пятница, 6 июля 2012 г.

Библиотечный урок

Библиотечный урок для старшеклассников
«Что такое ИКЛ (информационная культура личности)»
План урока:
1.Феномен информационной культуры личности.
2.Информационная культура личности. Основные понятия, задачи, характеристика составляющих:
а) библиотечно-библиографическая грамотность
б) культура чтения
в) пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний

г) компьютерная грамотность
3.Заключение. Экспресс-опрос (проверка знаний новых терминов и понятий).
Пояснительная записка:
К уроку оформляется инфовыставка: «Информация. Библиотека. Общество», материалы которой помогают раскрыть тему библиотечного урока. Здесь же на выставке экспонируются библиографические пособия по формированию информационной культуры подрастающего поколения, созданные в библиотеке за последние годы. В качестве наглядного иллюстративного примера используется компьютерная презентация урока в POWER POINT. Перед началом урока проводится небольшой блиц-опрос учащихся с целью выявления уровня знаний по теме урока и психологического настроя на восприятие материала. Вопросы блиц-опроса:

1) Возросла ли роль и объем информации в современной жизни?
2) Нужны ли специальные знания, чтобы ориентироваться в огромном море информации?
3)Почувствовали ли вы изменения возможностей получения новой информации и в чем это выражается?
4) Изменился ли характер чтения с развитием новых технологий и есть ли отличия между чтением печатного текста и экранным
чтением? Нужна ли культура чтения сегодня?
5) Вопрос, который волнует нас, библиотекарей, и который мы задаем часто своим читателям: заменит ли компьютер книгу и дополняют ли они друг друга или соперничают между собой?
6) Нужно ли развивать каждому современному человеку, особенно молодому, свою информационную культуру или в этом нет необходимости?


Ход урока:
1. Феномен информации, информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты, всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху рождается новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество – это общество умственного труда, здесь меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики – экономики, базирующейся на информации и знаниях.
По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений. В старом обществе жизнь делилась на период учебы и период работы. После получения профессионального образования задача человека состояла лишь в необходимости периодического пополнения знаний. Этот тип образования сейчас принято называть «поддерживающим».
В новом обществе требуется новый тип образования – «опережающее». При этом учеба превращается в непрерывное пожизненное занятие. Специалистом сегодня уже считается не тот, кто раз в жизни научился что-то делать, как следует. Специалистом становиться лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора года. Девизом и смыслом нового типа образования стал лозунг « образование в течение всей жизни».
Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения квалификации, освоение новых видов деятельности.


Серьезное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры. Основные факторы, определившие возникновение феномена информационной культуры – это переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества. (Пример информатизации общества: с помощью сотового мы можем узнать разнообразную информацию: о погоде, курсе валют, проверить правильность кодировки товара по штрих-кодам, поиграть в интеллектуальные игры (типа: «Кто хочет стать миллионером?») и выйти в Интернет).
По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 – каждые 10 лет, а к 1970 – каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. Он удваивается уже за 1,5 – 2 года.
По данным ЮНЕСКО, в начале 19-го века во всем мире выходило около 100 научных журналов, в 1850г. – 1000, в 1900 – более 10 тысяч, в настоящее время свыше 100 тысяч. Книг за последние 25 лет выпушено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.
Лавинообразный рост объемов информации во 2-ой половине XX века породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой «информационный взрыв». Следствием информационного взрыва явился информационный кризис – противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность до 50 % своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10 – 12 % публикаций, вышедших за год даже по самой узкой специальности. В результате существенно снижается эффективность использования информации как важнейшего ресурса. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становиться все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.
Кардинальное решение проблемы информационного кризиса стало возможным лишь при создании принципиально новой технической и технологической платформы, базирующейся на персональных компьютерах и средствах телекоммуникации. Беспрецедентное развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального процесса современности – информатизации общества.

2. Информационная культура личности. Основные понятия, задачи, характеристика составляющих.
Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации в качестве ресурса развития резко повысила значимость формирования информационной культуры человека. Работа по формированию информационной культуры, являясь традиционной для библиотек, в последние годы претерпела серьезные изменения. Давайте с вами разберемся – что же такое информационная культура личности.
Информационная культура личности: объем и содержание понятия. В основе любой концепции лежит четкое определение базового понятия. Принципиальное значение это имеет для такого сложного и многозначного явления, как «информационная культура». Как уже отмечалось, исследования по информационной культуре проводятся представителями самых различных наук, следствием чего явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Возможно, такая ситуация будет сохраняться еще долгое время.


Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Для того чтобы более четко представить содержание (смысл) понятия «информационная культура личности», используем образ «информационного древа», дерева, корни которого - это традиционная информационная грамотность и грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях, а ствол - это информационное мировоззрение. Этот образ наглядно показывает, что понятие «информационная культура личности» является более широким (емким) и полностью включает в свой состав понятие «информационная грамотность», отличаясь от него такими компонентами, как информационное мировоззрение и способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.


Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Современный период развития общества характеризуется тем, что информация становится главным ресурсом, определяющим уровень развития государств и отдельных личностей. С другой стороны, созданный человеком искусственный мир с его гигантской концентрацией и перенасыщением информацией нарушает экологический баланс, разрушает природу и самого человека. В этих условиях возникает потребность в новом сознании людей, в формировании нового информационного мировоззрения, главным признаком которого является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение и к информации, и к создаваемым и используемым информационным продуктам, и к техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Связь мировоззренческих знаний с личной практикой — важное условие превращения простой осведомленности в убеждения. Как и любое другое мировоззрение, информационное мировоззрение нельзя «вложить в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям. Информационное мировоззрение неразрывно связано с мотивацией учащихся на информационную подготовку, в частности, на изучение информационной грамотности. Именно мотивация учащихся определяет успешность их информационной подготовки.


