени»
Цель библиотечного урока – дать понятие и представление о динамическом чтении, его особенностях и преимуществах. Раскрыть динамическое чтение как способ повысить культуру чтения, стать современным преуспевающим человеком.
Библиотечный урок-информация  ориентирован на студентов-первокурсников и учащихся старших классов  общеобразовательных школ.
Вторая половина XX века характерна возникновением «информационного взрыва», то есть резким возрастанием новой информации во всех сферах общественной жизни. В условиях научно-технической революции на человечество буквально обрушилась лавина самой разнообразной информации. Ученые подсчитали, что к моменту, когда ребенок, родившийся сегодня, закончит институт, объем информации возрастет в четыре раза, а когда ему исполнится 50 лет — в 32 раза.

Существует несколько путей преодоления препятствий по усвоению такого объема информации. Одним из них является повышение скорости чтения, то есть освоение навыков динамического чтения. Ученые подсчитали, что современный человек в эпоху «информационного взрыва» должен уметь варьировать скорость чтения от 100 до 1000—2000 слов в минуту (то есть от 200 до 400 страниц в час). Но 400 страниц — это отнюдь не предельная скорость чтения, хотя в прошлом так читали лишь очень немногие, в том числе Ж. Ж. Руссо, О. де Бальзак, А. С. Пушкин, Наполеон, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Рубакин, А. М. Горький и другие.
Динамическое чтениеэто такой метод чтения, при котором обеспечивается извлечение из текста осмысленной информации на повышенной скорости.
По мнению ученых-лингвистов, границей обычного (традиционного) и динамического чтения принимается скорость чтения 300 слов в минуту. Чтобы овладеть методом быстрого, динамического чтения, очень важно осознать причины медленного, традиционного чтения, понять их природу и особенности.
В теоретических исследованиях, посвященных изучению процесса чтения, выделяют обычно четыре наиболее характерных недостатка, которые не способствуют повышению скорости чтения: «звуковой барьер», малое поле зрения, регрессии при чтении и отсутствие гибкой стратегии чтения.
«Звуковой барьер» — это артикуляция, вокализация и фонетизация при чтении, что сопровождается работой органов речи: губ, языка, гортани, мягкого неба и голосовых связок, при помощи которых беззвучно проговаривается читаемый текст. Образно говоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше, чем у зрительного.
Пропускная способность речеслухового канала невелика — она составляет всего 150 слов в минуту. Это предел, выше которого теряется разборчивость воспринимаемой звуковой речи. 150 слов в минуту — это и есть скорость чтения тех, кто читает с внешней артикуляцией.
Чем меньше развит навык чтения про себя (например, у детей) и чем сложнее читаемый текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь. Этот недостаток является наиболее устойчивым, так как он исходит из «детства», и труднопреодолимым, поэтому с ним можно и нужно бороться постоянно.
Второй недостатокмалое поле зрения при чтении - определяется оптическими свойствами зрительной системы. При традиционном чтении поле зрения достаточно мало, и при этом воспринимаются буквы, отдельные слова. Поэтому глаза вынуждены делать много скачков, фиксаций (остановок) при считывании текста. Можно ли расширить поле зрения? Да, можно, но не за счет расширения геометрических размеров угла зрения, что сделать практически невозможно, а за счет развития способности читателя воспринимать не просто отдельные слова или даже целую строку и в отдельных случаях — весь абзац.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения техники процесса — оно способствует глубокому и правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в момент фиксации глаз вызывает наглядно-образные представления, ярко передающие смысл. В этом случае обеспечивается более экономное движение глаз: вертикально, сверху вниз по центру страницы. Все это требует систематической тренировки и совершенствования навыков быстрого чтения.
Третий недостаток регрессии при чтении — является одним из самых распространенных. Под регрессией понимаются возвратные движения глаз к недопонятым фразам, предложениям, словам, при этом происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста.
При медленном, традиционном чтении регрессии являются довольно частым явлением и составляют от 10 до 15 возвратов при чтении текста объемом в 100 слов. Вполне естественно, что столь частые возвратные движения глаз и повторные фиксации резко снижают скорость чтения.
Четвертый недостатокотсутствие гибкой стратегии чтения. Этот недостаток является как бы обобщенным, комплексным и вытекает из самой природы процесса чтения. А именно: чтение как действие, как процесс не может быть бессмысленным, просто освоением какого-то отвлеченного текста. Техника и скорость чтения должны подчиняться определенной цели, задачам и установкам, которые ставит перед собой читатель. Поэтому определение стратегии — это альфа и омега любого чтения и уж тем более чтения динамического.