Кроме информационного мировоззрения информационная культура отличается от информационной грамотности включением в свой состав способности человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Под информационным продуктом в данном случае будем понимать результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработки имеющейся информации, представленный в форме документа. Например, учитель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание - новую методику, новую педагогическую технологию и т.п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследовательской деятельности - монографию, статью, методические рекомендации. Учащиеся, студенты в ходе своей учебной деятельности не создают нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы они также готовят информационные продукты - рефераты, доклады, курсовые и дипломные
работы, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке.


Способность создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации является важнейшим свойством творческой (креативной) личности, развитие которой является первостепенной задачей современной системы образования, деятельности библиотеки. Следовательно, можно говорить о том, что между становлением творческой и креативной личности и формированием информационной культуры личности существует тесная связь. Она проявляется в том, что повышение продуктивности любого вида интеллектуального труда, сущность которого состоит в работе с информацией (ее анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и обобщении), невозможно без соответствующего уровня информационной культуры личности. Эта связь проявляется также и в том, что формирование психологической и интеллектуальной смелости, независимости, необходимых для творческой и креативной деятельности, а также для работы с разнородной и противоречивой информацией, невозможно без соответствующей информационной подготовки и овладения должным уровнем информационной культуры. Без новой информации невозможно развитие воображения, рождение новых образов, развитие творческого мышления, интуиции. Но все это требует от творческой личности не только определенных психофизических качеств, но и специальных знаний, умений, навыков, опыта, системы взглядов в сфере работы с информацией и информационными технологиями, то есть с тем, что составляет сущность информационной культуры личности.


Составляющие информационной культуры.
Если прежде библиотеки вели пропаганду библиотечно-библиографических знаний (о книге и библиотеке, СБА, по основам библиографии, в том числе – по умениям пользоваться справочными, библиографическими изданиями и другими источниками информации), то в условиях всеобщей информатизации приходиться иметь дело с такими понятиями, как «информационное пространство» (страны, региона, вуза, библиотеки), «информационные ресурсы» (федеральные, региональные, отраслевые и пр.), «информационная среда библиотеки», «информационные технологии», «компьютерная грамотность».


Информационное пространствоэто некое пространство (территория – страна, регион, центр НТИ, библиотека, отрасль знания, область науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация. А люди живут и действуют всегда в определенном информационном пространстве. У каждого человека свое информационное поле (так называемое «информационное поле личности»), которое входит в информационную культуру человека.
Информационная культура человека – понятие многогранное. Ее формирование начинается в семье, затем к нему подключаются СМИ, школа, вуз, а затем продолжается на протяжении всей активной жизни человека. Информационная культура – это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. Нужен не только определенный уровень знаний, но и умение их применять.


Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков во взаимодействии с информационной средой. Основные компоненты информационной среды в библиотеке:
1) Информационные выставки и полочные разделители в книжном фонде;
2) Информационные стенды;
3) Разнообразные средства библиографического ориентирования (таблицы, схемы-алгоритмы поиска информации в каталогах, карточках и БД);
4) Методические плакаты, разъясняющие правила пользования библиотекой в целом и отдельными ее подразделениями;
5) Система обучающих и поисковых компьютерных программ, содействующих овладению читателями более широким кругом источников и средствами самостоятельно поиска информации
Информационная культура проявляется в интересе к информационной деятельности, в осознании ее важной роли в образовательных процессах, в осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки, в использовании традиционных, электронных и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации, в активном информационном поведении.
Основные составляющие информационной культуры личности:
1.Библиотечно-библиографическая грамотность;
2.Культура чтения;
3.Пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний;
4.Компьютерная грамотность.


Библиотечно-библиографическая грамотность это комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знание о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий; правила пользования библиотеками; умение найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации.


Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться СБА, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.), бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования.


Пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний – обучение читателей (студентов, учащихся) основным правилам поиска и сбора информации в пределах своей отрасли, реферированию литературы, способам организации личных картотек и досье.
Компьютерная грамотность – новое понятие. Это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Важными компонентами компьютерной грамотности являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; владение современными программными средствами. В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиске информации, рисовании и т.д., составлять простые программы, алгоритмы решения задач.
Исследования показывают, что у значительно числа пользователей библиотек уровень информационной культуры невысок. Не секрет, что наши читатели слабо владеют навыками поиска, отбора и анализа необходимой им информации. Уровень информационной культуры остается низким, прогрессирует функциональная неграмотность. Наша библиотека пришла к выводу, что необходимо целенаправленно вести такую работу, которая позволит учащейся молодежи постичь основные информационные понятия, разгадать тайны библиографии, развить навыки аналитико-синтетической обработки текста, освоить современные технологии чтения, применять на практике основы искусства речи. К сожалению, для читателей у нас стоит только один компьютер, поэтому мы не можем осуществлять всеохватывающее обучение читателей.
Мы надеемся, что старшеклассники глубоко осознали важную роль информационной культуры человека в своей жизни и жизни современного общества и будут предпринимать все усилия для того, чтобы остаться востребованными и нужными людьми, работающими на благо процветания нашей великой страны – России.

3.Заключение. Экспресс-опрос (проверка знаний новых терминов и понятий).

1) Какие изменения происходят в нашем обществе?
2) В чем заключается феномен информационной культуры личности?
3) Что такое «древо информационной культуры»?
4) Что такое информационное пространство, информационная среда?
5) Информационная культура личности – как вы понимаете для себя этот термин?
6) Какие 4 основных составляющих понятия «Информационной культуры личности» вы можете назвать

Библиотечные уроки в школе

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...