В порядке обобщения поставим вопрос: чем же отличается обычное (традиционное) чтение от  динамического?
Обычное чтение
1.Читаются буквы, слоги, слова.
2.Графическая информация направляется в мозг с помощью зрительного, речедвигательного и слухового каналов.
3.Для уяснения смысла прочитанного необходимо видеть графическую информацию и одновременно проговаривать слова.
Динамическое чтение
1.Читаются группы слов, их блоки, целые мысли (так называемое «чтение понятиями»).
2.Графическая информация направляется в мозг только с помощью зрительного аппарата.
3.Подавляется внутреннее проговаривание  («озвучивание» читаемого текста).
Чтение как главный умственный труд во всех сферах образования и самообразования может быть охарактеризовано совокупностью количественных и качественных показателей. К таким показателям можно отнести: скорость чтения, коэффициент усвоения и продуктивность чтения.
Скорость чтения — это объем прочитанного текста за единицу времени. Объем текста определяется в страницах, словах, слогах и знаках. Время измеряется в часах, минутах и секундах. Чаще всего единицей измерения скорости чтения служит количество слов в минуту. Чтение со скоростью 300 слов в минуту считается обычным, традиционным, а свыше 300 слов в минуту — быстрым, динамическим. Пределом сплошного чтения является скорость 700—800 слов в минуту (по оценке ряда авторов — даже до 1000 слов в минуту (!)).
 Коэффициент усвоения — это количество усвоенного содержания текста. Коэффициент усвоения измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию, принимаемому за 100 процентов или за единицу. В педагогической практике показателем хорошего усвоения считается коэффициент 0,7 или 70 процентов.
Продуктивность чтения — обобщенный количественно-качественный показатель, характеризующийся объемом усвоенного содержания текста за единицу времени. Продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется также количеством слов в минуту.
В России установлен государственный норматив только по скорости чтения для школьников начальных классов: первый — 30—60 слов в минуту; второй — 90—110 и третий — 110—140 слов в минуту.
Нормирование чтения введено также в ряде зарубежных стран. Например, в США действуют следующие нормативы скорости чтения (с учетом усвоения содержания текста не менее 70 процентов): школьники начальных классов — 80—158 слов в минуту, средних классов — 175—204, старших классов — 214—250 и для студентов — 250—280, для высококвалифицированных специалистов (редакторы, научные ра-ботники, журналисты) — 340—620 слов в минуту.
Скорость чтения разбивается на семь интервалов: очень медленная — 0—99 слов в минуту, медленная — 100—149, средняя — 150—199, выше средней — 200—249, среднебыстрая — 250—299, быстрая — 300—399, очень быстрая — от 400 и выше слов в минуту.
Исходя из сопоставления этих показателей, можно выделить пять типов читателей: низкопродуктивный (Нп), поверхностный (Пв), нерациональный (Нр),  стандартно-типичный (Ст),  высокопродуктивный (Вп).

Повысить культуру чтения, а значит, и скорость чтения, может каждый читатель, но при условии постоянной работы над собой с соблюдением определенных методических рекомендаций.
К таким правилам можно отнести следующие:
1.Соблюдение правил гигиены чтения, плановость и систематичность в работе с книгой.
2.Никакие, даже самые лучшие рекомендации не заменят собственного опыта.
3.Не отступайте перед трудностями в обучении динамическому чтению, с помощью специальных упражнений постоянно тренируйте свои читательские способности и навыки.
4.Основой динамического чтения являются: система осознанных установок; хорошее владение логико-семантическими приемами работы с текстом; развитое периферическое поле зрения; большой словарный запас; развитое внимание; хорошая словесно-логическая и образная память, динамичность смыслового восприятия, определяемая целью чтения и характером текста.
5.Самоконтроль и оценка читательской деятельности — действенное средство ее совершенствования.

Обучение динамическому чтению по специальным методикам позволило отдельным читателям достичь поистине феноменальных результатов. Так, 16-летняя киевлянка Ира Иванченко достигла скорости чтения 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было зарегистрировано в январе 1990 года в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд Ира вышла благодаря специальной подготовке в Киевском центре развития мозга, обучающем методам быстрого чтения.
Таким образом, библиотеки, библиофилы — подвижники книги и вообще представители науки, литературы и культуры, общественные и государственные деятели всех  времен и народов подарили современному читателю величайшую возможность изучить мысли и дела предшествующих поколений, понять смысл своей собственной жизни и стать с «веком наравне». (А. С. Пушкин).

Приложение: Цитаты  о  чтении
Чтобы воспитаться, недостаточно прочесть только Пиквика  или  вызубрить монолог из «Фауста». Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час.
                         (А. П. Чехов)
Плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность, пустая и ложная идеальность, отвращение от бодрой и здоровой деятельности... Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать. (В. Г. Белинский)                                                        
Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него (Бальзака) способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости его глаза. Часто одно-единственное слово позволяло ему  усвоить смысл целой фразы. Его память была чудом. Он столь же отчетливо помнил мысли, усвоенные из чтения, как и возникающие во время размышления или беседы. Короче говоря, он обладал всеми видами памяти – на места, на слова, на вещи и на лица. (С. Цвейг)                            
Некоторые книги надо читать очень медленно, чтобы хорошо понять их смысл, но в ряде случаев, наоборот, необходимо схватывать общую связь мыслей, что достигается посредством быстрого чтения.
                                      (Н. А. Рубакин)

Использованная литература:
1. Мальгин, А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. – М.: Либерия-Бибинформ, 2009. – 536 с.
2. Михайлов, С. Е. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее / С. Е. Михайлов. – 2-е изд. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. – 255 с. : ил. – (Психологический практикум).
3.  Самоучитель: как  научиться  быстро  читать / авт.-сост.  А. Шилин. – Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2001. – 272 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...